Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Совкича А.П.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
при секретаре Бусаргиной Ю.А.,
с участием административных истцов Онохина А.В., Анощенкова А.А., действующего также в качестве представителя Анощенкова А.Н. на основании заявления представляемого лица, представителей административного ответчика комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области Бирюковой О.В. и Колотухиной Ю.Ю., действующих на основании доверенности от 10 марта 2016 года N 04-04-360/ктрт, представителей административного соответчика закрытого акционерного общества "Управление отходами" Куховаренко И.Н., действующей на основании доверенности от 25 февраля 2016 года N 12, Мыльникова М.А., действующего на основании доверенности от 25 февраля 2016 года N 112, представителя заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью "Мехуборка-Саратов" и общества с ограниченной ответственностью "Мехуборка-Балаково" Коноплевой Г.А., действующей на основании доверенностей от 09 марта 2016 года и от 01 апреля 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Анощенкова А.А., Онохина А.В., Анощенкова А.Н. к комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области, закрытому акционерному обществу "Управление отходами" об оспаривании постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6/1 "Об установлении тарифов на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в г. Саратове), оказывающему услуги на территории Саратовской области" в редакции постановления от 27 ноября 2015 года N 61/42,
установил:
постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6/1 установлен и введён в действие с 14 марта 2015 года на срок по 31 декабря 2018 тариф на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в городе Саратове), оказывающему услуги на территории Саратовской области, в том числе в период с 14 марта 2015 года по 31 декабря 2015 года в сумме 296 рублей 57 копеек (без учёта налога на добавленную стоимость) за один метр кубический, с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года - 309 рублей 41 копейка, с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года - 319 рублей 72 копейки, с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года - 329 рублей 37 копеек.
Анощенков А.А. и Онохин А.В. обратились в Саратовский областной суд с административным иском к комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области о признании недействующим с момента принятия постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6/1 "Об установлении тарифов на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в г. Саратове), оказывающему услуги на территории Саратовской области" в редакции постановления от 27 ноября 2015 года N 61/42.
19 апреля 2016 года в суд поступило заявление Анощенкова А.Н. о вступлении в дело в качестве административного соистца. В этот же день вынесено определение о вступлении в административное дело административного соистца.
Также в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ЗАО "Управление отходами".
В обоснование заявленных требований административные истцы указывают, что они как жители города Балаково Саратовской области являются потребителями услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов, которые оказывают общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Мехуборка-Саратов" и ООО "Мехуборка-Балаково", пользующиеся в свою очередь, услугами ЗАО "Управление отходами" по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов на соответствующем полигоне в городе Балаково. Тариф на услугу ЗАО "Управление отходами" заложен в тариф на услугу ООО "Мехуборка-Саратов" и ООО "Мехуборка-Балаково", в связи с чем оспариваемый нормативный акт затрагивает их права и обязанности.
Ранее действовавшим постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29 ноября 2013 года N 42/4 был установлен тариф на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в г. Саратове), осуществляющему свою деятельность на территории Балаковского муниципального района, который в период с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года составлял 30 рублей 84 копейки за один метр кубический (без учёта налога на добавленную стоимость), а с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - 32 рубля 38 копеек. Оспариваемым постановлением от 12 февраля 2015 года N 6/1 тариф на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов увеличен более чем в 9 раз.
Административные истцы считают, что оспариваемый ими тариф рассчитывался исходя из концессионного соглашения от 29 января 2013 года, заключенного между комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области и ЗАО "Управление отходами", по условиям которого концессионер обязан обеспечить на территории Саратовской области проектирование, строительство и эксплуатацию, в том числе, полигона твёрдых бытовых отходов суммарной мощностью не менее 450 000 тонн в год. Однако администрация Балаковского муниципального района Саратовской области вместо выделения свободного земельного участка под новый полигон захоронения твёрдых бытовых отходов заключила 25 октября 2013 года с ЗАО "Управление отходами" концессионное соглашение на реконструкцию и эксплуатацию существующего полигона.
Ни постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6/1, ни протокол заседания правления государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года не содержат сведений о том, что при расчёте оспариваемого тарифа учитывалось концессионное соглашение от 25 октября 2013 года, расходы по эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов в городе Балаково и инвестиции на его реконструкцию. Концессионные соглашения от 29 января 2013 года и от 25 октября 2013 года имеют различные предметы, объекты и объёмы инвестиционных затрат, в связи с чем, по мнению административных истцов, концессионное соглашение от 29 января 2013 года не может лечь в основу определения тарифа на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области.
