ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2016 года по делу N 3а-26/2016г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
с участием представителя административного истца Гусенова Г.А. адвоката Абдуллаева А.С.,
представителя Народного Собрания Республики Дагестан по доверенности Мусаева Б.З.,
прокурора Гаджимагомедова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Магомедове Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусенова Г.А. к Народному Собранию Республики Дагестан о признании недействующим положений абзаца 3 пункта пятого статьи 2 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядка его предоставления данным категориям граждан",
установил:
Народным Собранием Республики Дагестан 26 января 2006 года принят Закон Республики Дагестан N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядка его предоставления данным категориям граждан" (далее - Закон Республики Дагестан или Закон), который 3 февраля 2006 года подписан Председателем Государственного Совета Республики Дагестан и официально опубликован в газете "Дагестанская правда", N 23, 04.02.2006г. и в бюллетене "Собрание законодательства Республики Дагестан", 28.02.2006г., N 2, ст. 56.
Абзацем 3 пункта пятого статьи 2 Закона (в редакции Закона Республики Дагестан от 8 июня 2009 года N 39) установлено, что уполномоченный орган составляет сводные списки граждан и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по согласованию с Правительством Республики Дагестан принимает решение о предоставлении их гражданам, принятым на учет.
Гусенов Г.А. в лице своего представителя адвоката Абдуллаева А.С. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском о признании абзаца 3 пункта пятого статьи 2 Закона недействующим в той части, в которой действие этого абзаца распространяется на граждан, подлежащих обеспечению жильем вне очереди.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что Гусенов Г.А., страдающий тяжелой формой хронического заболевания, подлежит обеспечению жильем вне очереди. Распространение действия оспариваемой части Закона на указанную категорию лиц приводит к тому, что Гусенов Г.А. для реализации своего права на получение жилья вне очереди вынужден ждать введения в эксплуатацию, приобретения или освобождения жилых помещений из состава жилищного фонда Республики Дагестан, а также согласования принятия уполномоченным органом решения о предоставлении жилья с Правительством Республики Дагестан, что нарушает его права и, фактически, ставит его в очередь на получение жилья.
В письменных возражениях Народного Собрания Республики Дагестан на административное исковое заявление содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных Гусеновым Г.А. требований по тем основаниям, что оспариваемая норма не предусматривает установления очередности предоставления жилья для граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями вне очереди.
Административный истец Гусенов Г.А., извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, в связи с чем, дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Представитель административного истца Гусенова Г.А. адвокат Абдуллаев А.С. в судебном заседании административный иск поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель Народного Собрания Республики Дагестан по доверенности Мусаев Б.З. в судебном заседании заявленные требования не признал и просил в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3).
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктом 3 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, административный истец Гусенов Г.А., принятый на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2007 году, является лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункт 1); определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункт 4); определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункт 5).
В целях реализации вышеуказанных полномочий Народным Собранием Республики Дагестан принят оспариваемый Гусеновым Г.А. в части Закон Республики Дагестан, определивший категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядок их предоставления данным категориям граждан.
Согласно абзацу шестнадцатому статьи 1 Закона к числу таких граждан относятся граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
При этом в соответствии с абзацем 4 пункта третьего статьи 2.1. Закона вышеуказанной категории граждан, к которой относится и административный истец Гусенов Г.А., жилые помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Пунктом первым Постановления Правительства Республики Дагестан от 6 августа 2009 года N 258 "Об уполномоченных органах по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении", функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, указанных в абзацах первом-семнадцатом, двадцать первом статьи 1 Закона, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении, возложено на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Минстрой РД).
Вступившим в законную силу решением Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 5 июня 2013 года на Минстрой РД возложена обязанность предоставить семье Гусенова А.К., в составе которой имеется Гусенов Г.А., страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание, вне очереди по договору социального найма жилое помещение из жилищного фонда Республики Дагестан.
Оспариваемым Гусеновым Г.А. абзацем 3 пункта пятого статьи 2 Закона (в редакции Закона Республики Дагестан от 8 июня 2009 года N 39) установлено, что решение о предоставлении принятым на учет гражданам жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан принимается уполномоченным органом по мере введения таких жилых помещений в эксплуатацию, их приобретения, освобождения, и по согласованию с Правительством Республики Дагестан.
