Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Масловой Т.В., Верхотуровой И.В.,
при секретаре Ильчук Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске гражданское дело по иску Горбач Л. Ф. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, возложении обязанности включить в реестр военнослужащих, принятых на нуждающихся в получении жилого помещения, по апелляционной жалобе Горбач Л.Ф. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 13.01.2016года.
Заслушав доклад судьи Верхотуровой И.В., пояснения представителя Горбач А.В. - Сарычева А.В., представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Орловой А.Н., судебная коллегия
установила:
Горбач Л.Ф. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее по тексту- ФГКУ "Востокрегионжилье") о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, возложении обязанности включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
В обоснование предъявленных требований указала, что является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ военнослужащего ФИО1, который проходил военную службу в ВС РФ в воинской части N. Приказом командующего войсками ПВО N от 07.05.1992 года ФИО1 был уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и 30.06.1992 года исключен из списка личного состава части. Выслуга в календарном исчислении составила 21 год 09 месяцев 21 день. На момент увольнения супруг был обеспечен служебным жилым помещением на состав семьи 2 человека, включая истицу, право на жилое помещение по избранному месту жительства не реализовал. 09.07.2015г. истица обратилась в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Нижний Новгород, в чем ей было отказано.
Просила суд признать за нею право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, как семью гражданина, проходившего военную службу по контракту и умершего после увольнения с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по избранному после увольнения месту жительства в г.Нижний Новгород; обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ включить ее в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства г. Нижний Новгород с даты подачи заявления, с 09.07.2015 года.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 13.01.2016 года в удовлетворении исковых требований Горбач Л.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Горбач Л.Ф. - Петров А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, в связи с неправильным применением судом норм материального права, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по следующим основаниям.
Истец Горбач Л.Ф. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в ее отсутствие.
Как следует из материалов дела и установлено судом Горбач Л.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в зарегистрированном браке с ФИО1, ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, РФ в периоды с 29.07.1969 года по 24.07.1971 года., с 04.09.1972 года по 30.06.1992 года. Приказом командующего войсками противовоздушной обороны N от 07.05.1992 года ФИО1 уволен с военной службы в запас по ст.59"а" (по возрасту). Приказом командира в/ч N N от 29.06.1992 года ФИО1 с 30.06.1992 года исключен из списков личного состава части. Выслуга лет ФИО1 в календарном исчислении составила 21 год 09 месяцев 21 день, в льготном - 29 лет 04 месяца 17 дней.
22.10.2001 года ФИО1 с составом семьи 2 человека (включая истицу) Даубихинской КЭЧ ДВО выдан ордер N на занятие служебного жилого помещения - трехкомнатной квартиры, общей площадью 61,2 кв.м., расположенной по "адрес", в которой истец проживает по настоящее время на условиях договора служебного найма. ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011г N 1470-р военный городок N 9, место дислокации -с.Новосысоевка Приморского края, где расположена занимаемая истцом квартира, в которой она продолжает проживать до настоящего времени, снят статус закрытого военного городка.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Горбач Л.Ф. требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказом в постановке на жилищный учет права и охраняемые законом интересы Горбач Л.Ф. нарушены не были, поскольку право на обеспечение жилым помещением принадлежит членам семьи умершего военнослужащего в случае наличия до смерти военнослужащего у него и членов его семьи статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий, носит заявительный характер. Учитывая, что ФИО1 при увольнении с военной службы, не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, о своих правах на жилищное обеспечение в связи с увольнением с военной службы не заявлял, а права истцов производны от прав ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Горбач Л.Ф.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения ФИО1 с военной службы был урегулирован Законом СССР от 12.10.1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.01.1960 года N 74 "О трудоустройстве и материально-бытовом обеспечении военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил СССР в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР", Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193, а также совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.12.1980 N 1131 "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы".
Указанными законодательными актами, в период прохождения службы супруга истицы вопросы обеспечения жилым помещением военнослужащего находились в компетенции исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
Аналогичный порядок был предусмотрен вступившим в силу 22.02.1993 года Законом Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 6 статьи 15 указанного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
С 01.01.1998 Закон Российской Федерации N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.
В редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливалось, что ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" абзац второй пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" утратил силу с 01.01.2011, статья 15 дополнена пунктом 2.1, согласно которой в редакции от 24.11.2014 N 360-ФЗ согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения
Таким образом, необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.
Реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановкой на соответствующий учет.
Согласно ответам Администрации Яковлевского муниципального района Приморского края от 16.07.2015 года N (л.д.21), администрации г. Нижнего Новгорода от 6.08.2015 г. N (л.д.22) Горбач Л.Ф. и ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят, с соответствующими заявлениями в органы местного самоуправления не обращались.
Каких-либо документов, подтверждающих, что супруг истицы ФИО1 в установленном законом порядке был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления, так и по месту службы в целях последующего предоставления ему жилого помещения в связи со статусом военнослужащего, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Горбач Л.Ф. не приведено правовых оснований к отмене постановленного решения, по существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым решением, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 13.01.2016года по гражданскому делу по иску Горбач Л. Ф. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, возложении обязанности включить в реестр военнослужащих, принятых на нуждающихся в получении жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу Горбач Л.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Гвоздев
Судьи Т.В. Маслова
И.В. Верхотурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.