Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Ивановой О.А.,
судей: Холиковой Е.А., Чеченкиной Е.А.,
при секретаре: Смородиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Косаревой М.В. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 01 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., объяснения истца Косаревой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Косарева М.В., уточнив исковые требования, обратилась с иском к администрации г. Смоленска о возложении на администрацию г. Смоленска обязанности по включению дома N по ул. ... в перечень аварийных многоквартирных дом региональной адресной программы Смоленской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на основании актов обследования дома специализированными строительными организациями до 2012 года и предоставлению другого благоустроенного жилого помещения путем заключения договора мены взамен изымаемого жилого помещения. В обоснование указала, что жилой дом, собственником жилого помещения в котором она является, в четвертом квартале 2011 года и повторно в мае 2015 года был обследован специализированными организациями ООО "ОКСИЯ" и ООО "СмолГеоТехПроект", а так же жилищной инспекцией, и на основании последнего обследования постановлением администрации г. Смоленска от 05.06.2015 года N1028-адм жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу с определением срока переселения граждан из аварийного дома в 2020 году. Считает данное постановление незаконным, поскольку, фактически на основании заключения ООО "ОКСИЯ" дом признан аварийным еще в 2011 году, то есть до утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, он подлежал включению в указанную программу, чего администрацией г. Смоленска сделано не было.
В судебном заседании истец Косарева М.В. уточненные исковые требования поддержала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации г. Смоленска и представителя третьего лица Управления ЖКХ администрации г. Смоленска, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 01.03.2016 в удовлетворении требований Косаревой М.В. отказано.
В апелляционной жалобе Косарева М.В. просит решение отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия находит его правильным.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается исследованными судом доказательствами, Косарева М.В. на основании договора на безвозмездную передачу жилого помещения в собственность граждан от (дата) , свидетельства о государственной регистрации права серии "данные изъяты" от (дата) , является собственником жилого помещения - квартиры N в доме N по ул. ...
Решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от (дата) по гражданскому делу по иску Косаревой М.В. к администрации г.Смоленска на Городскую межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда города Смоленска при Управлении жилищно-коммунального хозяйства города Смоленска возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия жилого дома N по ул ... требованиям, предъявляемым к жилым помещениям с проверкой фактического состояния дома и принятием решения в виде заключения по результатам проведенной оценки.
Из указанного решения следует, что еще в 2011 году по поручению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Смоленска специализированной организацией ООО "ОКСИЯ" было произведено обследование дома, в котором истица владеет на праве собственности квартирой, по результатам которой выявлено несоответствие конструкций дома требованиям к жилым помещениям, установленным постановлением Правительства РФ от 28.01.2008 года N47, однако по настоящее время решение в виде заключения о признании дома непригодным для проживания не принято.
Одновременно судом отказано в удовлетворении требований истицы о признании жилого помещения непригодным для проживания, указав, что разрешение данного вопроса относится к исключительной прерогативе межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Смоленска.
Заключением межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г.Смоленска N от (дата) жилой дом N по ул. ... признан аварийным и подлежащим сносу по признаку фактического износа более 67%.
На основании указного заключения межведомственной комиссии постановлением администрации г. Смоленска от 05.06.2015 N1028-дм в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу определено переселение граждан из указного дома произвести за счет за счет средств бюджета г.Смоленска в 2020 году.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, - переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется путем принятия решений и проведения мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является наличие адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
В целях реализации вышеуказанного Федерального закона постановлением Администрации Смоленской области от 30.04.2013 N333 (в ред. от 04.12.2015) утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы (далее также - Программа по переселению).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, а именно путем выкупа изымаемого жилого помещения либо путем предоставления собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилья с зачетом его стоимости.
Как следует из раздела 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 г., результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Как разъяснено в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01.01.2013, она утверждается на период до 01.09.2017.
В силу п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение администрации г. Смоленска о переселении граждан из спорного многоквартирного дома в 2020 году, выраженное в п. 3 постановления от 05.06.2015 года N1028-адм, принято в рамках компетенции указанного органа местного самоуправления, с учетом даты признания дома аварийным, очередности расселения жилищного фонда, поскольку оснований для включения дома N по ул. ... в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденную Постановлением Администрации Смоленской области от 30.04.2013 N333, не имелось и не имеется по настоящее время, так как решение о признании его в установленном порядке аварийным принято после 2012 года, процедура по изъятию у собственников жилых помещений, закрепленная ст. 32 ЖК РФ, не начата, решения об изъятии земельного участка и жилых помещений дома ответчиком не принимались.
При этом суд правомерно указал, что истица вправе рассчитывать на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого лишь при достижении согласия с органом местного самоуправления и реализация такого права возможна лишь при соблюдении процедур, прямо предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, то есть по истечении разумного срока на исполнение собственниками требования органа, принявшего решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, соответственно о сносе или реконструкции указанного дома.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они верные и мотивированные, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, не противоречат нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы Косаревой М.В. по существу сводятся к ее несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного по существу верного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 01 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Косаревой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.