Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Арбачаковой А.В., Костогладовой О.Г.,
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчиков Администрации города Барнаула и Комитета по энергоресурсам и газификации г.Барнаула на решение Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 февраля 2016 года
по иску Вахранева П. М., Аношко Т. Н. к Администрации г.Барнаула, Комитету по энергоресурсам и газификации г.Барнаула, Обществу с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2" Ленинского района г.Барнаула о возложении обязанности по восстановлению циркуляции трубопровода горячего водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вахранев П.М. и Аношко Т.Н. обратились в суд с иском к Администрации г.Барнаула о возложении обязанности по восстановлению циркуляции трубопровода горячего водоснабжения от центрального теплового пункта *** (далее - ЦТП ***) до жилых домов ***, *** по ул. "адрес" в "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГ, к ООО "ДЕЗ-2" Ленинского района г.Барнаула о возложении обязанности провести ремонтные работы по восстановлению циркуляционного трубопровода в жилых домах ***, *** по ул. "адрес" в "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГ.
В обоснование требований ссылались на то, что являются собственниками жилых помещений в указанных домах. Горячее водоснабжение жилых домов организовано от ЦТП ***. Управлением домов занимается ООО "ДЕЗ-2". На протяжении длительного периода времени в квартирах домов *** и *** по ул. "адрес" имеются проблемы с обеспечением горячей водой. Горячая вода не появляется в точках разбора квартир. После слива в канализацию определенного объема воды, температура воды может увеличиваться с 20-25 градусов до 40-45 градусов. До нормативных показателей температура воды не поднимается. Данная проблема возникла в связи с отсутствием циркуляции горячей воды, поскольку циркуляционный водопровод находится в нерабочем состоянии. Права истцов нарушаются при предоставлении услуг по горячему водоснабжению, так как циркуляция горячего водоснабжения отсутствует.
В ходе судебного разбирательства исковые требования о возложении обязанности по восстановлению циркуляции трубопровода горячего водоснабжения от ЦТП *** до жилых домов ***, *** по ул. "адрес" в "адрес" предъявлены истцами также к Комитету по энергоресурсам и газификации г. Барнаула с тем же обоснованием.
В судебном заседании суда первой инстанции истцы требования поддержали. Представитель ответчика Администрации г.Барнаула, возражая против иска, ссылался на то, что истцами не представлено доказательств низкой температуры горячей воды в квартирах жилых домов ***, *** по ул. "адрес" в "адрес", Администрация г.Барнаула не является надлежащим ответчиком по заявленным истцами требованиям. Представитель ответчика ООО "ДЕЗ-2" Ленинского района г.Барнаула, возражая против требований, пояснил, что горячая вода, поступающая в квартиры указанных домов, не соответствует требованиям температурного режима в связи с отсутствием циркуляции. Представитель Комитета по энергоресурсам и газификации г. Барнаула в судебное заседание не явился.
Решением Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 февраля 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
Возложена на Комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула обязанность произвести ремонтные работы по восстановлению циркуляционного трубопровода горячей воды от центрального теплового пункта *** до жилых домов ***, *** по ул. "адрес" в "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГ.
Возложена на ООО "ДЕЗ-2" Ленинского района г.Барнаула обязанность произвести ремонтные работы по восстановлению циркуляционного трубопровода в жилых домах в ***, *** по ул. "адрес" в "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГ.
В удовлетворении исковых требований к Администрации г.Барнаула отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула просит решение в части удовлетворения требований отменить, принять по делу новое решение, которым истцам в иске отказать.
В обоснование жалобы указывает на то, что по показаниям общедомового счетчика в доме N *** по ул. "адрес" в "адрес" средняя температура горячей воды составляет 66,36?С, что соответствует нормативному. Таким образом, снижение температурного режима происходит на внутридомовых сетях, вопросы строительства внутридомовой циркуляционной системы горячего водоснабжения в соответствии со ст.145 Жилищного кодекса Российской Федерации решаются общим собранием членов товарищества собственников жилья.
Устанавливая срок проведения работ до 01.08.2016г., суд не учел действующего в городе Барнауле порядка проведения работ по ремонту внутриквартальных тепловых сетей и оборудования, при котором Администрацией города составляется годовой план ремонтных работ, подлежащий согласованию с соответствующими комитетами и отделами Администрации города, заинтересованными организациями и ведомствами; выносится соответствующее постановление Администрации города, приложением к которому является перечень работ по ремонту тепловых сетей, состоящий из двух разделов по источникам их финансирования - в счет тарифа и в счет арендной платы; проводятся сами работы по окончании отопительного сезона в период летней ремонтной компании.
