Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Бады-Сагаана А.В., Ховалыга Ш.А.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску О. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (далее - УФСИН России по Республике Тыва), федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва" (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва) о признании принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года, обязании включить в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, исходя из даты постановки на учет, по апелляционной жалобе представителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва С. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
О. обратился в суд с указанным выше иском к ответчикам, ссылаясь на то, что 21 апреля 2015 года подал на имя начальника УФСИН России по Республике Тыва заявление о признании принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года, однако, письмом от 30 апреля 2015 года ему было отказано, поскольку постановка на учет с 01 марта 2005 года данным органом не осуществляется. Полагает отказ незаконным, поскольку состоял на учете с 25 октября 2000 года по месту работы - в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва, что подтверждается журналом учета заявлений сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в жилищную комиссию ФГУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва. Выслуга в календарном исчислении составила 14 лет 03 месяца 19 дней. Право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за сотрудниками, уволенными со службы и принятыми на учет до 01 марта 2005 года. Просил признать его принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва, обязать ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва включить его в список лиц, нуждающихся в жилом помещении исходя из даты постановки на учет - 25 октября 2000 года - с учетом проживающих совместно с ним членов семьи.
Решением суда иск удовлетворен: О. признан принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва; ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва обязано включить О. в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, исходя из даты его постановки на учет - 25 октября 2000 года.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва по доверенности С. просит решение суда отменить, указав, что журнал учета заявлений в жилищную комиссию не может служить доказательством постановки на очередь по улучшению жилищных условий, не представлены документы, подтверждающие постановку на учет: рапорт, решение комиссии о постановке на учет, учетное дело.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 23 апреля 2015 года О. обратился в УФСИН России по Республике Тыва с заявлением о признании принятым его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва, обязании ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва включить его в список нуждающихся в жилом помещении исходя из даты постановки на учет - 25 октября 2000 года - с учетом совместно проживающих с ним членов семьи.
Письмом врио начальника УФСИН России по Республике Тыва Т. от 30 апреля 2014 года ** истцу было сообщено, что принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществлялось до 01 марта 2005 года, на момент поступления заявления УФСИН России по Республике Тыва такими полномочиями не обладает.
Приведенное письмо уполномоченного органа явилось основанием для обращения О. в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что О. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту работы (в настоящее время - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва) до 01 марта 2005 года. К данным выводам суд пришел исходя представленной в материалы дела копии журнала учета заявлений в жилищную комиссию ФГУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва, где имеется указание о том, что 25 октября 2000 года под порядковым номером 46 О. зарегистрирован в журнале, а также показаний свидетеля А. По мнению суда, сам по себе факт отсутствия учетного дела на истца в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва не может быть поставлен ему в вину, так как он не являлся ответственным за ведение соответствующей документации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Частью 7 вышеуказанной статьи предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в ч. 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со ст. 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В данной норме речь идет о лицах, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти до 01 марта 2005 года.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, право на социальную выплату сохраняют действующие сотрудники, принятые на учет нуждающихся в период прохождения службы.
Статьей 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, предусматривалось, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были указаны в разд. II Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 (далее - Правила).
Пунктами 11, 12 Правил устанавливалось, что ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется на предприятиях, в учреждениях, организациях должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.
Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется на предприятиях, в учреждениях, организациях жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (п.п. 13, 14).
Также Правилами (п.п. 16, 17, 19) предусматривалось, что принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме.
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Ежегодно в период с 01 января по 01 апреля предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Приведенные выше положения нормативно-правовых актов свидетельствуют о том, что принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту работы должно было быть оформлено путем вынесения уполномоченной комиссией учреждения соответствующего положительного решения. Сведения о принятом на учет гражданине вносились в определенный документ строгой отчетности - книгу учета.
Оценивая представленную истцом копию журнала учета заявлений в жилищную комиссию ФГУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва, где указано, что 25 октября 2000 года под порядковым номером 46 О. зарегистрирован в журнале как подавший заявление о постановке на учет, судебная коллегия полагает, что данный документ не является достаточным для подтверждения факта постановки истца на учет нуждающихся в предоставлении жилья. Из записей в журнале видно, что по существу обращение О. от 25 октября 2000 года не рассматривалось, решения по нему не принималось.
Таким образом, каких-либо доказательств, что истец в период прохождения службы был принят на учет, либо обращался с заявлением о постановке на учет, но ему было неправомерно отказано, в материалы дела не представлено. Также учетное дело на имя О. из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва в уполномоченный орган - УФСИН России по Республике Тыва - не поступало.
При названных обстоятельствах судебная коллегия считает, что истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не доказан факт постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту прохождения службы - ФГУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва (в настоящее время - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва).
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ факт постановки истца на учет не был подтвержден письменными доказательствами. Для установления данного юридически значимого обстоятельства свидетельских показаний недостаточно.
Поэтому доводы апелляционных жалоб в указанной части следует признать обоснованными.
Судебная коллегия также обращает внимание на то, что решение суда в части возложения на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва включить истца в список лиц, нуждающихся в жилом помещении исходя из даты постановки дна учет, является неисполнимым, поскольку комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения создается и функционирует в территориальном органе ФСИН России, то есть в данном случае - в УФСИН России по Республике Тыва, а не в подведомственном данному органу учреждении уголовно-исполнительной системы (п. 6 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550).
Следовательно, основания для удовлетворения заявленного иска отсутствовали, а состоявшееся по делу решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 декабря 2015 года отменить и принять по делу новое решение следующего содержания:
"Иск О. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва" о признании принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года, обязании включить в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, исходя из даты постановки на учет, оставить без удовлетворения".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 мая 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.