Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Ковелин Д.Е.,
судей
Волошковой И.А.,
Морозова С.Б.,
при секретаре судебного заседания Бабаевой Н.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск о ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с координатами ( / / )
по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск Шолохова М.Р. на заочное решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 25.02.2016.
Заслушав доклад судьи Морозова С.Б., объяснения представителя УЖКХиС городского округа Первоуральск Юрченко Т.А., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры ... ( / / ) судебная коллегия
установила:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск о ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с координатами ( / / ).
В обоснование иска указал, что по результатам проверки выявлено место несанкционированного размещения отходов на территории городского округа Первоуральск. Установлено, что свалка расположена вдоль обочины отворотки от дороги ( / / ), ведущей в коллективный сад " ( / / )" с координатами ( / / ). При осуществлении нанесения указанных координат на публичную кадастровую карту установлено, что место несанкционированного размещения отходов располагается в кадастровом квартале с номером ( / / ), данная свалка расположена за пределами государственного лесного фонда. Бездействие органов местного самоуправления по своевременному выявлению и ликвидации несанкционированной свалки способно повлечь загрязнение природной среды, распространению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом уточнений заявленных требований истец просил обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск не позднее истечения трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в кадастровом квартале с номером ( / / ), на земельном участке вдоль обочины дороги ( / / ), ведущей в коллективный сад " ( / / )", с координатами с ( / / )
В судебном заседании помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора ( / / ). доводы иска с учетом уточнений поддержала, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства ... Уткин А.А. заявленные требования поддержал, подтвердил, что по результатам обследования установлено, что данная свалка расположена за пределами государственного лесного фонда.
Заочным решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 25.02.2016 исковые требования удовлетворены. На Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск возложена обязанность не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в кадастровом квартале с номером ( / / ), на земельном участке вдоль обочины отворотки от дороги ( / / ), ведущей в коллективный сад " ( / / )", с координатами с ( / / )
Оспаривая законность и обоснованность решения суда, представитель ответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск Шолохова М.Р. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что в процессе рассмотрения дела, в том числе при подаче искового заявления, не был установлен земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, указаны только координаты, по которым невозможно с достоверностью определить земельный участок и его правообладателя. ( / / ) по запросу ответчиком получен кадастровый паспорт спорного земельного участка, из которого следует, что земельный участок относится к землям лесного фонда, правообладатель - Российская Федерация. Считает, что надлежащим ответчиком является Департамент лесного хозяйства ... Просит принять дополнительный доказательства, которые могут повлиять на исход дела, ссылаясь на невозможность их представления в суд первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Юрченко Т.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Прокурор ( / / ) в суде апелляционной инстанции возражала относительно доводов апелляционной жалобы, указала на отсутствие процессуальных оснований для принятия дополнительных доказательств.
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства ... своего в суд апелляционной инстанции не явился, представил отзыв, в котором просил оставить решение суда без изменения, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В отсутствие возражений сторон, принимавших участие в апелляционном разбирательстве, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проверки обращения гр. Кощеева И.А. о нарушении природоохранного законодательства выявлено место несанкционированного размещения отходов на территории городского округа Первоуральск.
В результате проведенной проверки установлено, что на территории земельного участка вдоль обочины отворотки от дороги ( / / ), ведущей в коллективный сад " ( / / )", с координатами ( / / ) с кадастровым номером ( / / ) имеется несанкционированная свалка, что также подтверждается фотографиями, актом осмотра Департамента лесного хозяйства ... N от ( / / ) с общим объемом размещения около 50 м куб.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10. 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В частью 2 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение на территории Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как установлено судом, земельный участок, на котором непосредственно находится указанная свалка относится к неразграниченным землям в границах территории городского округа Первоуральск, который не предоставлен каким-либо субъектам в пользование, право распоряжения которым в соответствии с действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления Первоуральского городского округа, что подтверждено уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... от ( / / ) N. Согласно уведомлению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок.
Согласно ответу на запрос суда ГКУ СО "Билимбаевское лесничество" от ( / / ) N земельный участок вдоль обочины отворотки от дороги ( / / ), ведущей в коллективный сад " ( / / )", с координатами ( / / ) Е, с кадастровым номером ( / / ) не входит в состав лесного фонда ГКУ СО "Билимбаевское лесничество".
Согласно ответу на запрос суда Департамента лесного хозяйства ... от ( / / ) N, земельный участок с кадастровым номером ( / / ) не относится к землям лесного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 38 Устава городского округа Первоуральск Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
Согласно п. п. 4, 7, 8 ст. 38 Устава городского округа Первоуральск к компетенции Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск относится реализация муниципальной политики в сфере:
- организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно п. п. 14, 15, 16 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск установлено, что на Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск возложены функции по организации благоустройства территории городского округа Первоуральск, а также осуществление контроля за содержанием мест сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, контейнерных площадок, баков, твердых бытовых отходов.
Таким образом, как правильно указал суд, органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Учитывая, что организация ликвидации несанкционированных свалок на территории городского округа Первоуральск возложена на отраслевой орган местного самоуправления - Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, являющееся юридическим лицом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск является надлежащим ответчиком.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ссылается на кадастровый паспорт, полученный после вынесения судом решения, однако положения ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливают, что дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. Вместе с тем, Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск невозможность представления указанного доказательства не обоснована, уважительные причины, по которым соответствующие ходатайства не были заявлены, а доказательства не могли быть представлены, не указаны, в связи с чем отсутствуют основания для принятия дополнительных доказательств по делу в суде апелляционной инстанции.
Кроме того, доводы жалобы о необходимости возложения обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки на Департамент лесного хозяйства ... , судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку в силу действующего законодательства организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Нарушения или неправильное применение норм материального или процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущены, постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, - несостоятельными.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 25.02.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск Шолохова М.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Ковелин Д.Е.
Судьи
И.А. Волошкова
Морозова С.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.