Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Г.С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 12 мая 2016 года гражданское дело по иску Я.Л.Н. к государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шатровском районе Курганской области о назначении досрочной трудовой пенсии
по апелляционной жалобе государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шатровском районе Курганской области на решение Шатровского районного суда Курганской области от 10 марта 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Я.Л.Н. удовлетворить частично.
Признать недействительным решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ от " ... " N об отказе Я.Л.Н. в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы с 06.10.1992г. по 30.09.1993г., с 21.05.1997г. по 31.08.2007г., и исчислении в календарном порядке периодов с 22.06.1989г. по 15.10.1989г., с 16.10.1989г. по 18.02.1991г., с 04.03.1991г. по 25.07.1991г., с 26.07.1991г. по 05.10.1992г. и отменить его.
Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда в Шатровском районе Курганской области исчислить периоды в льготном порядке 1 год работы за 1 год и 3 месяца: с 22.06.1989г. по 15.10.1989г. - отпуск по беременности и родам, помощник санитарного врача Шатровской СЭС; с 16.10.1989г. по 18.02.1991г. - отпуск по уходу за ребенком, помощник санитарного врача Шатровской СЭС; с 04.03.1991г. по 25.07.1991г. - отпуск по беременности и родам, помощник санитарного врача Шатровской СЭС; с 26.07.1991г. по 05.10.1992г. - отпуск по уходу за ребенком, помощник санитарного врача Шатровской СЭС; включить в специальный медицинский стаж и исчислить 1 год работы за 1 год и 3 месяца период работы с 06.10.1992г. по 30.09.1993г. - отпуск по уходу за ребенком, помощник санитарного врача Шатровской СЭС; включить в специальный медицинский стаж и исчислить календарно период с 21.05.1997г. по 31.08.2007 г. - фельдшер Шатровского военного комиссариата.
Обязать ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Шатровском районе Курганской области назначить Я.Л.Н. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с 11 ноября 2015 года.
В удовлетворении исковых требований о включении в специальный медицинский стаж периода работы с 01.06.2012 г. по 11.11.2015 г. в должности заместителя главного врача по ГО и мобработе Шатровской ЦРБ Я.Л.Н. отказать.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Шатровском районе в пользу Я.Л.Н. " ... " в счет возмещения расходов истца по уплате государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г. по обстоятельствам дела, представителя ответчика государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шатровском районе Курганской области О.М.Я., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Я.Л.Н., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, представителя третьего лица Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Курганской области" М.Т.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Я.Л.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (далее ГУ УПФ Российской Федерации в "адрес", Пенсионный фонд) о назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что решением ответчика N от " ... " в назначении досрочной пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа, который по расчету ответчика составил 13 лет 11 месяцев 11 дней. Считала, что до 01.01.1999 периоды ее работы необоснованно исчислены ответчиком в календарном порядке, ряд периодов не зачтен в соответствующий стаж. Настаивала, что отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж, как и периоды работы в должности фельдшера военкомата и заместителя главного врача по гражданской обороне и мобилизационной работе (далее ГО и мобработе) государственного бюджетного учреждения "Шатровская центральная районная больница" (далее ГБУ "Шатровская ЦРБ"). Полагает при включении в льготный стаж всех спорных периодов, ее специальный медицинский стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения по состоянию на 11.11.2015 составляет более 25 лет. Просила признать недействительным и отменить решение ГУ УПФ Российской Федерации в Шатровском районе от " ... " N в части исчисления специального медицинского стажа до 01.11.1999 об отказе включить в ее специальный стаж периодов работы: с 22.06.1989 по 15.10.1989, с 16.10.1989 по 18.02.1991, с 04.03.1991 по 25.07.1991, с 26.07.1991 по 05.10.1992, с 06.10.1992 по 30.09.1993, с 21.05.1997 по 31.08.2007, с 09.06.2012 по 11.11.2015; возложить на ГУ УПФ Российской Федерации в Шатровском районе обязанность исчислить в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца периоды: с 22.06.1989 по 15.10.1989 - отпуск по беременности и родам, помощником санитарного врача Шатровской СЭС; с 16.10.1989 по 18.02.1991 отпуск по уходу за ребенком, помощником санитарного врача Шатровской санэпидстанции (далее Шатровская СЭС); с 04.03.1991 по 25.07.1991 отпуск по беременности и родам, помощником санитарного врача Шатровской СЭС; с 26.07.1991 по 05.10.1992 отпуск по уходу за ребенком, помощником санитарного врача Шатровской СЭС; включить в специальный медицинский стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца период с 06.10.1992 по 30.09.1993 - отпуск по уходу за ребенком, помощник санитарного врача Шатровской СЭС; включить в специальный медицинский стаж период работы с 21.05.1997 по 31.08.2007 фельдшером Военного комиссариата Шатровского района, с 01.06.2012 по 11.11.2015 заместителем главного врача по ГО и мобработе ГБУ "Шатровская ЦРБ"; назначить ей досрочную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с 11.11.2015.