Административные истцы считают, что тариф на услуги по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов на полигоне в городе Балаково рассчитан не исходя из себестоимости соответствующих услуг, а исходя из себестоимости других услуг, оказываемых на другом эксплуатируемом ЗАО "Управление отходами" полигоне твёрдых бытовых отходов, который требует иные расходы.
При определении оспариваемого тарифа комитетом использовался метод установления фиксированных тарифов, и при этом учитывались возврат инвестиций, произведённых по концессионному соглашению, и выплаты по кредитным обязательствам, что, по мнению истцов, противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520, которое не предусматривает возможность учёта расходов, понесённых концессионером на создание объекта концессионного соглашения, при применении указанного метода. Кроме того, комитетом не должны были учитываться расходы ЗАО "Управление отходами" на горюче-смазочные материалы от мусороперегрузочных станций до объектов утилизации и захоронения, затраты на электроэнергию для мусороперегрузочных станций и иные расходы, не связанные напрямую с утилизацией и захоронением твёрдых бытовых отходов. Также комитет не учёл доходы, которые получает ЗАО "Управление отходами" от реализации вторичного сырья, получаемого в процессе сортировки твёрдых бытовых отходов, поступающих на полигон в городе Балаково и итоговую валовую выручку, получаемую от утилизации отходов в Балаковском районе.
Применение комитетом метода установления фиксированных тарифов, по мнению истцов, является неправомерным, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на основании концессионного соглашения, тарифы должны устанавливаться на основе долгосрочных параметров.
В связи с этим административные истцы, полагают, что постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6/1 нельзя признать отвечающим требованиям статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520, Методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 47. Оно нарушает права административных истцов на оплату услуг по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов по законному и экономически обоснованному тарифу, возлагает обязанность оплачивать такие услуги по завышенному тарифу.
Поскольку оспариваемый нормативный акт, по мнению административных истцов не породил каких-либо прав, а возложил на неопределённый круг лиц обязанность по оплате по завышенному тарифу услуг по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов, административные истцы считали, что оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим с момента его принятия.
В судебном заседании административные истцы Анощенков А.А., действующий также в интересах административного истца Анощенкова А.Н., и Онохин А.В. поддержали административные исковые требования по приведённым выше основаниям.
Представители административного ответчика комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления. Считали, что оспариваемое постановление от 12 февраля 2015 года N 6/1 принято комитетом в соответствии с предоставленными ему полномочиями. Порядок введения в действие тарифов, утверждённых оспариваемым нормативным правовым актом, полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Также комитетом соблюдён порядок обнародования и вступления в силу, предусмотренный для правовых актов государственной власти Саратовской области. Расчёт тарифов, установленных оспариваемым постановлением, по мнению административного ответчика, произведён в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520.
Так, в 2014 году ЗАО "Управление отходами" обратилось в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области с заявлением об установлении тарифов на услуги по утилизации, захоронению и обезвреживанию твёрдых бытовых отходов на 2015 и последующие годы. В составе расчётных материалов, приложенных к заявлению, было представлено концессионное соглашение от 29 января 2013 года. По результатам проведённой экспертизы комитетом были установлены оспариваемые тарифы. Федеральная антимонопольная служба письмом от 02 октября 2015 года за исходящим номером АД/54186/15 подтвердила правомерность применения названных тарифов.
Концессионное соглашение, заключенное ЗАО "Управление отходами" 25 октября 2013 года с администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области, при принятии оспариваемого нормативного правового акта не учитывалось. ЗАО "Управление отходами" не обращалось в комитет для установления отдельного тарифа по городу Балаково. Положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусматривают возможность установления тарифов для организаций коммунального комплекса и, при этом, не закрепляют права дифференциации тарифов для одного и того же юридического лица по территориям эксплуатации объектов твёрдых бытовых отходов, в связи с чем установление отдельного тарифа по Балаковскому муниципальному району, по мнению административного ответчика, противоречит действующему законодательству.
Также административный ответчик считает, что изменение имущественного комплекса ЗАО "Управление отходами" в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Правил определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость услуг этих организаций, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 316, не может служить основанием для корректировки установленных на долгосрочный период тарифов. Право принятия решения о досрочном пересмотре тарифов по инициативе регулирующего органа законом не предусмотрено, и может быть расценено как превышением им своих полномочий.
Кроме того, по мнению административного ответчика, в административном исковом заявлении не указаны конкретные нормы права, которым не соответствует постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6/1, а доводы о росте тарифов для истцов не подтверждены документально. Согласно расчётам комитета стоимость услуг по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов на территории Балаковского муниципального района в 2016 году соразмерна той стоимости, которая заложена в оспариваемом постановлении.