Доводы административного иска о том, что распространение оспариваемой части Закона на лиц, имеющих право на обеспечение жильем вне очереди, противоречит вышеприведенным положениям федерального и республиканского законодательства и нарушает права указанной категории лиц, поскольку ставит реализацию их права на получение жилья вне очереди в зависимость от введения жилых помещений в эксплуатацию, их приобретения и освобождения, суд находит необоснованными и свидетельствующими о неправильном толковании административным истцом и его представителем норм материального права.
В соответствии с частями четвертой и пятой статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учёту в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Согласно части первой статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу вышеуказанного правового регулирования предметом договора социального найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшее техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию и находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, т.е. определенный объект недвижимого имущества, находящийся в гражданском обороте.
Таким образом, введение жилых помещений в эксплуатацию, их приобретение или освобождение, т.е. наступление обстоятельств, свидетельствующих о наличии жилого помещения из состава жилищного фонда Республики Дагестан, которое может выступить в качестве предмета договора социального найма, является необходимым условием реализации права Гусенова Г.А. на обеспечение жильем вне очереди и не свидетельствует о нарушении указанного права административного истца.
В этой связи суд считает доводы административного иска о нарушении положениями абзаца 3 пункта пятого статьи 2 Закона в части, предусматривающей принятие уполномоченным органом решения о предоставлении жилых помещений по мере их введения в эксплуатацию, приобретения и освобождения, прав и законных интересов Гусенова Г.А. и о противоречии оспариваемой части Закона положениям статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункту 3 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и части третьей статьи 2.1. Закона Республики Дагестан, необоснованными, а административный иск в данной части - подлежащим оставлению без удовлетворения.
Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы административного искового заявления о несоответствии оспариваемой Гусеновым Г.А. нормы Закона требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в части, предусматривающей согласование уполномоченным органом решения о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма с Правительством Республики Дагестан.
Оспариваемый Гусеновым Г.А. в части Закон Республики Дагестан нормативного регулирования вопросов, связанных с вышеуказанным согласованием решения о предоставлении жилого помещения с Правительством Республики Дагестан не содержит.
Отсутствует такое нормативное регулирование и в утвержденном приказом Минстроя РД от 18 декабря 2009 года N 126 Административном регламенте исполнения Минстроем РД государственной функции "Ведение сводного списка граждан, имеющих право на получение жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядок предоставления жилых помещений данным категориям граждан".
Утвержденная вышеуказанным приказом блок-схема последовательности действий Министроя РД по исполнению этой государственной функции (приложение N 1 к Административному регламенту) такого действия как "согласование решения о предоставлении жилого помещения с Правительством Республики Дагестан" не предусматривает.
Представитель Народного Собрания Республики Дагестан в судебном заседании также не смог пояснить суду, в каком порядке и в какой форме уполномоченный орган должен осуществлять согласование вопроса предоставления жилого помещения с Правительством Республики Дагестан, какие именно вопросы подлежат согласованию и чем обусловлена необходимость согласования решения уполномоченным органом (Минстрой РД), к чьей компетенции относится принятие такого решения.
Выявленная судом в ходе рассмотрения дела правовая неопределенность вопросов, связанных с процедурой согласования уполномоченным органом решения о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма нарушает права граждан, имеющих право на обеспечение жильем в таком порядке, в том числе, вне очереди, поскольку в условиях правовой неурегулированности процедуры согласования реализация этого права становится невозможной.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемая Гусеновым Г.А. норма в части, предусматривающей необходимость согласования уполномоченным органом с Правительством Республики Дагестан решения о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жильем вне очереди, противоречит положениям статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункту 3 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и части третьей статьи 2.1. Закона Республики Дагестан, гарантирующих в своей взаимосвязи лицам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, право на внеочередное предоставление по договору социального найма жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан.
В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление Гусенова Г.А. удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня его принятия абзац 3 пункта пятого статьи 2 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядка его предоставления данным категориям граждан" в той части, в которой положениями данного пункта предусмотрено принятие уполномоченным органом решения о предоставлении принятым на учет гражданам, имеющим право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма во внеочередном порядке, по согласованию с Правительством Республики Дагестан.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете "Дагестанская правда" и бюллетене "Собрание законодательства Республики Дагестан".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 30 мая 2016 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.