Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего - Емельянова А.В.,
Членов Президиума - Головкова Л.П., Берша С.И., Анисимовой В.И.,
по докладу - судьи Калмыкова В.Ю.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению ОАО "Ижавиа" об оспаривании пункта 7 предписания Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ N, выданного главным государственным инспектором труда
по кассационной жалобе ОАО "Ижавиа" на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 5 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 сентября 2015 года,
переданной на рассмотрение суда кассационной инстанции определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Калмыкова В.Ю. от 5 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ижавиа" (далее - ОАО "Ижавиа") обратилось в суд с заявлением об оспаривании пункта 7 предписания Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике (далее - ГИТ в УР) от ДД.ММ.ГГГГ N, выданного главным государственным инспектором труда А.С.А.
Требования мотивированы тем, что ГИТ в УР в отношении ОАО "Ижавиа" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно оспариваемому п.7 предписания главного государственного инспектора труда А.С.А. от ДД.ММ.ГГГГ N ОАО "Ижавиа" предписано ДД.ММ.ГГГГ продолжительность рабочей недели для женщин, работающих на селе, привести в соответствие с требованиями п.1.3 Постановления ВС РСФСР от 1 ноября 1990 года N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе", предоставляя возможность отработать не более 36 часов в неделю, выплачивая за это полную ставку заработной платы.
Считает, что указанные требования ГИТ в УР являются незаконными, Постановление N 298/3-1 не распространяется на заявителя, поскольку распространяется на женщин, занятых в сельском хозяйстве. Заявитель не находится в сельской местности и не осуществляет сельскохозяйственную деятельность, не имеет статуса населенного пункта. Основными видами деятельности Общества являются выполнение воздушных перевозок пассажиров, багажа, почты, грузов (в том числе опасных) на внутренних и международных авиалиниях.
В связи с чем, заявитель просил суд признать незаконным и отменить п.7 предписания главного государственного инспектора труда А.С.А. от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 5 июня 2015 года в удовлетворении заявления ОАО "Ижавиа" об оспаривании п. 7 предписания Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ N, выданного главным государственным инспектором труда А.С.А., отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 сентября 2015 года решение районного суда оставлено без изменения.
В тексте кассационной жалобы, поступившей в адрес Верховного Суда Удмуртской Республики 25 марта 2016 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как незаконных, необоснованных, вынесенных с существенным нарушением норм права.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что ОАО "Ижавиа" не находится в сельской местности и не имеет статуса населенного пункта, в связи с чем, Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года N 298/3-1 на него не распространяется.
Для проверки законности принятых судебных постановлений в кассационном порядке дело 1 апреля 2016 года истребовано в Верховный Суд Удмуртской Республики и поступило 12 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Калмыкова В.Ю., выслушав представителя ОАО "Ижавиа" Д.Е.Л., поддержавшую доводы жалобы, а также представителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Д.И.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права допущены не были.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N заместителем руководителя ГИТ в УР Т.И.О. была назначена внеплановая выездная проверка ОАО "Ижавиа" по соблюдению требований трудового законодательства, проведение которой поручено главному государственному инспектору труда А.С.А.
Основанием для проведения проверки послужило поручение Заместителя Председателя Правительства РФ Г.О.Ю..
Согласно акту N от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки в ОАО "Ижавиа" были выявлены нарушения трудового законодательства, в частности п. 1.3 Постановления Верховного Совета РФ N 298/3-1 от 1 ноября 1990 года "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" для женщин, работающих на селе, установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. В нарушение указанных требований женщинам, работающим в ОАО "Ижавиа", местонахождение организации - "адрес", установлена 40-часовая рабочая неделя.
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда А..СА. в адрес ОАО "Ижавиа" вынесено предписание N.
В соответствии с п.7 указанного предписания на ОАО "Ижавиа" возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права: до ДД.ММ.ГГГГ (в тексте предписания фактически допущена описка, в дате указано ДД.ММ.ГГГГ) продолжительность рабочей недели для женщин, работающих на селе, привести в соответствие с требованиями п. 1.3 Постановления ВС РСФСР от 1 ноября 1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе", предоставляя возможность отработать не более 36 часов в неделю, выплачивая за это полную ставку заработной платы.
Считая указанное положение предписания незаконным, ОАО "Ижавиа" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства вынесено в соответствии с предоставленной государственной инспекции труда компетенцией. ОАО "Ижавиа" расположено в сельской местности, в связи с чем, обязанность по установлению сокращенной продолжительности рабочего времени для женщин на него распространяется.
С указанными выводами районного суда согласился и суд апелляционной инстанции.
Данные выводы судов являются верными, основанными на правильном применении норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, в том числе об ошибочном отнесении аэропортового комплекса ОАО "Ижавиа" к сельскому населенному пункту, сводятся к оспариванию выводов судов об установленных фактических обстоятельствах, иной оценке собранных по делу доказательств и в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления в кассационном порядке. Отступления от этого принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
По настоящему делу таких обстоятельств не установлено.
С учетом изложенного, Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, пунктом 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства РФ, Президиум
ПОСТАНОВИЛ:
решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 5 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Ижавиа" - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.