Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Быстрова О.В.
судей Калединой Е.Г. и Шурловой Л.А.
при секретаре Дугужевой Б.М.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя истца Еськовой Н.П. по доверенности Перепадя С.М.
на решение Октябрьского районного года г.Ставрополя от 22 марта 2016 года по гражданскому делу по иску Еськовой Н.П., действующей в интересах недееспособного опекаемого Токарева А.П., к администрации г. Ставрополя(третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя, Управление здравоохранения администрации г. Ставрополя, Министерство жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ставрополя) о признании отказа в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма незаконным, об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Еськова Н.П., действующая в интересах недееспособного опекаемого инвалида Токарева А.П., обратилась с исковым заявлением суд о признании незаконным отказа администрации г.Ставрополя, выраженного в письме комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя от 10 ноября 2015 года N 05/1-14/05-1665 в предоставлении недееспособному опекаемому инвалиду Токареву А.П. во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма; об обязании предоставить Токареву А.П. во внеочередном порядке жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь в пределах границ города Ставрополя не менее установленных нормативов предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Определением суда от 25 января 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление здравоохранения администрации г. Ставрополя.
Определением суда, изложенным в протоколе судебного заседания от 11 февраля 2016 года, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
В обоснование иска указано, что Еськова Н.П. является опекуном недееспособного инвалида Токарева А.П., который включен в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (инвалид, имеющий тяжелую форму хронического заболевания), порядковый номер - 130. На обращение истицы Комитете городского хозяйства в своем письме от 10 ноября 2015 года выразил отказ в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма.
Считает, что с учетом внесенных изменений в Закон Ставропольского края N 72-кз от 10 ноября 2009 года "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" Токареву А.П. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение. Кроме того, Токарев А.П. страдает тяжелым заболеванием и имеет право на дополнительную жилую площадь. Не согласна с доводами комитета городского хозяйства о том, что предоставлением Токареву А.П. жилого помещения ущемит права впереди стоящих граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Отсутствие финансирования принятых ранее законом, связанных с внеочередным предоставлением жилых помещений по договорам социального найма, не может являться условием ограничения прав граждан, предусмотренных федеральным законодательством.
Решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 22 марта 2016 года исковые требования Еськовой Н.П., действующей в интересах недееспособного опекаемого Токарева А.П., к администрации г. Ставрополя о признании отказа в предоставлении Токареву А.П. во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах границ г. Ставрополя не менее установленных нормативом предоставления жилого помещения - оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Еськовой Н.П. по доверенности Перепадя С.М. просит решение суда отменить, указав, что суд неправильно определилобстоятельства имеющие значение для дела. Неправильно применил нормы материального права. Законом предусмотрено право Токарева А.П., как инвалида на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель администрации г. Ставрополя по доверенности Крутенчук Н.В. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, указав, что судом правильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, жалобе представителя истца Еськовой Н.П. по доверенности Перепадя С.М., просившего об отмене решения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что истец, действующая в интересах Токарева А.П., претендует на улучшение жилищных условий и предоставление жилого помещения только по основаниям, предусмотренным ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилое помещение Токареву А.П. в этом случае должно было быть предоставленным только из жилищного фонда Ставропольского края.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации предоставляются установленным категориям граждан по договору социального найма в порядке, предусмотренном Кодексом, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", прямого указания Закона N 72-кз меры социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий и предоставления жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в Определении от 12.04.2011 N 551-О-О указал, что органы местного самоуправления, обязанные осуществлять учет всех категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Иное противоречило бы правовой природе установленных действующим правовым регулированием жилищных фондов и конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления.
... для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации)
С 1.01.2005 федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1.03.2005, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Как следует из материалов дела, Токарев А.П., 1966 года рождения, является инвалидом с детства, первой группы, установленной согласно справки сер. ВТЭ0024676 от 22 октября 1982 года бессрочно.
Согласно заключения врачебной комиссии N 659 от 12 августа 2015 года Токарев А.П. страдает тяжелой формой хронического заболевания.
Решением Грачевского районного суда Ставропольского края от 28 мая 2007 года, вступившем в законную силу, Токарев А.П. признан недееспособным.
Распоряжением N233-р от 13 мая 2011 года над Токаревым А.П. установлена опека, опекуном назначена Еськова Н.П..
Согласно письма Комитета городского хозяйства г. Ставрополя от 2 октября 2015 года, Токарев А.П. включен в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по общему списку порядковой N-5956; по списку граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договора социального найма(инвалид детства), порядковой N420; по списку граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (инвалид, имеющий тяжелую форму хронического заболевания, порядковой N 130.
На обращение истицы о внеочередном предоставлении Токареву А.П. жилого помещения как инвалиду, имеющему тяжелую форму хронического заболевания, Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя разъяснил, что по соответствующему льготному списку порядковой N130; при наличии жилых помещений, соответствующих нормам предоставления и в порядке очереди Токареву А.П. будет предоставлено жилое помещение по договору социального найма; предоставить ему квартиру вне очереди администрация г. Ставрополя не имеет правовых оснований, так как впередистоящие в очереди граждане также остро нуждаются в улучшении жилищных условий и удовлетворение просьбы приведет к ущемлению их прав и законных интересов.
Таким образом, судом установлено, что Токарев А.П. состоит в льготной очереди по предоставлению вне очереди жилого помещения как инвалиду, имеющему тяжелую форму хронического заболевания, под /N130.
Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края установлен статьей 4 Закона N 72-кз.
Жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет в соответствии со статьей 3 настоящего Закона. Гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, жилые помещения жилищного фонда края предоставляются с учетом проживающих совместно с ними членов их семей. Жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений жилищного фонда края, установленными статьей 5 настоящего Закона (пункты 1 и 2 статьи 4 Закона N 72-кз).
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 72-кз жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края (далее - уполномоченный орган), каковым является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Из материалов дела видно, что Еськова Н.П., действующая в интересах недееспособного опекаемого Токарева А.П. обратилась с настоящим иском к администрации г. Ставрополя.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции, об отказе в иске законно и обоснованно. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку они основаны на неправильном толковании приведенных норм материального и процессуального права.
Истец не лишена возможности требовать защиты своих прав от органа, наделенного соответствующими полномочиями.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 22 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.