Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего судьи Меншутиной Е.Л.,
судей Хапаевой С.Б., Рыбачук Е.Ю.,
при секретаре Сафонове А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 марта 2016 года апелляционные жалобы Администрации городского округа Королев Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области на решение Королевского городского суда Московской области от 11 января 2016 года по делу по иску Армагановой Натальи Васильевны к Администрации городского округа Королев Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным постановления, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Хапаевой С.Б.,
объяснения представителя Администрации г.о. Королев Московской области Хиленко В.А., Армагановой Н.В., судебная коллегия
установила:
Армаганова Н.В., уточнив исковые требования, обратилась в суд
с иском к Администрации г.о. Королёв Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным акта проверки документов, представленных гражданами для участия в подпрограмме "Социальная ипотека" государственной программы Московской области "Жилище" от 18.05.2015 в части несоответствия учителя Армагановой Н.В. перечню документов, предусмотренных Правилами; о признании недействительным и отмене п. 1.2 постановления руководителя Администрации городского округа Королев от 11.06.2015 N 417-ПА в части исключения ее из списка граждан, изъявивших желание стать участником подпрограммы, признании ее с учетом членом семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в список граждан, изъявивших желание стать участником Подпрограммы "Социальная ипотека" государственной программы Московской области "Жилище". В обоснование требований истица указала, что она, имеющая стаж педагогической работы 32 года, ее муж и двое дочерей проживают в двухкомнатной квартире N 72 общей площадью 51,9 кв.м., расположенной по адресу: "данные изъяты". Постановлением Администрации г.о. Королёв Московской области
от 06.03.2015 N 134-ПА она была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в Подпрограмме "Социальная ипотека" государственной Программы Московской области "Жилище". Постановлением от 14.05.2015 N 333-ПА, истица, ее муж и дочь, 1988 года рождения, включены в список граждан, изъявивших желание стать участником подпрограммы. После проверки Министерством строительного комплекса представленных документов постановлением от 11.06.2015 N 417-ПА она исключена из указанного списка граждан. В качестве причин неправомерности принятия ее на учет в акте указано, что истица совершила действия, приведшие к намеренному ухудшению жилищных условий для участия в Подпрограмме.
Истица считает, что оспариваемые документы являются незаконными
и нарушающими ее права, поскольку таких действий она и члены её семьи не совершали. Учётная норма в г. Королёв составляет 10 кв.м. на 1 человека, общая площадь ее квартиры составляет 51,9 кв.м., в которой зарегистрированы Армаганова Н.В. - с 31.10.1991, Армаганов О.Р. - с 05.02.1998, дочь - Армаганова Е.О. - с 19.03.2003, дочь - Гумирова К.О. -
с 31.10.1991, свекровь - Армаганова И.В. - с 26.02.2013, внучка - Гумирова А.Т. - с 24.06.2014, в связи с чем, площадь жилого помещения, приходящегося на одного проживающего составляет менее 10 кв.м., при этом, свекровь Армаганова И.В. фактически проживала в квартире с 2006 года, а зарегистрирована с 2013 года, ее регистрацию нельзя признать умышленными и недобросовестными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, как и нельзя признать таковыми действия по регистрации новорождённого ребёнка - Гумировой А.Т.
В судебном заседании Армаганова Н.В. исковые требования поддержала.
Представитель Администрации г.о. Королёв Московской области Думинец А.Н. разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Представитель Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Королёв Московской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Представитель Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Решением Королевского городского суда Московской области
от 11 января 2016 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционных жалоба Администрация г.о. Королев Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области ставят вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения по следующим основаниям.
Судом установлено, что Армаганова Н.В., имеющая стаж педагогической работы 32 года, зарегистрирована и проживает в квартире общей площадью 51,9 кв.м., расположенной по адресу: "данные изъяты", с 31.10.1991.
Согласно выписке из домовой книги, в квартире N 72 также зарегистрированы и проживают супруг истицы - Армаганов О.Р. с 05.02.1998, дочь - Армаганова Е.О. с 19.03.2003, дочь - Гумирова К.О. с 31.10.1991, свекровь - Армаганова И.В. с 26.02.2013, внучка - Гумирова А.Т. с 24.06.2014. Таким образом, исходя из 6 зарегистрированных человек в квартире, площадь на одного проживающего составляет менее 10 кв.м.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Город Королёв Московской области" от 25.04.2005 N 85/516 с целью определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена учётная норма площади жилого помещения в размере не более 10 кв.м. на одного человека.
Постановлением Администрации г.о. Королёв Московской области
от 06.03.2015 N 134-ПА Армаганова Н.В. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в Подпрограмме "Социальная ипотека" государственной Программы Московской области "Жилище".
Постановлением руководителя Администрации от 14.05.2015 N 333-ПА истица, ее муж и дочь, 1988 года рождения, включены в список граждан, изъявивших желание стать участником Подпрограммы "Социальная ипотека" государственной Программы Московской области "Жилище".