В связи с этим представители административного ответчика комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области просили отказать в удовлетворении настоящего административного искового заявления.
Представители административного соответчика ЗАО "Управление отходами" и заинтересованных лиц ООО "Мехуборка-Саратов" и ООО "Мехуборка-Балаково" в судебном заседании также возражали против заявленных требований, считали оспариваемое постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Также полагали, что данное постановление права административных истцов не нарушает.
Административный истец Анощенков А.Н. извещён о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием представителя Анощенкова А.А., в связи с чем суд, руководствуясь статьями 150 и 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Анощенкова А.Н.
Заслушав объяснения административных истцов, представителей административного ответчика и административного соответчика, представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6/1 (том N 1 листы дела N 97-98) установлен и введён в действие с 14 марта 2015 года на срок по 31 декабря 2018 года тариф на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в городе Саратове), оказывающему услуги на территории Саратовской области.
Административные истцы являются потребителями услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов, оказываемых ООО "Мехуборка-Саратов" и ООО "Мехуборка-Балаково". Названные организации, в свою очередь состоят в договорных отношениях с ЗАО "Управление отходами", которое оказывает услуги по приёму твёрдых бытовых отходов с целью их дальнейшего размещения (захоронения) на полигоне твёрдых бытовых отходов, расположенном в городе Балаково, по цене, определённой в соответствии с указанным выше тарифом (том N 2 листы дела N 119, 120, 216-226, том N 3 листы дела N 180-188, том N 4 листы дела N 66-83). Таким образом, административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Согласно положениям статей 420, 421 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В частности, регулированию в соответствии с названным Федеральным законом подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона). При этом под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых бытовых отходов (пункт 1 статьи 2 Закона).
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; установление условий обязательного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Как установлено пунктами 1 и 5 части 1 статьи 4 Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, а также устанавливает порядок определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, изменение которых влияет на стоимость услуг этих организаций.
Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации закреплены в части 4 статьи 4 Федерального закона, в том числе, названные органы определяют метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса (пункт 1), устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учётом утверждённых представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (пункт 4).
Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520.
Постановлением правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года N 169-П утверждено положение о комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, в соответствии с которым указанный орган исполнительной власти Саратовской области уполномочен осуществлять государственное регулирование тарифов, в том числе, в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (пункт 1 положения). Для определения основных направлений деятельности органа в области регулирования и принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган - правление государственного регулирования тарифов, персональный состав и порядок деятельности которого утверждается министром области - председателем комитета в соответствии с законодательством (пункт 14 положения). Комитет обязан публиковать в установленном порядке принятые решения об установлении тарифов (пункт 11 положения).
Постановлением председателя комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 03 августа 2012 года N 27/5 утверждён регламент работы правления государственного регулирования тарифов Саратовской области, согласно которому правление государственного регулирования тарифов является коллегиальным органом, образованным в целях определения основных направлений деятельности комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, принимающим решения по определению (установлению) тарифов (цен) на основе принципов открытости, публичности, достижения баланса интересов потребителей и регулируемых организаций (пункт 1.1). Заседание правления считается правомочным, если в нём участвует не менее 4 членов правления (пункт 5.2). Решение принимается путем открытого голосования простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим (пункт 5.5). По результатам заседания правления секретарь оформляет протокол, содержащий информацию, предусмотренную действующим законодательством. Протокол заседания Правления оформляется в трехдневный срок со дня его проведения и является официальным документом (пункт 6.1). Решение Правления может быть оформлено постановлением или распоряжением Комитета (пункт 6.4). Постановление печатается на бланке Комитета установленной формы. Датой вынесения постановления является дата его подписания. Постановлению присваивается порядковый номер в пределах календарного года (пункт 6.6). Решения правления, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации, а также на официальном сайте комитета (пункт 6.8).
В силу статьи 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года N 64-ЗСО "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области" (в редакции Закона Саратовской области от 30 мая 2014 года N 61-ЗСО) официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти области считается, в том числе, первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" (www.sarnovosti.ru).
Как следует из материалов дела, экспертной группой комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области было рассмотрено заявление ЗАО "Управление отходами" (филиал в городе Саратове) об установлении тарифов на услуги по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов и обосновывающие его материалы. По результатам рассмотрения заявления и необходимых документов экспертной группой были предложены к установлению тарифы на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами", оказывающему услуги на территории Саратовской области, в период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года в сумме 296 рублей 57 копеек (без учёта налога на добавленную стоимость) за один метр кубический, с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года - 309 рублей 41 копейка, с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года - 319 рублей 72 копейки, с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года - 329 рублей 37 копеек (том N 1 листы дела N 130-137).