Бюджет города формируется и утверждается в конце текущего года на плановый календарный год. Финансовой возможности включить в план ремонта на 2016 год ремонт спорного трубопровода не имеется из-за ограниченности денежных средств.
График ремонтных работ составляется исходя из условия одновременного ремонта трубопроводов тепловой сети и тепловых пунктов. Перед проведением ремонтов тепловых сетей трубопроводы освобождаются от воды, каналы должны быть осушены. На период проведения ремонтных работ и дезинфекции потребители от сети горячего водоснабжения должны быть отключены, в то же время согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N354 требованием к качеству отопления является бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.
Истцами не указано, какого рода ремонт необходим на тепловых сетях. Восстановление постоянной циркуляции горячей воды от ЦТП до жилого дома является ненадлежащим способом защиты, так как невозможно определить вид ремонта и соответственно ответчика.
ДД.ММ.ГГ Комитетом по управлению муниципальной собственностью в аренду ОАО " Б" передана сеть от ЦТП к многоквартирному жилому дому. Согласно п.п. 3.3.4 и 3.3.7 указанного договора арендатор обязан проводить текущий и капитальный ремонт имущества, нести расходы на его содержание.
В данном случае в соответствии с договором аренды, а также Федеральным законом от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении", Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" лицо, эксплуатирующее тепловую сеть, должно производить ее капитальный и текущий ремонт. При этом следует учитывать, что система водоснабжения жилых домов по ул. "адрес" *** и *** закрытая, в связи с чем Федеральный закон от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" применяется к возникшим правоотношениям.
Ответчик Администрация города Барнаула в апелляционной жалобе просит решение отменить в части удовлетворения исковых требований, ссылаясь на те же обстоятельства и обоснования, которые указаны в апелляционной жалобе Комитета по энергоресурсам и газификации города Барнаула.
В суде апелляционной инстанции истец Вахранев П.М. и представитель ООО "ДЕЗ-2" Ленинского района г.Барнаула Алексеенко П.А. возражали против удовлетворении апелляционных жалоб, указывая на необоснованность содержащихся в них доводов.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании положений ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Аналогичные положения закреплены в ст. 19 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края.
В силу п.2 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч.2 ст.14 Устава городского округа - г.Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года N789, местное самоуправление в г.Барнауле осуществляется населением, в частности, через администрацию города, отраслевые (функциональные) органы администрации города, к которым в силу ст.63.14 (в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 30.10.2015 N518) относится Комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула.
Комитет по энергоресурсам и газификации г.Барнаула с правами юридического лица учрежден с ДД.ММ.ГГ.
Пунктом 1.1. Положения о комитете по энергоресурсам и газификации г.Барнаула от 28 августа 2015 года N505 установлено, что Комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула (является отраслевым (функциональным) органом местного самоуправления, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов в сфере организации обеспечения населения и других потребителей городского округа - города Барнаула Алтайского края электрической и тепловой энергией, питьевой водой и водоотведением, газом и топливом. Комитет осуществляет свою деятельность под руководством заместителя главы администрации города по городскому хозяйству.
Комитет является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в банках, печать, штампы и бланки установленного образца с официальными символами города Барнаула.
В рамках предоставленных полномочий комитет производит согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации и утверждение проектно-сметной документации и актов выполненных работ при проведении ремонта объектов инженерной инфраструктуры, осуществление функций заказчика при проведении ремонта, реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, в рамках своей компетенции, осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств на содержание, ремонт, реконструкцию и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры в рамках своей компетенции, проведение организационных мероприятий и контроль за сроком выполнения работ по ремонту, строительству объектов инженерной инфраструктуры, тепловых, электрических, газовых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения (п.3.2-3.5 положения).
На основании подпункта 6 пункта 2 главы 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13 августа 2006 года N491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 8 указанных Правил внешней границей сетей тепло-водоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Вахранев П.М. является собственником "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на квартиру N *** по ул. "адрес", Аношко Т.Н. принадлежит "данные изъяты" доли в праве собственности на квартиру N *** по ул. "адрес".
