Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Спрыгиной О.Б.,
судей областного суда: Поляковой К.В., Конышевой И.Н.,
при секретаре Ивановой Л.С.,
заслушав в открытом судебном заседании в апелляционном порядке по докладу судьи Поляковой К.В. дело по апелляционной жалобе главы администрации МО "Икрянинский район" Астраханской области Коняева В.Г. на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 16 марта 2016г. по делу по иску АМО "Икрянинский район" к АМО "Рабочий поселок Красные Баррикады" о признании права муниципальной собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛА:
Глава администрации МО "Икрянинский район" Астраханской области Коняев В.Г. обратился в суд с иском к АМО "Рабочий поселок Красные Баррикады" о признании права муниципальной собственности, указав , что постановлением истца от ДД.ММ.ГГГГг. Nп управлению образования АМО "Икрянинский район" были предоставлены для реализации инвестиционного проекта "Индустриальный парк" в безвозмездное срочное пользование земельные участки, расположенные по адресу: "адрес", из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью кв.м., разрешенное использование: производственная деятельность (индустриальный парк); "адрес", из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью кв.м., разрешенное использование: производственная деятельность (индустриальный парк). На основании данного постановления между администрацией района и управлением образования администрации района был заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГг. Поскольку управление образования имеет статус некоммерческой организации, созданной органом местного самоуправления, то земельный участок, предоставленный ему, относится к муниципальной собственности МО "Икрянинский район", в связи с чем истец обратился в Управление Росреестра по Астраханской области с заявлением о регистрации права собственности, в чем истцу было отказано. При указанных обстоятельствах просил признать за истцом право собственности на земельный участок, кадастровый N, по адресу: "адрес", из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью кв.м., разрешенное использование: производственная деятельность (индустриальный парк) .
Представитель истца Лиджиев А.К. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представители ответчика и третьего лица участия в судебном заседании не принимали .
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 16 марта 2016г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе глава администрации МО "Икрянинский район" Астраханской области Коняев В.Г. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения по заявленным в иске основаниям, указав, что постановлением истца от ДД.ММ.ГГГГг. Nп является основанием для возникновения права муниципальной собственности за истцом.
Заслушав докладчика по делу, выслушав представителя истца по доверенности Лиджиева А.К., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика по доверенности Писареву Н.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации МО "Икрянинский район" от ДД.ММ.ГГГГг. Nп управлению образования администрации МО "Икрянинский район" в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев были предоставлены земельные участки, расположенные по адресам: "адрес" "адрес" из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью кв.м., с разрешенным использованием: производственная деятельность (индустриальный парк); "адрес", из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью кв.м., с разрешенным использованием: производственная деятельность (индустриальный парк).
ДД.ММ.ГГГГг. на основании указанного постановления между администрацией района и управлением образования администрации района заключен договор безвозмездного срочного пользования земельными участками, при этом в соответствии с условиями договора срок использования земельных участков установлен с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., срок действия договора также установлен до ДД.ММ.ГГГГг.
ДД.ММ.ГГГГг. земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" "адрес", поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового N.
В период действия договора безвозмездного срочного пользования земельным участком администрация МО "Икрянинский район" обратилась в Управление Росреестра по Астраханской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес".
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГг. регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок в связи с тем, что данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГг., то есть после вступления в законную силу Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также по тем основаниям, что такой вид разрешенного использования как "индустриальный парк" для земель сельскохозяйственного назначения действующим законодательством не предусмотрен. Указанный отказ стороной истца в установленном законом порядке не обжалован.
Как следует из содержания иска и пояснений представителя истца, в качестве основания для признания права муниципальной собственности на спорный земельный участок администрация района ссылается на абз.3 п.3 ст.3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно п.1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены ст.3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной вступившим с 01 июля 2006г. в законную силу Федеральным законом от 17 апреля 2006г. N53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п.3 ст.3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Пунктами 1, 2 ст.3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации.
То есть, ст.3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.
В этой связи земельные участки, которые на момент введения в действие данной статьи не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.
При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).
Таким образом, право собственности на землю, которое не перешло ранее по каким-либо правовым основаниям в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, продолжает находиться в государственной собственности Российской Федерации.
В силу положений п.2 ст.3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" администрация муниципального района вправе распоряжаться земельными участками на территории входящих в муниципальный район поселений, если соответствующим поселением не были приняты правила землепользования и застройки. В случае принятия поселением правил землепользования и застройки, полномочиями по распоряжению земельными участками обладает орган местного самоуправления поселения.
Рассматривая заявленные требования, районный суд установил, что спорный земельный участок передан администрацией МО "Икрянинский район" в рамках полномочий, предоставленных ей п.2 ст.3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", управлению образования администрации МО "Икрянинский район" на праве безвозмездного срочного пользования на основании постановления от 29 января 2015г. N96п, то есть после вступления в законную силу ст.3.1 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, передача администрацией МО "Икрянинский район" спорного земельного участка управлению образования администрации МО "Икрянинский район" на праве безвозмездного срочного пользования сама по себе не влечет разграничение права собственности на земельный участок и приобретение соответствующего права муниципальным образованием.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что право муниципальной собственности на спорный земельный участок по заявленному основанию, предусмотренному абз. 3 п.3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не возникло.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся к повторному изложению заявленных требований и к несогласию с оценкой суда установленным по делу обстоятельствам, а также основаны на неверном толковании норм материального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 16 марта 2016г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации МО "Икрянинский район" Астраханской области Коняева В.Г. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.