Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Миграновой Д.Р.,
с участием ФИО1. - защитника Муниципального унитарного предприятия " ... - юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство, действующего на основании доверенности N ... от 09 февраля 2016 года,
ФИО2. - представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан,
рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по Республике Башкортостан Янчук О.А. на решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 03 марта 2016 года, которым:
постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по Республике Башкортостан по охране природы Янчук О.А. N ... от 26 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия " ... отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по Республике Башкортостан по охране природы Янчук О.А. N ... от 26 ноября 2015 года Муниципальное унитарное предприятие " ... (далее - МУП " ... ", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечено к административной ответственности виде штрафа в размере 100000 рублей за то, что в нарушение статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подпункта "б" пункта 14 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N50, МУП " ... " размещает отходы производства и потребления на полигоне твердых бытовых отходов (далее - ТБО), эксплуатируемом с апреля 2015 года ООО " ... ", не переоформив документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N ... , утвержденный решением Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан N ... от 18 мая 2012 года в связи с изменением данных об эксплуатирующем объект размещения отходов предприятии (л.д.6-7).
Судьей Учалинского районного суда Республики Башкортостан по жалобе директора Учреждения ФИО3. вынесено выше приведенное решение от 03 марта 2016 года (л.д.205-206).
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации по Республике Башкортостан Янчук О.А. предлагает решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 03 марта 2016 года отменить за незаконностью и необоснованностью. Указывается, что судом при принятии решения неверно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие отношения, связанные с обращением с отходами производства и потребления.
Изучив материалы дела, выслушав возражения защитника МУП " ... " - ФИО4., свидетеля ФИО5., проверив доводы жалобы и возражений, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Судья районного суда, отменяя постановление должностного лица о назначении МУП " ... " наказания и прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, исходит из того, что МУП " ... " санкционировано размещает отходы производства и потребления на том же объекте, объект размещения отходов не изменился, изменилась лишь эксплуатируемая организация с ГУП " ... " на ООО " ... ", в связи с чем переоформления документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ... , утвержденного решением Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан от 18 мая 2012 года N ... , в части эксплуатирующей организации не требуется.
С таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя, он противоречит действующим нормативным правовым актам в сфере обращения отходов производства и потребления.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (зарегистрирован в Минюсте РФ 02 апреля 2010 года, регистрационный N 16796) (далее - Порядок N50), который устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N50 порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора).
Согласно пунктам 5, 11 Порядка N50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и оформляются в виде документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приложение к Порядку N50).
В соответствии с приложением к Порядку N50 в графе "отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам" указывается, в том числе, наименование объекта размещения отходов, наименование юридического лица или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующее объект размещения отходов и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Согласно подпункту "б" пункта 14 Порядка N50 документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случае изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки МУП " ... ", проведенной в соответствии с приказами Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан N ... от 22 июля 2015 года и N ... от 25 сентября 2015 года в период с 31 августа 2015 года по 22 октября 2015 года установлено, что документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N ... , утвержденного решением Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан от 18 мая 2012 года N ... , были утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления (л.д.42).
Согласно приложению N1 к документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N ... от 18 мая 2012 года, МУП " ... " передает отходы 4 и 5 класса опасности для размещения на полигоне ТБО, эксплуатируемом ... филиалом ГУП " ... ".
В соответствии с договором N ... от 01 апреля 2015 года на услуги по размещению и утилизации (захоронению) отходов производства и потребления от 01 апреля 2015 года МУП " ... " сдает для размещения отходы производства и потребления 4 и 5 класса опасности на тот же объект размещения - полигон ТБО, однако эксплуатируемый ООО " ... " (л.д.13).
Данное обстоятельство не оспаривается и подтверждается материалами проверки.
Вместе с тем в действующих лимитах на размещение отходов МУП " ... " не предусмотрено, что объект размещения отходов производства и потребления эксплуатируется другим предприятием - ООО " ... ". По смыслу подпункта "б" пункта 14 Порядка N50 в связи с изменением эксплуатирующего объект размещения отходов предприятия изменились и данные об объекте размещения отходов, чему судьей районного суда не дана надлежащая оценка.
Отсутствие оценки всех имеющихся доказательств по делу повлекло принятие судьей районного суда преждевременного решения об отмене постановления органа надзора о назначении наказания и прекращении производства по делу за отсутствием состава правонарушения, чем нарушены положения статьи 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах в ходе производства по настоящему делу не были выполнены требования статьи 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ влекущее отмену решения судьи районного суда и направление дела на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат исследованию доказательства и доводы сторон.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности для данной категории дел не истек.
Срок обжалования судебного решения подлежит восстановлению, копия решения судьи районного суда вручена 15 марта 2016 года, жалоба зарегистрирована в суде 30 марта 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
срок обжалования решения судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 03 марта 2016 года восстановить.
Решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 03 марта 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Жалобу заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по Республике Башкортостан Янчук О.А. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Псянчин А.В.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.