Управление многоквартирными жилыми домами, в которых расположены принадлежащие истцам квартиры, осуществляет ООО "ДЕЗ-2" Ленинского района г.Барнаула.
Подача горячей воды в указанные многоквартирные жилые дома по улице "адрес" производится централизовано от ЦТП ***, расположенного по адресу ул. "адрес". Технологическая схема подачи горячего водоснабжения от ЦТП *** до жилых домов предусматривает циркуляцию горячего водоснабжения.
Собственником сетей горячего водоснабжения по указанному адресу является муниципальное образование городской округ - город Барнаул.
Согласно договору аренды *** от ДД.ММ.ГГ. указанная тепловая сеть в границах учетного участка от ЦТП *** до жилого дома по ул. "адрес" и от ЦТП *** до жилого дома N *** по ул. "адрес" передана во временное владение и пользование ОАО "Барнаульская теплосетевая компания".
Также судом установлено несоответствие предъявляемым нормативным требованиям температуры горячей воды, подаваемой в квартиры жилых домов ***, *** по ул. "адрес".
Удовлетворяя заявленные исковые требования к Комитету по энергоресурсам и газификации города Барнаула, суд исходил из того, что факт несоответствия температуры горячей воды, подаваемой в квартиры истцов, нормативным требованиям нашел свое подтверждение, причиной указанных нарушений является то, что циркуляционный трубопровод от ЦТП *** до многоквартирных домов ***, *** по ул. "адрес" находится в неисправном состоянии и требуется проведение его капитального ремонта, лицом ответственным за восстановление циркуляции горячей воды на участке от ЦТП *** до внешней стены домов является Комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула, которому собственником сетей переданы полномочия по содержанию тепловых сетей. Требования истцов к ООО "ДЕЗ-2" Ленинского района г.Барнаула суд удовлетворил исходя из того, что факт неисправности внутридомовых сетей горячего водоснабжения в домах ***, *** нашел свое подтверждение, обязанность восстановить данные сети лежит на управляющей компании, которой является ответчик.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на законе.
Доводы апелляционных жалоб о недоказанности истцами нарушения их прав являются несостоятельными. В ходе рассмотрения спора факт того, что температура горячей воды в сети, обеспечивающей горячее водоснабжение в квартирах истцов, не соответствует нормативным требованиям, и что причинной этого является неисправность циркуляционного трубопровода от ЦТП *** до многоквартирных домов ***, *** по ул. "адрес", нашел свое подтверждение. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями истцов, представителя ответчика ООО "ДЕЗ-2" Ленинского района г.Барнаула, информацией Государственного жилищного надзора Государственной инспекции Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, письмом Администрации Ленинского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ и свидетельствует о нарушении прав истцов и неисполнении органом местного самоуправления обязанности по организации работы горячего водоснабжения.
Не свидетельствует о незаконности принятого по делу решения и доводы жалоб о том, что обязанность производить капитальный и текущий ремонт циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения лежит на арендаторе данного имущества - ОАО "Барнаульская теплосетевая компания".
Данные доводы ответчика были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили правильную оценку в решении. Суд с учетом установленных обстоятельств, положений ст.ст.210,616 Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава городского округа - г.Барнаула Алтайского края пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по восстановлению циркуляции горячей воды не может быть возложена на арендатора тепловых сетей ОАО "Барнаульская теплосетевая компания", является обязанностью собственника данного имущества и арендодателя, а также в силу отнесения таковой к обязанностям публичного образования. С учетом передачи собственником соответствующих полномочий Комитету по энергоресурсам и газификации города Барнаула спорная обязанность правомерно возложена судом на названный Комитет.
При этом ссылки в жалобах на ст.28.3 Федерального закона "О теплоснабжении" судебной коллегией во внимание не приняты, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
Доводы жалоб об отсутствии возможности произвести в ДД.ММ.ГГ капитальный ремонт циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения, в связи с действующим порядком проведения такого рода работ, тем, что расходы на данные работы не запланированы в бюджете города в текущем году и их производство возможно только в летний период времени на законность решения также не влияют, так как указанные в жалобах обстоятельства не могут являться препятствием к восстановлению нарушенных прав истцов предусмотренным законом способом.
В связи с изложенным, поскольку в апелляционных жалобах не приведены какие-либо доводы, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность принятого по делу решения, жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков Администрации города Барнаула и Комитета по энергоресурсам и газификации г.Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.