Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Галимовой P.M.
судей Шушкевич О.В., Жуковой Н.А.
при секретаре Веккер Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области на решение Ленинского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 26 февраля 2016 года по иску Радке М.Н. к Государственному Учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение.
Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Радке М.Н. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Государственному Учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Магнитогорска Челябинской области (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Магнитогорска Челябинской области) о признании незаконным решения N 930424/15 от 23 ноября 2015 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 25 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года, 18 ноября 2011 года по 13 декабря 2011 года, 05 февраля 2001 года по 16 марта 2001 года 09 февраля 2004 года по 06 марта 2004 года, 13 февраля 2008 года по 25 марта 2008 года, 11 февраля 2013 года по 14 марта 2013 года, 22 октября 2015 года по 26 октября 2015 года; назначении досрочной трудовой пенсии с 26 октября 2015 года (л.д.3-4,70).
В обоснование иска истец указала, что решением ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Магнитогорска Челябинской области N 930424/15 от 23 ноября 2015 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работ. Считает решение ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске незаконным, поскольку ее стаж лечебной деятельности составляет 30 лет 05 месяцев 06 дней.
Истец Радке М.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении
иска.
Представитель ответчика Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Магнитогорска Челябинской области - Стефанюк А.У. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Решением суда исковые требования Радке М.Н. удовлетворены.
Признано незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области от 23 ноября 2015 г. об отказе Радке М.Н. в назначении пенсии.
На Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области возложена обязанность включить Радке М.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды деятельности: с 05 февраля 2001 года по 16 марта 2001 года, с 09 февраля 2004 года по 06 марта 2004 года, с 13 февраля 2008 года по 25 марта 2008 года, с 25 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года, с 18 ноября 2011 года по 13 декабря 2011 года, с И февраля 2013 года по 14 марта 2013 года, с 22 октября 2015 года по 26 октября 2015 года и назначить досрочную трудовую пенсию Радке М.Н. с 26 октября 2015 года.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области просит об отмене решения суда. Указывает, что истец 26 октября 2015 г. за назначением пенсии к ответчику не обращалась, а обратилась 21 октября 2015 г. и оценка периоду работы с 21 октября по 26 октября 2015 г. не давалась ответчиком; в спорные периоды с 05 февраля 2001 года по 16 марта 2001 года, с 09 февраля 2004 года по 06 марта 2004 года, с 13 февраля 2008 года по 25 марта 2008 года, с 11 февраля 2013 года по 14 марта 2013 года истец отработала 0,5 ставки; а периоды с 25 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года, 18 ноября 2011 года по 13 декабря 2011 года указаны работодателем в выписке из ИЛС без кода медицинской деятельности и нет сведений о выполнении истцом нормы рабочего времени за ставку, поэтому все указанные периоды не подлежали включению в стаж, без их учета у истицы отсутствует требуемая продолжительность специального стажа - 30 лет.
В возражениях на апелляционную жалобу Радке М.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области - без удовлетворения (л.д.95).
Стороны о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены заказной почтовой корреспонденцией с обратными уведомлениями о вручении, в суд апелляционной инстанции истец, представитель ответчика не явились, причины неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью второй статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 "н" постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
В указанном Списке предусмотрена должность "фельдшер", учреждения - поликлиники всех наименований.
Как следует из материалов дела, Радке М.Н., ***года рождения, работала с 21 марта 2000 года по 31 марта 2004 года в должности фельдшера в здравпункте поликлиники N1, с 01 апреля 2004 года по 28 февраля 2006 года в должности старшего фельдшера в здравпункте поликлиники N1, с 01 марта 2006 года по 28 февраля 2013 года в должности заведующего здравпунктом - фельдшера в здравпункте поликлиники N 3 (студенческой), с 01 марта 2013 года по 01 сентября 2013 года в должности фельдшера в терапевтическом отделении поликлиники N3, с 02 сентября 2013 года по 28 сентября 2014 года, с 21
октября 2015 года по 26 октября 2015 года - в должности фельдшера в здравпункте поликлиники N1 амбулаторно-поликлинического
подразделения, что следует из записей в трудовой книжке (л.д.10-13).
При этом поликлиника N2, поликлиника N 1, поликлиника N3 (студенческая) входят в состав Автономной некоммерческой организации "Центральная медико- санитарная часть". На основании свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации N 74140520040 от 29 сентября 2014 года Автономная некоммерческая организация "Медико-санитарная часть администрации г.Магнитогорска и открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" переименована в Автономную некоммерческую организацию "Центральная медико-санитарная часть" (л.д. 35-36).
В периоды с 05 февраля 2001 года по 16 марта 2001 года, с 09 февраля 2004 года по 06 марта 2004 года, с 13 февраля 2008 года по 25 марта 2008 года истец проходила курсы повышения квалификации с сохранением 0,5 ставки (л.д. 17-22).
В период с 11 февраля 2013 года по 14 марта 2013 года истец проходила курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы по основному месту работы. На время обучения на цикле усовершенствования фельдшерам отделений разрешено работать по совместительству в отделении в объеме 0,5 ставки (л.д. 14).
В указанные периоды истец проходила обучение на циклах "лечебное дело", "специализация по физиотерапии", "медицина общей практики".
В периоды с 25 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года, с 18 ноября 2011 года по 13 декабря 2011 года Радке М.Н. находилась в дополнительных отпусках с сохранением средней заработной платы для сдачи гос.экзаменов (л.д. 15-16).
21 октября 2015 года Радке М.Н. обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Магнитогорске Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (л.д.27-29).
