Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Быстрова О.В.,
судей Ситьковой О.Н. и Турлаева В.Н.,
при секретаре Шевцовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации города-курорта Железноводска по доверенности Павловой Ж.И.,
на решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 10.02.2016,
по гражданскому делу по иску Глущенко М.Ю. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.В. к администрации города-курорта Железноводска о признании постановлении администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края N 994 от 27.11.2015 незаконным, признании права молодой семьи на получение социальной выплаты и восстановлении в сводном списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске",
заслушав доклад судьи Быстрова О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Глущенко М.Ю. обратилась в суд с иском об оспаривании постановления администрации города Железноводска, которым её семья исключена из сводного списка молодых семей в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы.
Считает, что имеет право на получение социальной выплаты и восстановлении в сводном списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске", поскольку проживает со своей семьей, которая состоит из двух человек, её и её несовершеннолетнего сына, в квартире, принадлежащей на праве собственности её родителям, где проживают ещё пять человек, которые членами её семьи не являются.
Решением Железноводского городского суда Ставропольского края от 10.02.2016 исковые требования удовлетворены.
Постановление Администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 27.11.2015 N994, в части исключения из сводного списка молодых семей в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы следующих граждан: Глущенко Марину Юрьевну, дата рождения ... г.р., состав семьи 2 человека, признано незаконным.
Суд решилпризнать семью в составе Глущенко М.Ю., ... г.р., и Т.В., ... г.р. отвечающим критериям подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске" муниципальной программы города-курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте Железноводске Ставропольского края" в рамках реализации программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Признать право молодой семьи в составе Глущенко М.Ю. и Т.В. на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в 2015 году и восстановить в сводном списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске" муниципальной программы города-курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте Железноводске Ставропольского края", утвержденной постановлением Администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 18.11.2013 N1104, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, утвержденный постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 27.08.2015 N700, с даты исключения (то есть с 27.11.2015).
На Администрацию города-курорта Железноводск возложена обязанность выдать молодой семье в составе 2-х человек Глущенко М.Ю., Т.В. свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размер 35% расчётной (средней) стоимости жилья в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Представителем администрации города-курорта Железноводска по доверенности Павловой Ж.И. подана апелляционная жалоба, в которой просит об отмене постановленного решения. Считает, что суд неверно установилобстоятельства по делу, поскольку родители и сестра Глущенко М.Ю., проживающие совместно, являются членами одной семьи, представленные ею договоры найма не могут быть приняты в качестве доказательств, поскольку они заключены лишь для того, чтобы подтвердить свою нуждаемость.
Указывает, что администрация города Железноводска является ненадлежащим ответчиком, поскольку расходы на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья являются расходными обязательствами субъекта РФ, т.е. Ставропольского края, который формирует и утверждает сводный список.
Просит принять по делу новое решение и отказать в удовлетворении иска.
В возражениях Глущенко М.Ю. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылается на то, что она не является членом семьи её родителей и сестры Глущенко Н.Ю., не ведет с ними совместное хозяйство, решения о признании их членами семьи не имеется.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Материалами дела подтверждается, что Глущенко М.Ю. обратилась в мае 2013 года в Отдел по Жилищным вопросам Администрации города-курорта Железноводска с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью дальнейшего участия в подпрограмме "обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске" муниципальной программы города- курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте Железноводске Ставропольского края" в рамках программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
27.11.2015 Постановлением Администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края N994 её семья исключена из сводного списка молодых семей в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного человека семьи более учетной нормы, семья из двух человек: Глущенко М.Ю., ... г.р., и несовершеннолетний ребенок, ... г.
Основанием для исключения из списка явилось отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Согласно подп. 1, 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с решением Совета города-курорта Железноводска Ставропольского края от 29.06.2010 N 723 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края" размер учетной нормы на территории муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края установлен в размере 12,00 кв.м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного гражданина, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По мнению апеллятора, наличие у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня их обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех указанных жилых помещений (пункт 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ).
Для расчета обеспеченности жилой площадью принята трехкомнатная квартира, находящаяся в собственности Ю.А., И.Д. по адресу: г. Железноводск, ул ... , площадью 66,8 кв.м, а также в расчет взята площадь квартиры принадлежащей на праве собственности Н.Ю. в размере 38,3 кв.м., расположенная по адресу: г. Железноводск, ул ...
Истец не согласилась с данным расчетом и указывала, что она живет своей семьей составом из двух человек, собственники квартиры, в которой она проживает, а также её сестра членами её семьи не являются.
Судебная коллегия считает правильными выводы суда о наличии оснований для незаконного исключения истца и её семьи из сводного списка.
Целью подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Задачи подпрограммы - предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома экономкласса.
Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Конституционный Суд РФ в Определении от 23.10.2014 N2329-О указал, что положение части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства.
Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ в Постановлении от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения.
Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ).
В обоснование своих доводов об отсутствии семейных отношений с родителями и сестрой, истцом предоставлены договоры аренды от 13.01.2013 и от 15.11.2014 о предоставлении ей в пользование комнаты в квартире.
Глущенко М.Ю. также указывала, что не ведет общее хозяйство с родителями и сестрой, живет самостоятельно.
Исходя из толкования норм Жилищного кодека РФ, а также вышеприведенных разъяснений высшей судебной инстанции, для признания Н.Ю. членом семьи Глущенко М.Ю. необходимо наличие установленного факта, доказанного и признанного в установленном порядке.
Ввиду отсутствия соответствующих доказательств, судебная коллегия соглашается с выводами суда, что Н.Ю. членом семьи Глущенко М.Ю. и Т.В. не является.
В данной части судом правильно установлены обстоятельства дела и дана верная правовая оценка представленным доказательствам.
Являются несостоятельными и доводы жалобы о ненадлежащем ответчике, поскольку, согласно Постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 25.08.2015) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", основными источниками финансирования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы являются:
средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи будет использоваться свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома (далее - свидетельство), которое будет выдаваться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме.
Социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении N 4 к подпрограмме.
Таким образом, именно орган местного самоуправления принимает решение об участии молодой семьи в подпрограмме, в дальнейшем, им же выдается свидетельство о праве на получение социальной выплаты, финансирование происходит также за счет средств местного бюджета.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 10 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.