В судебном заседании истец Я.Л.Н. и ее представитель Ч.Ю,С. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что, работая фельдшером военкомата, истец исполнял те же обязанности, что и фельдшер больницы, только работал с определенным контингентом, ссылались на выполнение конкретных должностных обязанностей. Указали, что истец состоял в военно-врачебной комиссии и занимался работой фельдшера военкомата круглогодично, комиссии действовали практически весь год, за исключением 2 месяцев, в которые он занимался оформлением медицинских документов. Работая заместителем главного врача по ГО и мобработе, истец выполнял работу в должности фельдшера на 0,5 ставки. Считали должность заместителя главного врача подлежит зачету в соответствующий стаж, так как предусмотрена Списками.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ в Шатровском районе М.О.В. иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. В возражениях на иск, не оспаривая факт обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии и вынесения ответчиком решения об отказе в этом, указала, что в соответствующий стаж, дающей право на назначение досрочной пенсии, не включены периоды: с 22.06.1989 по 15.10.1989, с 16.10.1989 по 18.02.1991, с 04.03.1991 по 25.07.1991, с 26.07.1991 по 05.10.1992 - отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, помощник санитарного врача Шатровской СЭС в льготном исчислении, так как в данные периоды сохраняются только трудовые отношения, при этом лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, не осуществлялась, следовательно, данные периоды обоснованно зачтены в календарном порядке. Период отпуска по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 30.09.1993 не зачтен в льготном исчислении, так как данный период подлежал зачету до 06.10.1992. Полагала период работы фельдшером Военного комиссариата Шатровского района с 21.05.1997 по 31.08.2007 обоснованно не зачтен ответчиком в соответствующий стаж, так как основные направления деятельности Военного комиссариата не соответствуют деятельности учреждений, предусмотренных Списками, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 и от 29.10.2002 N 781. Обращала внимание на то, что по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в данный период истец лечебной и иной работой по охране здоровья населения не занималась, что свидетельствует о том, что работодателем не признавался факт работы истца в льготных условиях. Период работы заместителя главного врача по ГО и мобработе ГБУ "Шатровская ЦРБ" с 01.06.2012 по 11.11.2015 не зачтен в специальный стаж, так как соответствующим Списком должность заместитель главного врача по ГО и мобработе не предусмотрена.
Представитель третьего лица ГБУ "Шатровская ЦРБ" С.А.В. заявленные истцом требования поддержала частично, полагала период с 01.06.2012 по 11.11.2015 не подлежит включению в льготный стаж, так как должность заместителя главного врача по ГО и мобработе не предусмотрена Списками должностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, в должности фельдшера в указанный период истец работала на 0,5 ставки, что недостаточно для включения указанного периода в льготный стаж, что и явилось причиной невключения льготного кода условий труда истца в сведениях персонифицированного учета. Относительно периодов с 22.06.1989 по 15.10.1989, с 16.10.1989 по 18.02.1991, с 04.03.1991 по 25.07.1991, с 26.07.1991 по 05.10.1992, с 06.10.1992 по 30.09.1993 требования истца поддержала.
