Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Габидуллиной А.Г., Калимуллина Р.Я.
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Мигунова Н.М. - Андрияновой И.Н. на решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 11 февраля 2016 года, которым постановлено:
Признать за Мигуновым В.П. право собственности на часть домовладения, расположенного по адресу: "адрес" состоящего из помещений, обозначенных в техническом паспорте литерой "А2": комната N 3 площадью 9,1 кв.м.; литера "а1" (холодная пристройка); комната N 14 площадью 3,6 кв.м..
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Мигунова Н.М., его представителей Алёшиной А.А., Андрияновой И.Н., поддержавших жалобу, пояснения представителя ответчика Трухиной Л.Г. - Трухина Г.А., третьих лиц - Мигунова С.Ф., Мигуновой Л.В., полагавших решение подлежащим отмене, возражения третьих лиц Мигуновой Т.П. и Мигуновой Г.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мигунов В.П. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Трухиной Л.Г. и Мигунову Р.Н. о признании права собственности на часть домовладения "адрес", ссылаясь на то, что он является внуком умершего в 1945 году Мигунова М.А., построившего этот дом ещё в 1900 году.
После смерти Мигунова М.А. в доме остались проживать супруга деда - Мигунова Е.Н. (умерла в 1955 году) и трое детей, в том числе и отец истца - Мигунов П.М. (умер 12.09.1995).
К моменту смерти отца Мигунов В.П. имел регистрацию и проживал в этом домовладении, которое фактически разделено на три части, имеется три отдельных входа.
Часть дома занимают ответчики.
С учётом уточнений истец просил признать за ним право собственности на помещения, обозначенные в техническом паспорте литерами: "А2": комната N 3 площадью 9,1 кв.м.; "а1" (холодная пристройка) комната N 14 площадью 3,6 кв.м..
Ответчик иск признали.
Суд иск удовлетворил, постановив решение в вышеуказанной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Мигунова Н.М. - Андриянова И.Н. по мотиву незаконности и необоснованности просит об отмене решения и принятии нового решения об отказе истцу в иске со ссылкой на неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств и неправильную оценку представленных сторонами доказательств.
В частности, указывается в жалобе, что нарушены наследственные права Мигунова Н.М., который является сыном Мигунова М.А., дом же -наследственное имущество.
Судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе истцу в иске.
В силу ст. ст. 56, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Решение суда должно быть законным и обоснованным.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Установлено, что спорный дом построен в 1900 году дедом истца -Мигуновым М.А., умершим в 1945 году. Его жена (бабушка истца) Мигунова Е.Н. умерла в 1955 году.
Они имели 5 детей - Мигунов П.М. (отец истца), Мигунов Н.М. (заявитель апелляционной жалобы), Ерёменко П.М. (умерла в 1999 году), Мигунов Ф.М. (умер в 2016 году) и Мигунов В.М. (умер в 1995 году).
Ответчик Трухина Л.Г. является дочерью Ерёменко П.М., ответчик Мигунов Р.Н. - внук Мигунова В.М.
Фактически в домовладении проживают истец и ответчики.
В обоснование принятого по делу решения районный суд указывает, что отец истца Мигунова В.П. - Мигунов П.М. наряду с другими детьми после смерти Мигунова М.А. фактически наследство принял, в 1958 году построил новый пристрой под литерой "А2". К моменту смерти отца истец на личные средства перестроил старый дом под литерой "А" и пристрой - литера "А2", возвёл холодные пристройки, что не оспаривается ответчиками и третьими лицами, право собственности на вновь возведённые и перестроенные строения не зарегистрированы, Мигунов В.П. открыто пользуется и владеет этой частью домовладения, несёт бремя содержания и оплачивает налоги, противопожарные и иные нормативы и правила соблюдены, нарушений охранных зон не имеется, строения возведены на земельном участке, соответствующем его целевому назначению.
Кроме того, уже имеется вступившее в законную силу решение Авиастроительного районного суда от 3.07.2014 о признании за истцом права собственности на часть этого же домовладения.
С такими доводами согласиться нельзя.
В соответствии со ст. ст. 218, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия наследства наследниками Мигунова М.А. и Мигуновой Е.Н. после их смерти, наследственные права истцом, ответчиками или третьими лицами в установленном порядке с получением нотариального свидетельства не оформлены, нет данных и о том, что судом выносились решения об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования, до настоящего времени между указанными лицами имеется спор по поводу наследственного имущества.
Не представлены Мигуновым В.П. данные и о том, выделялся ли в установленном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства дома "адрес", в случае же отсутствия таких сведений (архивных данных) не доказали стороны и то, что они в установленном законом порядке обращались для оформления соответствующих прав на земельный участок по этому адресу (собственность, аренда и т.д.).
С учётом изложенного, при отсутствии у сторон прав на земельный участок, не оформление прав на строения и при наличии наследственного спора только сам по себе факт проживания истца и ответчиков в домовладении, совершение ими действий по его переустройству, строительству новых пристроев и т.д. не являются достаточными для признания за Мигуновым В.П. права собственности на часть дома.
Следует отметить и то, что решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 3.07.2014 (на которое ссылается в решении районный суд) в настоящее время отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, по существу оно ещё не рассмотрено.
Не имеет по делу правовое значение и то, что Мигунов В.П. пользуется и владеет своей частью домовладения открыто, им требования о признании права собственности со ссылкой на приобретательную давность не заявлялись.
Таким образом, у районного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска, неправильно применены нормы материального права, также неправильно определены имеющие значение для дела обстоятельства.
В соответствии со ст. ст. 328, 330 п. п. 1 и 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 п. п. 1 и 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 11 февраля 2016 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
В иске Мигунову В.П. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Трухиной Л.Г. и Мигунову Р.Н. о признании права собственности на часть домовладения отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.