Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Соболевой С.Л.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамбера В. К. к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, Территориальному отделу номер 2 ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, Администрации города Алейска о признании незаконным решения органа местного самоуправления, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционным жалобам ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Алейского городского суда Алтайского края от 28 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения представителя истца Алифанова Д.В., судебная коллегия
установила:
Шамбер В.К. обратился с иском о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес"; а также просил признать незаконным пункт *** решения исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов "О закреплении служебных квартир" от ДД.ММ.ГГ *** в части закрепления "адрес" в "адрес" как служебной.
В обоснование заявленных требований указал, что ранее в приватизации жилья участия не принимал; на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного квартирно-эксплуатационной частью Алейского гарнизона, занимает вышеуказанную квартиру; данное жилое помещение находится в военном городке - городе Алейске, который до издания Правительством Российской Федерации распоряжения N 1779-р от 11 октября 2011 года считался закрытым.
Истец полагает, что в отношении спорной квартиры с ним был заключен договор социального жилищного найма, на момент заключения которого квартира не была служебной. Поскольку по состоянию на дату вынесения оспариваемого решения квартира была занята по договору социального найма, она не могла быть отнесена к числу служебных.
На основании ст. ст. 6, 7, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" истец обращался в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, в ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о передаче в собственность занимаемой им квартиры с приложением всех необходимых для приватизации документов. ФГКУ "Центррегионжилье" письмом от ДД.ММ.ГГ сообщило о передаче заявления Шамбера В.К. для рассмотрения начальнику ФГКУ "Сибирское ТУИО", откуда истцу поступил ответ от ДД.ММ.ГГ, согласно которому данное учреждение не уполномочено на принятие решений, связанных с приватизацей жилых помещений, поскольку не является собственником имущества.
Шамбер В.К. с отказом в приватизации не согласен, поскольку в соответствии с п.7 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1871 "О реорганизации Федеральных государственных учреждений МО РФ" с 20 декабря 2010 года ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России было реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и других учреждений, указанных в приложении *** к данному приказу, в том числе и Алейской КЭЧ. ФГКУ "Сибирское ТУИО" в соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации", является государственным предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, в связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении заявления не было.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 28 декабря 2015 года иск удовлетворен.
Признан незаконным и отменен пункт *** приложения к Решению исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов Алтайского края "О закреплении служебных квартир по Войсковой части ***" от ДД.ММ.ГГ *** в части закрепления квартиры номер *** расположенной по "адрес" в качестве служебной.
За Шамбером В.К. признано право собственности на квартиру номер ***, расположенную в "адрес", в порядке приватизации.
ФГКУ "Центррегионжилье" в апелляционной жалобе просит указанное решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска, мотивируя тем, что суд неправильно определилимеющие значение для разрешения спора обстоятельства, неправильно применил материальный закон, установленные судом обстоятельства не доказаны. Ответчик полагает, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу в качестве служебного, поскольку его предоставление осуществлялось не в общем порядке, а квартирно-эксплуатационной службой, было обусловлено наличием трудовых отношений с Министерством обороны СССР, что подтверждается ордером, имеющим отметку "служебный". На иных условиях жилое помещение, расположенное в закрытом военном городке, не могло быть предоставлено военнослужащему, проходившему военную службу. Последующее придание квартире статуса служебного жилого помещения носило формальный характер и подтвердило сложившиеся правоотношения. Законодательство не содержит норм, позволяющих отнести жилое помещение к социальному жилищному фонду в случае нарушения порядка включения его в число служебных.
Поскольку не подтвержден факт использования истцом спорного жилого помещения по договору социального жилищного найма, то не может быть установлено и право на его приватизацию, в связи с чем оно не могло быть безвозмездно передано в собственность истца.
ФГКУ "Сибирское "ТУИО" Минобороны России в апелляционной жалобе также просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указано, что оспаривание решений органов местного самоуправления должно осуществляться путем предъявления административного искового заявления, которое может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов. Истцом пропущен срок обращения в суд. Предоставленное Шамберу В.К. жилое помещение является служебным, находится в федеральной собственности и не подлежит приватизации. В соответствии с указаниями министра обороны запрещено исключать жилые помещения из специализированного жилищного фонда. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Истцом не подтверждено право на получение жилого помещения в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" и иными актами, регулирующими обеспечение жильем в Вооруженных Силах Российской Федерации, в частности, отсутствуют документы о наличии жилья до и после *** года, о выслуге лет, основаниях увольнения истца.