Представитель третьего лица филиала федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Шадринске, Шадринском, Каргапольском, Шатровском районах" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на иск заявленные истцом требования поддерживал, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Курганской области" (далее ФКУ "Военный комиссариат Курганской области") в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Шатровским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, с которым не согласился ответчик ГУ УПФ Российской Федерации в Шатровском районе в части включения в специальный стаж периода работы с 21.05.1997 по 31.08.2007 в должности фельдшера Шатровского военного комиссариата и назначении истцу досрочной пенсии.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГУ УПФ Российской Федерации в Шатровском районе указывает, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается при одновременном наличии двух условий: осуществление лицом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения и в должности, предусмотренной соответствующими Списками. Не соглашается с решением суда в части включения в специальный стаж истца периода работы в должности фельдшера (секретаря комиссии) Военного комиссариата Шатровского района с 21.05.1997 по 31.08.2007, поскольку наименование учреждения "объединенный военный комиссариат", "военный комиссариат", "отдел военного комиссариата" разделом "Наименование учреждений здравоохранения" Списками, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.09.1991 N 464, от 22.09.1999 N 1066, от 29.10.2002 N 781 не предусмотрено. Доказательств того, что истец осуществлял свою деятельность в качестве фельдшера во врачебном (фельдшерском) здравпункте или медицинском пункте, являющемся структурным подразделением военного комиссариата, суду не представлено. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.1991 N 464 распространяет свое действие только на часть заявленного истцом периода, но в данный период необходимо было работать по медицинской специальности в медицинском пункте, являющемся структурным подразделением воинской части. Таким образом, Я.Л.Н. выполняла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении, работа в котором не дает право на досрочное назначение пенсии по старости, соответственно, необходимые условия для назначения ей трудовой пенсии по старости отсутствуют. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.09.1991 N 464 имеется положение о включении в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, и ключевым словом является понятие "служба". Из представленных истцом документов следует, что истец состояла с военным комиссариатом в трудовых отношениях, в не проходила военную службу. Просит отменить решение суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный медицинский стаж период работы с 21.05.1997 по 31.08.2007 в должности фельдшера Военного комиссариата Шатровского района и назначении истцу досрочной трудовой пенсии с 11.11.2015, взыскании расходов по уплате государственной пошлины и принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Я.Л.Н. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы. Указывает, что имеет диплом государственного образца по специальности фельдшер, работала в штатной должности фельдшера Шатровского районного военкомата на полную ставку в течение полного рабочего дня, что подтверждено документально. Начиная с первоначальной постановки граждан на воинский учет, она осуществляла медицинское сопровождение данной категории граждан, оказывала медицинскую помощь при острых заболеваниях, доврачебную помощь, после проведения медицинских осмотров осуществляла текущий надзор за выполнением назначений врачей, проводила мероприятия по контролю за лечением. Входила в состав военно-врачебных комиссий (далее ВВК) и в течение года осуществляла медицинскую деятельность в составе ВВК, круг ее должностных обязанностей был значительно шире, чем обязанности фельдшера районной больницы. В соответствии с функциональными обязанностями фельдшера военного комиссариата она непосредственно подчинялась начальнику комиссариата, а по вопросам военно-врачебной экспертизы - начальнику ВВК военного комиссариата субъекта Российской Федерации. ВВК являются лечебно-профилактическими учреждениями особого типа, обладают статусом медицинского учреждения. Таким образом, необходимые условия для назначения досрочной пенсии, предусмотренные пп. 20 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и осуществление ее в учреждениях здравоохранения подтверждаются исследованными в судебном заседании документами, показаниями свидетелей. Считает указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на назначение досрочной пенсии. При рассмотрении дела судом нарушения норм материального права не допущено, просит решение Шатровского районного суда от 10.03.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ УПФ Российской Федерации в Шатровском районе Курганской области О.М.Я. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец Я.Л.Н. доводы апелляционной жалобы не признала, поддержав доводы возражений на нее.
Представитель третьего лица ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" М.Т.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель третьего лица ГБУ "Шатровская ЦРБ" в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Шадринске, Шадринском, Каргапольском, Шатровском районах" в судебное заседение суда апелляционной инстанции не явился, извещался надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом мнения сторон, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации).
Заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ст. 7 ч. 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2).
Вопросы, связанные с назначением, выплатой и перерасчетом трудовых пенсий, регулируются вступившим с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение было предусмотрено пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а до 01.01.2002 в ст. 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В силу с п. 2 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" "Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии" утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" утвержден Список работ, профессий, должностей, учреждений, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.
До принятия вышеуказанного Постановления действовали Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
Из материалов дела усматривается, что истец Я.Л.Н. 11.11.2015 обратилась в ГУ УПФ Российской Федерации в Шатровском районе Курганской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20. п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от " ... " в назначении пенсии истцу было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы.
В специальный стаж истцу не включены периоды с 22.06.1989 по 15.10.1989 нахождения в дородовом и послеродовом отпуске, с 14.10.1989 по 19.08.1990 отпуска по уходу за ребенком, с 04.03.1991 по 25.07.1991 нахождения в дородовом и послеродовом отпуске, с 06.10.1992 по 30.09.1993 отпуска по уходу за ребенком, с 22.08.1996 по 06.09.1996 и с 19.02.1997 по 28.02.1997 нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, так как, по мнению ответчика, действующим законодательством включение этих периодов в специальный трудовой стаж в льготном порядке не предусмотрено; с 21.05.1997 по 31.08.2007 в должности фельдшера (секретаря комиссии) в Военном комиссариате Шатровского района, с 03.12.2007 в должности фельдшера в муниципальном учреждении "Шатровская ЦРБ" (далее МУ "Шатровская ЦРБ"), так как данная организация не является государственным и муниципальным учреждением здравоохранения, должность в соответствующих списках не поименована; не зачтен и период работы истца с 01.06.2012 в должности заместителя главного врача по ГО и мобработе, так как, по мнению ответчика, действующим законодательством включение этих периодов в специальный трудовой стаж не предусмотрено.
Как усматривается из материалов дела и подтверждается записями трудовой книжки, истец Я.Л.Н. в период с 01.08.1988 по 01.10.1993 работала в должности помощника санитарного врача в Шатровской СЭС (в настоящее время - филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в г. Шадринске, Шадринском, Каргапольском, Шатровском районах"), с 01.10.1993 переведена фельдшером-лаборантом в санитарно-химическую лабораторию, с 20.05.1997 уволена на основании приказа N N от " ... ", с 20.05.1997 по 31.08.2007 в должности фельдшера (секретаря комиссии) в Военном комиссариате Шатровского района, с 03.12.2007 в должности фельдшера в МУ "Шатровская ЦРБ", с 01.06.2012 переведена на должность заместителя главного врача по ГО и мобработе.
В период работы истца в Шатровской СЭС она находилась в дородовом и послеродовом отпуске с 22.06.1989 по 15.10.1989, отпуске по уходу за ребенком с 14.10.1989 по 19.08.1990, дородовом и послеродовом отпуске с 04.03.1991 по 25.07.1991, отпуске по уходу за ребенком с 08.08.1991 по 30.09.1993.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования о зачете указанных периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, исходил из того, что отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то есть, до вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25.09.1992 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", следовательно, весь период нахождения в данном отпуске, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания, и на основании п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 удовлетворил требования истца о включении данных периодов в специальный стаж в льготном порядке 1 год работы за 1 год и 3 месяца, как и периоды работы в сельской местности или поселке городского типа.
Отказывая истцу в удовлетворении иска в части зачета в специальный стаж периода работы с 01.06.2012 по 11.11.2015 в ГБУ "Шатровская ЦРБ" в должности заместителя главного врача по ГО и мобработе, суд первой инстанции исходил из того, что данный период подлежит оценке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, которым должность врача-руководителя учреждения, а также их заместителей (их структурных подразделений, поименована, но работа в указанной должности дает право на досрочное назначение пенсии при условии осуществления врачебной деятельности. Поскольку таких доказательств истцом не предоставлено, а работа по совместительству в должности фельдшера имела место не на полную ставку, оснований для удовлетворения иска в данной части судом не установлено.
