Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Совкича А.П.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
при секретаре Бусаргиной Ю.А.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" Анощенкова А.А., действующего на основании доверенности от 18 декабря 2015 года, представителей административного ответчика Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области Бодрова Ю.Л. и Русаковой О.В., действующей на основании доверенности от 12 января 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" к Собранию депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области от 24 декабря 2015 года N 387 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Краснопартизанского муниципального района Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" в части установления в абзаце 15 пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения в размере 1,8 процента от кадастровой стоимости,
установил:
24 декабря 2015 года Собранием депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области принято решение N 387 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Краснопартизанского муниципального района Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" в абзаце 15 пункта 1 которого установлена ставка арендной платы в размере 1,8 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Общество с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" (далее - ООО "МТС Ершовская") обратилось в Саратовский областной суд с административным иском к Собранию депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области с заявлением об оспаривании решения от 24 декабря 2015 года N 387 в приведённой выше части.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что оно является арендатором земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешённым видом использования для производства сельскохозяйственной продукции, расположенных в Краснопартизанском районе Саратовской области.
По мнению административного истца ставка арендной платы в размере 1,8 процента от кадастровой стоимости земельного участка не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а также положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку указанная ставка определена произвольно, без учёта доходности земельных участков по виду разрешённого использования, и превышает предельные ставки арендной платы, установленные для земель той же категории, находящейся в собственности Российской Федерации и Саратовской области.
В судебном заседании представитель ООО "МТС Ершовская" Анощенков А.А. поддержал административное исковое заявление по указанным выше основаниям.
Представители административного ответчика Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области Бодров Ю.Л. и Русакова О.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, ООО "МТС Ершовская" является арендатором земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешённым видом использования для производства сельскохозяйственной продукции, расположенных в Краснопартизанском районе Саратовской области, что подтверждается договором аренды от 24 сентября 2009 года, заключенным на 49 лет до 24 сентября 2058 года (листы дела N 12-16).
Как установлено пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года N 412-П "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" установлено, что годовой размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов, определяется по формуле Аг = УПКС x S x К (%), где: Аг - размер арендной платы за год; УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра земельного участка; S - площадь земельного участка; К - коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешённого использования земель. Порядок определения указанного коэффициента "К (%)" и его значение устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов дифференцировано с учётом видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Решением Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области 24 декабря 2015 года N 387 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Краснопартизанского муниципального района Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" установлены ставки арендной платы за земельные участки в процентах от кадастровой стоимости и в соответствии с их видами разрешённого использования. В частности в абзаце 15 пункта 1 установлена ставка арендной платы в размере 1,8 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Названное решение опубликовано в газете "Заволжские степи" от 21 января 2016 года N 3 (листы дела N 205-208).
В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из положений статей 1, 7, 15, 35, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии со статьями 20, 21, 45 и 48 Устава Краснопартизанского муниципального района, принятого на референдуме 22 декабря 1996 года (листы дела N 69-140) представительным органом местного самоуправления муниципального района является Собрание депутатов, которое состоит из 15 депутатов, избираемых населением муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Заседание Собрания депутатов не может считаться правомочным, если на нём присутствуют менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к исключительной компетенции Собрания депутатов.
Собрание депутатов по вопросам, отнесённым к его компетенции, принимает решения - правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района. Такие решения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено федеральным законом. Решение, принятое Собранием депутатов подписывается и обнародуется главой муниципального района.
Нормативные правовые акты Собрания депутатов вступают в силу со дня их официального опубликования. Официальным опубликованием нормативного правового муниципального акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании или первое размещение (опубликование) на официальном Интернет-сайте администрации Краснопартизанского муниципального района.
Согласно протоколу Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области от 24 декабря 2015 года N 22 (листы дела N 192-195) на указанном заседании Собранием депутатов принято решение N 387 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Краснопартизанского муниципального района Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов". На заседании присутствовало 9 депутатов, то есть более 50 процентов от числа избранных депутатов (15 человек). Проект решения был доложен начальником управления экономики, земельно-имущественных отношений и инвестиций администрации Краснопартизанского муниципального района ФИО6 Решение принято единогласно.
Оценив приведённые выше доказательства, суд приходит к выводу, что решение Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области от 24 декабря 2015 года N 387 принято представительным органом муниципального района в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, с соблюдением установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, с соблюдением правил введения нормативного правового акта в действие и вступления его в силу.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта принципу экономической обоснованности суд полагает несостоятельными по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 закреплены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, и принцип запрета необоснованных предпочтений, согласно которому порядок расчёта размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
По смыслу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой, выраженной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, плата за землю должна определяться не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. При этом нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.
Как следует из финансово-экономического обоснования к проекту решения Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области от 24 декабря 2015 года N 387 (листы дела N 200-203), составленного начальником управления экономики, земельно-имущественных отношений и инвестиций администрации Краснопартизанского муниципального района ФИО6, увеличение коэффициента арендной платы по землям сельскохозяйственного назначения обусловлено несколькими объективными факторами. Так по данным отдела сельского хозяйства администрации при рыночных ценах на сельхозпродукцию на момент принятия решения средний предполагаемый доход сельхозтоваропроизводителя по основным культурам с 1 гектара составлял 10 368 рублей. При этом средний размер арендной платы за 1 гектар в соответствии с ранее действовавшим решением (0,3 процента кадастровой стоимости) составлял 50 рублей за 1 гектар. Кроме того, средний размер арендной платы организаций, заключивших с муниципальным районом договоры аренды на торгах, составляет 333 рубля за 1 гектар, а для арендаторов, заключивших договоры с частными собственниками земли - около 500 рублей за гектар. Также увеличение коэффициента обусловлено такими факторами как высокий уровень инфляции и высокая дотационность бюджета района.
Проанализировав оспариваемое решение с учётом приведённого выше финансово-экономического обоснования, суд приходит к выводу, что размер арендной платы для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (1,8 процента кадастровой стоимости земельного участка) определён в оспариваемом решении органом местного самоуправления не произвольно, а на основе анализа и оценки доходности таких земельных участков, а также сложившейся в муниципальном районе экономической ситуации.
То обстоятельство, что пунктом 1 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года N 412-П арендная плата для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Саратовской области, установлена в меньшем размере (0,3 процента кадастровой стоимости), само по себе не свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку, как указывалось выше, размер арендной платы определён органом местного самоуправления исходя из конкретной экономической ситуации, сложившейся в регионе, и конкуренцию в данной сфере не ограничивает.
В этой связи суд не усматривает достаточных оснований полагать оспариваемый нормативный правовой акт противоречащим положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что решение Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области от 24 декабря 2015 года N 387 принято представительным органом муниципального образования в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для признания данного нормативного правового акта в указанной части недействующим.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" к Собранию депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Собрания депутатов Краснопартизанского муниципального района Саратовской области от 24 декабря 2015 года N 387 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Краснопартизанского муниципального района Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" в части установления в абзаце 15 пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения в размере 1,8 процента от кадастровой стоимости отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Совкич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.