12 февраля 2015 года состоялось заседание правления государственного регулирования тарифов Саратовской области по вопросу установления тарифов на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в г. Саратове), оказывающему услуги на территории Саратовской области, на котором присутствовали председатель правления и 5 членов правления. Докладчиком по данному вопросу выступал председатель правления. Единогласно постановили установить и ввести в действие с 14 марта 2015 года на срок по 31 декабря 2018 года тариф на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в городе Саратове), оказывающему услуги на территории Саратовской области, в том числе в период с 14 марта 2015 года по 31 декабря 2015 года в сумме 296 рублей 57 копеек (без учёта налога на добавленную стоимость) за один метр кубический, с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года - 309 рублей 41 копейка, с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года - 319 рублей 72 копейки, с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года - 329 рублей 37 копеек; согласовать производственную программу для ЗАО "Управление отходами" на период действия тарифа, реализация которой обеспечивается устанавливаемым данным постановлением тарифом; рекомендовать ЗАО "Управление отходами" осуществить раскрытие информации об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1140 "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса"; направить в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области в течение двадцати пяти рабочих дней с момента окончания отчётного периода информацию о выполнении производственных и инвестиционных программ в соответствии с Методикой проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утверждённой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 48.
Постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6/1, которым установлен и введён в действие с 14 марта 2015 года на срок по 31 декабря 2018 года тариф на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в городе Саратове), оказывающему услуги на территории Саратовской области, опубликовано 13 февраля 2015 года на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" (www.sarnovosti.ru).
Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27 ноября 2015 года N 61/42 внесены изменения в постановление от 12 февраля 2015 года N 6/1 в части изложения преамбулы постановления.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оценив приведённые выше доказательства, суд приходит к выводу, что постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6/1 "Об установлении тарифов на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в г. Саратове), оказывающему услуги на территории Саратовской области" в редакции постановления от 27 ноября 2015 года N 61/42 принято комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, с соблюдением установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, с соблюдением правил введения нормативного правового акта в действие и вступления его в силу.
Доводы административных истцов о необоснованном применении комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области метода установления фиксированных тарифов, являются несостоятельными исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" методами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, являются: установление фиксированных тарифов на услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учётом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества оказываемых ею услуг и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов и эксплуатируемого этой организацией (пункт 1); установление предельных тарифов на услуги организации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса (пункт 2); индексация установленных тарифов на услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость оказываемых ею услуг (пункт 3); установление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, тарифов на основе долгосрочных параметров как в числовом выражении, так и в виде формул, в том числе с применением нормы доходности инвестированного капитала, в соответствии с которой эти тарифы устанавливаются в размере, покрывающем расходы на осуществление регулируемой деятельности и обеспечивающем возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками (пункт 4).
В соответствии с частью 2 статьи 8 названного Федерального закона в процессе регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса могут использоваться различные сочетания методов регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 8 Федерального закона, в случае если организация коммунального комплекса является собственником или арендатором объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, либо осуществляет регулируемую деятельность на основании концессионного соглашения, тарифы на услуги такой организации устанавливаются в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи. Если указанным концессионным соглашением установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера - организации коммунального комплекса, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, или органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование тарифов на услуги и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, устанавливают тарифы на услуги концессионера - организации коммунального комплекса с использованием установленных концессионным соглашением таких параметров. Перечень долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций коммунального комплекса, которые могут быть установлены концессионным соглашением, определяется Правительством Российской Федерации.
Принципы и методы регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса закреплены в Основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520.
Как установлено пунктами 18 и 19 указанных Основ, для регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы: метод установления фиксированных тарифов; метод установления предельных тарифов; метод индексации установленных тарифов. Решение о применении метода регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования. Принятие решения о выборе метода регулирования тарифов и расчёт размера регулируемых тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с применением избранного метода установления тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 47 утверждены Методические указания по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Согласно пунктам 11 и 12 названных Методических указаний, при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются: метод установления фиксированных тарифов; метод установления предельных тарифов; метод индексации установленных тарифов. Для установления тарифов регулируемая организация вместе с заявлением об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет предложение о выбранном методе регулирования и обоснованием целесообразности его применения, а также расчёт тарифов в соответствии с предложенным методом. Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования.
Учитывая, что перечень долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций коммунального комплекса на момент принятия оспариваемого постановления Правительством Российской Федерации определён не был, концессионным соглашением от 29 января 2013 года (том N 2 листы дела N 126-175) такой перечень также не предусмотрен, Основы ценообразования и Методические указания возможности применения метода установления тарифов на основе долгосрочных параметров не предусматривают, суд приходит к выводу, что орган регулирования при определении оспариваемого тарифа вправе был применить методы установления фиксированных тарифов и индексации установленных тарифов.
