Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора, начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области Уварова Н.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 марта 2016 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора, начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области Уварова Н.В. (далее - должностное лицо Уваров Н.В.) по делу об административном правонарушении от 11 февраля 2015 г. МБУ "Спецдорсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, МБУ "Спецдорсервис" обжаловано его в суд.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 марта 2016 г. указанное постановление от 11 февраля 2016 г. в отношении МБУ "Спецдорсервис" отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, должностное лицо Уваров Н.В. просит данное решение судьи отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в административный орган. В обоснование жалобы приводит следующие доводы.
МБУ "Спецдорсервис" создано в соответствии с постановлением администрации г. Тамбова от 19.04.2011 г. N2536 "О реорганизации муниципального учреждения "Дирекция городских дорог" путем выделения". Администрацией г. Тамбова в 2012 г. данному муниципальному бюджетному учреждению переданы очистные сооружения ливневых стоков. В Уставе закреплены основные виды деятельности МБУ "Спецдорсервис", в том числе организация и выполнение работ по содержанию, ремонтно-строительных работ в отношении городских территорий, дорог, тротуаров и искусственных сооружений, непосредственно связанных с дорогой (мосты, путепроводы, ливневая канализация и пр.), техническое обслуживание канализационных систем.
МБУ "Спецдорсервис" имеет решение о представлении водного объекта в пользование (канал реки Цна) от 13.07.2015 г. N 199, выданное Управлением по охране окружающей среды администрации Тамбовской области. Цель использования водного объекта реки Цна и его части: для сброса сточных, в том числе дренажных вод. Согласно условий решения на пользование водным объектом МБУ "Спецдорсервис" обязано своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водном объекте, ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, не допускать нарушения прав других пользователей и причинения вреда окружающей среде. В том числе решением закреплен температурный режим воды: температура воды не должна повышаться по сравнению с естественной температурой водного объекта не более чем до 28°С летом и 8°С зимой.
В ходе обследования зафиксирован факт продолжительного сброса в отсутствие природных осадков в реку Цна горячих сточных вод с температурой воды +40С° - +50С° с очистных сооружений ливневых стоков. Также установлено, что данные очистные сооружения ливневых стоков на пересечении улиц Набережная и Лермонтовская г.Тамбова, а также ливневая канализация на данном участке находятся на балансе МБУ "Спецдорсервис".
Согласно имеющейся информации Управления и устных пояснений сотрудников спасательной станции г. Тамбова, зафиксированных протоколом Управления от 04.02.2016 г. N 04-011/2016 об административном правонарушении, сточная вода течет с начала января 2016 г. Таким образом, МБУ "Спецдорсервис" бездействовало и не осуществило должным образом контроль за работой очистных сооружений и сбросом сточных вод в реку Цна, что привело к несанкционированному сбросу, в том числе горячих сточных вод из системы теплоснабжения МУП "Тамбовтеплосервис", что является нарушением статей 34 и 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Автор жалобы полагает, что устные показания сотрудников спасательной станции г. Тамбова являются допустимыми и достаточными доказательствами совершения названным учреждением административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Указывает, что МБУ "Спецдорсервис" уже неоднократно привлекалось Управлением к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства в связи с неудовлетворительной эксплуатацией очистных сооружений ливневых стоков.
Автор жалобы ссылается на то, что Управлением было выдано представление МБУ "Спецдорсервис" от 10.02.2016 г. с обязательством принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, а именно - прекратить несанкционированный сброс сточных вод в реку Цна, на что последовал ответ о том, что МБУ "Спецдорсервис" предприняты меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ранее МБУ "Спецдорсервис" бездействовало и не предпринимало своевременных мер по прекращению несанкционированного сброса сточных вод, в том числе горячей воды из системы тепловодоснабжения в реку Цна. Сброс горячей воды прекращен 5 февраля 2016 г., что подтверждается актом комиссионного обследования МБУ "Спецдорсервис" от 5 февраля 2016 г.
Также должностным лицом Уваровым Н.В. указано, что в материалах дела имеется описка - неверно указана дата вынесения постановления, о чем впоследствии им вынесено определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании должностным лицом Уваровым Н.В., а также представителем административного органа Панкратовой И.В., выслушав представителя МУП "Спецдорсервис" Лукьянову М.Ю., считавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующему.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Пунктом 1 статьи 39 названного Федерального закона предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ признается административным правонарушением
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 КоАП РФ, заключается в несоблюдении уполномоченными лицами экологических требований, в том числе при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки соблюдения МУП "Спецдорсеврис" требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны и использования водных объектов Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области установлено, что 27 января 2016 г. с 14 до 16 часов в ходе проведения рейдового мероприятия был зафиксирован факт продолжительного сброса в реку Цна горячих сточных вод с температурой воды 40-50°С с очистных сооружений, находящихся на балансе и в пользовании МБУ "Спецдорсеврис", а также в районе 17 м. от спасательной станции по ул. Набережная, 80а в г. Тамбове, в связи с чем МБУ "Спецдорсервис" допущен несанкционированный сброс горячей воды.
Указанные действия явились основанием для привлечения МБУ "Спецдорсеврис" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица от 11 февраля 2016 г. и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу, что административным органом допущены существенные процессуальные нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, в частности установлено, что отсутствуют доказательства, подтверждающие факт сброса в указанное время в реку Цна горячих сточных вод с температурой воды 40-50°С с очистных сооружений, находящихся на балансе МБУ "Спецдорсервис".
Оснований не согласиться с таким выводом судьи не усматриваю.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, МБУ "Спецдорсеврис" вменяется в вину несанкционированный сброс в водный объект (река Цна) через систему очистных сооружений, находящихся на балансе и в пользовании учреждения, горячих сточных вод с указанием конкретной температуры - 40-50°С, что, по мнению административного органа, свидетельствует о нарушении статей 34 и 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Вместе с тем, из материалов дела следует, что замеры температуры воды специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области не производились, тогда как в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование N 199 от 13 июля 2015 г., выданным Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области МУП "Спецдорсервис" предусмотрено, что вода в канале реки Цна в месте сброса ливневых сточных вод в результате их взаимодействиям на водный объект должна отвечать, в том числе определенной температуре - температура воды не должна повышаться по сравнению с естественной температурой водного объекта не более чем до 28°С летом и 8°С зимой.
Не содержит указание на такие замеры и жалоба должностного лица административного органа.
Таким образом, исследовав и оценив в совокупности все приведённые выше доказательства, дав им оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья обоснованно пришел к выводу о недоказанности административным органом обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 марта 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении МУП "Спецдорсервис" оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора, начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области Уварова Н.В. - без удовлетворения.
Судья: В.В. Баранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.