Решением ГУ УПФ РФ в г.Магнитогорске Челябинской области от 23 ноября 2015 года N 930424/15 истцу отказано в назначении пенсии по причине отсутствия трудового стажа на соответствующих видах работ (л.д. 55).
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР от 23 ноября 2015 года N 697 страховой стаж Радке М.Н. составляет 30 лет 05 месяцев 06 дней,
стаж медицинской деятельности - 29 лет 03 месяца 29 дней. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не засчитаны периоды: с 25 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года, с 18 ноября 2011 года по 13 декабря 2011 года, с 06 августа 2012 года по 22 августа 2012 года, так как в данные периоды находилась на учебе с отрывом от производства и не занималась медицинской деятельностью, данный вид отпусков не предусмотрен п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N516; с 05 февраля 2001 года по 16 марта 2001 года, 09 февраля 2004 года по 06 марта 2004 года, 13 февраля 2008 года по 25 марта 2008 года, 11 февраля 2013 года по 14 марта 2013 года - так как находилась на учебе с сохранением 0,5 ставки. Согласно "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения ... ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях указанных в Списке, начиная с 01 ноября 1999 года засчитываются в стаж работы при условии выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей (л.д.56-60).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на курсах повышения квалификации Радке М.Н. занималась повышением своего профессионального уровня, продолжая при этом занимать штатную должность фельдшера, трудовой договор с ней не расторгался, в силу ст. 187 Трудового кодекса РФ был сохранен средний заработок по месту работы, поэтому независимо от дополнительной оплаты 0,5 ставки за работу в период обучения на курсах повышения квалификации, эти периоды, а также периоды нахождения в учебных отпусках, предоставляемых работнику работодателем, являющихся дополнительными оплачиваемыми отпусками, подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; с учетом спорных периодов, а также периода работы после обращения к ответчику с заявлением - с 22 по 26 октября 2015 года специальный стаж истца на 26 октября 2016 года составляет 30 лет и на эту дату у истца возникло право на пенсию.
Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истец 26 октября 2015 г. за назначением пенсии к ответчику не обращалась, а обратилась 21 октября 2015 г. и оценка периоду работы с 21 октября по 26 октября 2015 г. не давалась ответчиком, не состоятелен, так как сами по себе указанные
обстоятельства не являются основанием к отказу во включении данного периода в специальный стаж истца, занимаемая истцом в этот период должность и учреждение предусмотрены Списком N 781; из представленных суду апелляционной инстанции ОПФР по Челябинской области сведений индивидуального лицевого счета истца следует, что весь октябрь 2015 года указан с кодом льготного стажа (27-ГД); признание права на пенсию с даты после обращения в УПФР Законом N 400-ФЗ не запрещено.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что в спорные периоды с 05 февраля 2001 года по 16 марта 2001 года, с 09 февраля 2004 года по 06 марта 2004 года, с 13 февраля 2008 года по 25 марта 2008 года, с 11 февраля 2013 года по 14 марта 2013 года истец отработала 0,5 ставки, не состоятелен, так как эти периоды подлежат включению в специальный стаж в силу пунктов 4,5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, независимо от выполнения работы по своей должности, в том числе в случае обучения на курсах с отрывом от работы, учитывая, что за истцом сохранялось не только рабочее место, но и средний заработок.
Так, пунктами 4, 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как правильно указал суд первой инстанции, факт дополнительной оплаты в размере 0,5 ставки за работу в период обучения на курсах не может являться основанием к отказу во включении этих периодов в стаж.
В соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 апреля 2013 года N 240н "О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории", как и ранее действовавшего приказа Минздрава России от 09 августа 2001 года N 314 повышение квалификации для медицинского работника является обязательным и на основании статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации эти периоды подлежат включению в стаж, поскольку за работником в указанный период
сохраняется место работы, и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе страховые взносы.
В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм права, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что периоды с 25 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года, 18 ноября 2011 года по 13 декабря 2011 года указаны работодателем в выписке из ИЛС без кода медицинской деятельности и нет сведений о выполнении истцом нормы рабочего времени за ставку, не влияет на правильность выводов суда в решении, так как в силу пунктов 4,5 указанных Правил N 516 эти периоды дополнительных оплачиваемых отпусков подлежат включению в специальный стаж и при отсутствии фактической работы в эти периоды; само по себе неуказание работодателем кода льготной работы в выписке из ИЛС при доказанности предоставления в эти периоды дополнительных оплачиваемых отпусков не может являться основанием к отказу во включении таких периодов в стаж; сама работа истицы, при которой предоставлялись эти отпуска, относится к медицинской деятельности, наименование ее должности и учреждения предусмотрены Списком N 781.
Довод жалобы об отсутствии у истца требуемого специального стажа не состоятелен, так как на 26 октября 2015 года ее специальный стаж составил 30 лет 00 мес. 01 день (01 мес. 12 дн./ с 05 февраля 2001 года по 16 марта 2001 года/ + 28 дн./с 09 февраля 2004 года по 06 марта 2004 года/ + 01 мес. 13 дн./ с 13 февраля 2008 года по 25 марта 2008 года/ + 02 мес. 04 дн./ с 25 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года/ + 26 дн./ с 18 ноября 2011 года по 13 декабря 2011 года/ + 01 мес. 04 дн./ с 11 февраля 2013 года по 14 марта 2013 года/ + 05 дн. /с 22 октября 2015 года по 26 октября 2015 года/ + 29 лет 03 мес. 29 дней другие зачтенные ответчиком периоды).
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.
"
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 26 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.