Доводы административных истцов о том, что при утверждении оспариваемого тарифа органом регулирования не учитывалось концессионное соглашение, заключённое 25 октября 2013 года между администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области, муниципальным унитарным предприятием "СпецАТХ" и ЗАО "Управление отходами", не могут служить основанием для вывода о несоответствии постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6/1 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из положений статей 2, 3, 4, 7 и 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 и Методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 47, установление тарифов для организаций коммунального комплекса носит заявительный характер. С целью установления тарифов регулируемая организация обращается с соответствующим заявлением в орган регулирования и представляет, в том числе, документы, подтверждающие финансовые потребности организации, необходимые для реализации производственной программы. При использовании метода установления фиксированных тарифов орган регулирования рассчитывает тарифы на услуги организаций коммунального комплекса как отношение части объёма финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определённых применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчётному объёму соответствующего вида услуг, реализуемому за период действия тарифов.
Как следует из производственной программы ЗАО "Управление отходами" на срок с 14 марта 2015 года по 31 декабря 2018 года (том N 4 листы дела N 16-22), экспертного заключения по рассмотрению предложений ЗАО "Управление отходами" об установлении тарифов на услуги по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов, с приложенными к нему документами (том N 1 листы дела N 130-250, том N 2 листы дела N 1-108) и протокола заседания правления государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6 (том N 1 листы дела N 89-96) при обращении с заявлением об установлении тарифа на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" основывало финансовые потребности, необходимые для реализации производственной программы, на концессионном соглашении от 29 января 2013 года, заключенном между комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, Государственным унитарным предприятием Саратовской области "Концессия" и ЗАО "Управление отходами". Концессионное соглашение от 25 октября 2013 года и документы, подтверждающие финансовые потребности организации, необходимые для его реализации, ЗАО "Управление отходами" в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области не предоставляло, названное концессионное соглашение органом регулирования при установлении тарифа не учитывалось.
Вместе с тем данное обстоятельство, по мнению суда, не противоречит основным принципам регулирования тарифов, в том числе принципу достижения баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, а также принципу установления тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ, поскольку ЗАО "Управление отходами" полагает оспариваемый тариф обоснованным и обеспечивающим финансовые потребности организации, а расчётная стоимость услуг по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов на территории Балаковского муниципального района с учётом реализации концессионного соглашения на настоящий момент сопоставима с установленным тарифом (том N 4 листы дела N 136-138).
Учитывая, что орган регулирования определяет тариф исходя из представленных организацией документов, оспариваемый тариф соответствует основным принципам регулирования тарифов, суд приходит к выводу, что установление комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области тарифов на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами", оказывающему услуги на территории Саратовской области, без учёта концессионного соглашения от 25 октября 2013 года, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Также суд полагает необоснованными доводы административных истцов о том, что при утверждении оспариваемого тарифа комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области учитывались расходы организации, не относящиеся к оказанию услуг по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов. Данные доводы основаны на неправильном толковании положений Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". При установлении оспариваемого тарифа комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области учитывались только те расходы ЗАО "Управление отходами", которые необходимы для реализации производственной программы по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов, что подтверждается экспертным заключением по рассмотрению предложений ЗАО "Управление отходами", осуществляющему свою деятельность на территории Саратовской области, об установлении тарифов на услуги по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов (том N 1 листы дела N 130-137).
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что доводы административных истцов, фактически сводятся к несогласию с тем, что для потребителей услуг по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области не установлен отдельный тариф исходя из концессионного соглашения от 25 октября 2013 года. Вместе с тем положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520, и Методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 47 не предусматривают возможности дифференциации тарифов на оказание услуг по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов для отдельных муниципальных районов. Такой тариф устанавливается для организации, оказывающей услуги на территории конкретного субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6/1 "Об установлении тарифов на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в г. Саратове), оказывающему услуги на территории Саратовской области" в редакции постановления от 27 ноября 2015 года N 61/42 принято комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для признания данного нормативного правового акта недействующим.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Анощенкова А.А., Онохина А.В., Анощенкова А.Н. к комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области, закрытому акционерному обществу "Управление отходами" об оспаривании постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 12 февраля 2015 года N 6/1 "Об установлении тарифов на услугу по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов ЗАО "Управление отходами" (филиал ЗАО "Управление отходами" в г. Саратове), оказывающему услуги на территории Саратовской области" в редакции постановления от 27 ноября 2015 года N 61/42 отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Совкич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.