Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Капустиной Т.М., Прониной А.В.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 мая 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Манжосовой В.В. на решение Алтайского районного суда от 15 февраля 2016 года, которым удовлетворен иск прокурора Алтайского района Республики Хакасия в интересах Медведковой А.П. к администрации Алтайского района Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения процессуального истца прокурора Зайцевой О.И., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия в интересах Медведковой А.П. обратился в суд с иском к администрации Алтайского района Республики Хакасия (далее - администрация Алтайского района) о предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что Медведкова А.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Закрепленного жилья не имеет. До настоящего времени истец жильем не обеспечена, хотя достигла совершеннолетия. Просил обязать ответчика предоставить Медведковой А.П. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования "адрес".
В судебном заседании помощник прокурора Алтайского района Республики Хакасия Шаповалова Т.Н. настаивала на иске.
Представитель ответчика Манжосова В.В. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать в связи с отсутствием денежных средств.
Дело рассмотрено в отсутствие материального истца Медведковой А.П., представителя третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия.
Суд постановилвышеприведенное решение, которым обязал администрацию Алтайского района на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое предоставить Медведковой А.П. помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования "адрес".
С решением не согласен представитель ответчика Манжосова В.В.
В апелляционной жалобе она просит решение суда изменить, указав в резолютивной части об обеспечении жилым истца жилым помещением за счет средств республиканского бюджета. Ссылается на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что из анализа действующего законодательства следует, что полномочия по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, разграничены между администрацией Алтайского района и администрациями сельских поселений Алтайского района. На осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий предоставляются субвенции из бюджета Республики Хакасия. Администрация Алтайского района приобретает для обеспечения детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Алтайскому району в текущем финансовом году в виде субвенций. Количество приобретаемого жилья ограничено их размером, а потому ответчик не может обеспечить всех детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, право которых должно быть реализовано в текущем году в связи с недостаточным финансированием.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 29 февраля 2012 года, вступившей в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичная норма содержится в ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа".
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закон Республики Хакасия от 10 декабря 2012 года N 107-ЗРХ (ред. от 21 декабря 2015 года) "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно по месту постоянного проживания в соответствующем населенном пункте Республики Хакасия.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции установил, что Медведкова А.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья не имеет (л.д. 7-14).
Администрацией Алтайского района 30 сентября 2015 года Медведкова А.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на обеспечение жилыми помещениями должно быть реализовано в планируемом 2015 финансовом году в Алтайском районе ( N в списке) (л.д. 22-23).
До настоящего времени Медведкова А.П. жильем не обеспечена.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения на администрацию Алтайского района обязанности по обеспечению жилым помещением истца.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточность средств выделяемых на эти цели из бюджета Республики Хакасия.
Иные доводы основаниями к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводов суда.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 15 февраля 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Алтайского района Республики Хакасия Манжосовой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Т.М. Капустина
А.В. Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.