Истцом представлены возражения на апелляционные жалобы, которые он просит оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции возражал против удовлетворения жалоб, просил оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Шамбер В.К. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил военную службу, является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГ, выслуга лет в Вооруженных силах Российской Федерации составляет *** лет (л.д. 16).
На основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ *** Шамберу В.К. была предоставлена двухкомнатная "адрес", расположенная по "адрес" в "адрес", на семью в составе трех человек: *** На ордере имеется надпись "служебный" и вертикальная полоса (л.д. 7). В настоящее время истец проживает в квартире один. Договор социального найма жилого помещения не оформлялся.
Решением Исполнительного комитета Алейского городского Совета депутатов Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ "О закреплении служебных квартир по войсковой части ***" "адрес" в "адрес" закреплена в качестве служебной для военнослужащих войсковой части ***, занимающих должность *** (л.д. 46-51).
Согласно архивной справке *** от ДД.ММ.ГГ, выданной архивным отделом Администрации г. Алейска, на основании решения исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов *** от ДД.ММ.ГГ "адрес" была переименована в улицу имени "адрес" (л.д. 8).
На момент предоставления истцу спорное жилое помещение находилось в военном городке "адрес". Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ ***-р военный городок "адрес" Алтайского края исключен из перечня закрытых военных городков, поэтому приватизация жилых помещений в нем осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. В настоящее время "адрес", расположенная по "адрес" в "адрес" является собственностью Российской Федерации (л.д. 10, 106-108).
На основании Приказа Министра Обороны России от 17 декабря 2010 года N 1871 ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ является правопреемником Алейской квартирно-эксплуатационной части, в оперативном управлении которой находился жилой фонд закрытого военного городка города Алейска Алтайского края (распоряжение Правительства РФ номер 752-р от 01 июня 2000 года).
Шамбер В.К. обращался в Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства О. Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") с заявлением о приватизации спорной квартиры, которое указанным учреждением не было рассмотрено, направлено на рассмотрение в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО"), которое направило истцу письмо от ДД.ММ.ГГ ***, указав, что не уполномочено на принятие решений о приватизации жилья (л.д. 12-14).
В ходе рассмотрения дела ответчики возражали против удовлетворения иска, не признавая наличие у истца права на приватизацию в связи со служебным статусом спорного жилья.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что статус служебного жилого помещения не мог возникнуть у квартиры, которая уже была предоставлена истцу и его семье, поэтому оспариваемый акт органа местного самоуправления не соответствует закону, а на момент предоставления, несмотря на выдачу служебного ордера, присвоение квартире соответствующего статуса надлежащими доказательствами не подтверждено, так как решение решения уполномоченного органа о придании спорному жилому помещению статуса служебного по состоянию на *** год не представлено. При этом военный городок, в котором находится квартира истца, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец фактически пользуется спорной квартирой на условиях социального найма, в связи с чем имеет право на приватизацию данной квартиры на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда не основан на нормах закона и противоречит материалам дела.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения истцу, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, Шамбер В.К. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял; решение о предоставлении ему спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Спорное жилое помещение предоставлено Шамберу В.К. в качестве служебного для временного проживания в период прохождения службы в войсковой части.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
На основании статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до ДД.ММ.ГГ) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Служебный ордер о предоставлении Шамберу В.К. спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.
При таких обстоятельствах принятие впоследствии исполнительным комитетом Алейского городского Совета народных депутатов Алтайского края решения *** от ДД.ММ.ГГ о закреплении спорной квартиры как служебной лишь подтверждает уже имевшийся статус жилого помещения и не может расцениваться как нарушающее права истца. В связи с этим судебная коллегия не соглашается с решением суда в части признания не соответствующим закону пункта *** приложения к указанному решению.
Довод апелляционной жалобы ФГКУ "Сибирское ТУИО" о необходимости рассмотрения данного дела в порядке административного производства является несостоятельным, поскольку истцом требование об оспаривании вышеуказанного акта заявлено в целях подтверждения права на спорное жилое помещение по договору социального найма, основным требованием истца является признание права собственности на квартиру, разрешение которого осуществляется в порядке гражданского судопроизводства, следовательно и взаимосвязанный с ним требования должны разрешаться в том же порядке.
Вместе с тем, по существу это требование было разрешено судом неверно.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска Шамбера В.К. о признании за ним права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации у суда не имелось, в связи с чем оспариваемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 28 декабря 2015 года отменить, удовлетворить апелляционные жалобы ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Принять по делу новое решение.
Отказать Шамберу В. К. в удовлетворении иска в полном объеме.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.