Решение в данной части сторонами не обжалуется, в соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации решение проверяется судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Удовлетворяя требования истца о зачете в соответствующий стаж периода работы Я.Л.Н. с 20.05.1997 по 31.08.2007 в должности фельдшера (секретаря комиссии) в военном комиссариате Шатровского района, суд первой инстанции, оценив сведения из ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" о дате введения должности фельдшера в районные военные комиссариаты, квалификационные требования к указанной должности, изложенные в приказе Министра обороны Российской Федерации от 08.03.1993 N 130, Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22.09.1995 N 315 "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.1995 N 390 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20.08.2003 N 200 "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", Инструкцию "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации", приказ Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации" от 11.11.2006 N 663, приложение N 15, 33 к Инструкции, пояснения по ведению протоколов заседаний призывной комиссии и комиссии по постановке граждан на воинский учет, должностную инструкцию фельдшера отдела военного комиссариата, пришел к выводу о том, что данный период является службой по специальности в составе Вооруженных Сил, в связи с чем, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1991 N 464 подлежит зачету в соответствующий стаж.
При этом суд указал, что работа в любой должности, поименованной в разделе "наименование должностей", где поименована и должность фельдшера, включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в учреждениях, предусмотренных в разделе "наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002, и, поскольку действующими Правилами сохранена возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, периодов работы в определенных структурных подразделениях организаций (воинских частей), независимо от их наименования и ведомственной принадлежности, периоды работы истца с 1999 по 2007 счел также подлежащими включению в соответствующий стаж.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судом установлено, что Военный комиссариат Шатровского района учреждением здравоохранения не является.
Разрешая спор, суд необоснованно не учел, что в спорный период истец проходила не военную службу по специальности в составе Вооруженных Сил, а состояла в трудовых отношениях с военным комиссариатом Шатровского района, что подтверждено трудовой книжкой истца, копией трудового договора, не оспаривалось истцом в судебном заседании апелляционной инстанции.
Действительно, в соответствии с приказами Минздрава Российской Федерации от 03.06.2003 N 229 и от 07.10.2005 N 627, которыми утверждены Единые номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, военно-врачебные комиссии, в том числе центральные, отнесены к учреждениям здравоохранения, однако их действие не распространяется на правоотношения до 2003.
Вместе с тем, в материалы дела представлены Постановления Администрации Шатровского района о включении истца в состав призывной комиссии, а не военно-врачебной, истец работал в должности фельдшера отдела Военного комиссариата.
Указанное учреждение, как и Военный комиссариат, не поименованы в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395, и в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1991 N 464, как и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066.
В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23.07.2009 N 906-О-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности, с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (пп. 20 п.1 ст. 27) (ранее - пп. 11 п. 1 ст. 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 N 94-О, от 29.01.2009 N 67-О-О).
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (ст. 19 ч. 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (ст. 39 ч. 1 Конституции Российской Федерации).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Поскольку деятельность истца протекала в учреждении, работа в котором не дает право на досрочное назначение пенсии по старости, необходимые условия для назначения истцу трудовой пенсии по старости отсутствуют.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований в части возложения обязанности на ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период работы с 21.05.1997 по 31.08.2007 фельдшером Военного комиссариата Шатровского района.
Так как специальный стаж истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, на момент подачи заявления составляет менее 25 лет, требования о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворены необоснованно, решение в данной части подлежит отмене с отказом истцу в удовлетворении иска в оспариваемой части.
Доводы истца о том, что работа в должности фельдшера в военном комиссариате должна быть засчитана как иная работа по охране здоровья населения, основан на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шатровского районного суда Курганской области от 10 марта 2016 года отменить в части возложения обязанности на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шатровском районе Курганской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, Я.Л.Н. период работы с 21.05.1997 по 31.08.2007 фельдшером Военного комиссариата Шатровского района и назначения Я.Л.Н. досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с 11 ноября 2015 года и в удовлетворении данной части иска Я.Л.Н. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Судья - председательствующий О.Н. Богданова
Судьи: Е.И. Безносова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.