В соответствии с п. 1.2 постановления руководителя Администрации от 11.06.2015 N 417-ПА Армаганова Н.В. исключена из списка граждан, изъявивших желание стать участником Подпрограммы как не имеющая оснований для признания нуждающейся в жилых помещениях на основании акта проверки Министерства строительного комплекса Московской области, из содержания которого следует, что Армаганова Н.В. совершила действия, которые привели к намеренному ухудшению жилищных условий для участия в Подпрограмме.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что изначально Администрацией г.о. Королёв было принято обоснованное решение о принятии Армагановой Н.В. на учёт в качестве нуждающейся
в жилом помещении для участия в Подпрограмме "Социальная ипотека" государственной Программы Московской области "Жилище" и она обоснованно была включена в список граждан, изъявивших желание стать участником данной Подпрограммы; акт Министерства строительного комплекса о несоответствии семьи истицы необходимым требованиям для участия в Подпрограмме не соответствует закону ввиду того, что свекровь истицы - Армаганова И.В. фактически проживала в квартире с 2006 года, что подтверждено документами ГУ УПФ РФ N 17 по г.Москве и Московской области, но была зарегистрирована в квартире лишь 26.02.2013, а государственная Программа Московской области "Жилище" принята лишь 23.08.2013, т.е. после регистрации Армагановой И.В. в жилом помещении, в связи с чем, указанные действия нельзя признать умышленными и недобросовестными, не относится к таковым и регистрация новорождённого ребёнка - Гумировой А.Т.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на материалах дела и правильном применении норм материального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013
N 655/34 утверждена государственная программа Московской области "Жилище".
Подпрограмма "Социальная ипотека" реализуется в рамках долгосрочной целевой программы Московской области "О поддержке отдельных категорий граждан при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов на 2013-2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2012 N 1367/39 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "О поддержке отдельных категорий граждан при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов на 2013-2024 годы".
Мероприятия Подпрограммы предусматривают оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан при улучшении жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов.
В силу п.2 Правил предоставления государственной поддержки отдельным категориям граждан на улучшение жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов, утверждённых Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 года N 655/34, участниками Подпрограммы могут быть граждане Российской Федерации учителя государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, для которых работа в образовательных организациях является основным местом работы, имеющие педагогический стаж работы не менее 5 лет принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанные органом местного самоуправления по месту их постоянного жительства на территории муниципального образования, принимающего участие в реализации Подпрограммы, нуждающимся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 п. 2 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом необходимо учитывать, что ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, то есть, совершая данные действия, лица осознают либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Согласно пунктам 15, 22 Правил предоставления государственной поддержки отдельным категориям граждан на улучшение жилищных условий с использованием ипотечных кредитов, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 655/34, орган местного самоуправления формирует отдельные списки по категориям граждан, желающих принять участие в подпрограмме и данные списки утверждаются руководителем органа местного самоуправления. Пунктом 24 Правил предусмотрено, что граждане, включенные в список, исключаются из него, в том числе в случае выявления несоответствия в сведениях, предоставленных в орган местного самоуправления, послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, и включения в список.
В соответствии со ст. 327.1 ч.1 абз. 2 ГПК РФ судом апелляционной инстанции принятых дополнительные доказательства по обстоятельствам не установленным судом первой инстанции.
Из объяснений истицы, а также представленных доказательств следует, что Армаганова И.В. была зарегистрирована с 31.01.2006 в квартире общей площадью 38,60 кв.м., расположенной по адресу: г. Королев ул. Исаева, д. 7, кВ.46, принадлежащей на праве собственности ее дочери Армагановой И.Р. с 09.03.2005. В указанной квартире также зарегистрированы собственник с 05.04.2005 и ее несовершеннолетняя дочь с 11.09.2012. На каждого члена семьи приходится более 12,8 кв.м.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Законодатель также определяет понятие фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства, что может повлечь соответствующие неблагоприятные правовые последствия.
Регистрация Армагановой И.В. в спорной квартире мотивирована истицей постоянным фактическим проживанием с 2006 года, а также намерением собственником Армагановой И.Р. продать принадлежащую ей квартиру, которое не реализовано до настоящего времени.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для применения ст. 53 ЖК РФ и вывода о совершении умышленных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, что влечет за собой недопустимость принятия на учет в течение пяти лет со дня совершения указанных действий.
Учитывая, что жилое помещение, в котором Армаганова И.В. была зарегистрирована с 2006 года, и спорное жилое помещение находятся в одном населенном пункте (г. Королев) сведения о фактическом нахождении последней правового значения не имеют. Представленная справка из ГК УПФ РФ N17 по г. Москве и Московской области не является допустимым доказательством, подтверждающим факт проживания лица, получающего пенсию. Вынужденный характер изменения места регистрации Армагановой И.В. в феврале 2013 года истцом не доказан, при том, что жилищные условия проживания в спорной квартире ухудшаются всех членов семьи, включая Армаганову И.В.
Обоснованы доводы жалоб о применении социальных мер, на которые претендует истец, с 2012 года, что также свидетельствует о недобросовестности действий истца по регистрации свекрови в феврале 2013. Рождение внучки в июне 2014 и регистрация ее в спорной квартире не является намеренным ухудшением жилищных условий и не влечет признание истицы нуждающейся, поскольку на одного проживающего, исходя из пяти зарегистрированных, будет приходиться более 10 кв.м.
При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для признания истицы с учетом трех членов семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Социальная ипотека" государственной программы Московской области "Жилище", а оспариваемые акты соответствуют закону, прав истца не нарушают, в связи с чем, основания для признания их недействительными отсутствуют.
С учетом изложенного, обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения.
Руководствуясь ст.ст. 330, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Королевского городского суда Московской области
от 11 января 2016 года отменить, принять новое решение.
Отказать в удовлетворении иска Армагановой Натальи Васильевны
к Администрации городского округа Королев Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконными акта, постановления, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.