Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Колесниковой Л.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца администрации г.Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску администрации г.Бийска к Булгаковой Я. А., Сафроновой Н. А., Сафронову Д. В., Сафронову Д. В. об обязании: снести жилой дом, обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома, осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, прекращении права собственности.
Заслушав доклад судьи Колесниковой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация г.Бийска обратилась в суд с иском к Булгаковой Я.А., Сафроновой Н.А., Сафронову Д.В., Сафронову Д.В. о возложении на ответчиков обязанностей: снести жилой дом, обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома, осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, о прекращении права собственности.
В обоснование требований истец указал, что жилой дом общей площадью 62,4 кв.м. по "адрес", принадлежащий ответчикам на праве собственности, попал в зону затопления. На основании акта обследования дома с учетом заключения о техническом состоянии его строительных конструкций, выданного ООО "Специализированная фирма "РосЭксперт", межведомственной комиссией дом признан аварийным и непригодным для проживания.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** утверждены списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае - июне 2014 года на территории "адрес" Алтайского края. В указанный список на получение государственного жилищного сертификата включена семья ответчиков: Булгакова Я.А., Сафронова Н.А., Сафронов Д.В., Сафронов Д.В. Булгаков А.Д., Булгакова Я.А. Сертификат ответчиками реализован на приобретение жилых помещений по в "адрес".
Истец полагает, что к спорным правоотношениям по аналогии подлежат применению положения ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) для признания индивидуальных жилых домов аварийными и не пригодными для эксплуатации.
В связи с тем, что собственники жилого дома не желают осуществить снос дома в добровольном порядке, а также обратиться в кадастровую палату с заявлением о снятии жилого дома с кадастрового учета, администрация города Бийска обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец - администрация г.Бийска просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на обстоятельства дела и указывая на то, что судом неправильно сделан вывод о необходимости проведения процедуры изъятия земельных участков для муниципальных нужд, предусмотренный ст.32 ЖК РФ, поскольку в соответствии со ст.49 ЖК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных ситуациях и предполагает возмездный характер, в данном случае ни под одно из условий для изъятия земельного участка настоящий объект спора не подпадает.
Часть 1 ст.37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Кроме того судом положения ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и ст.32 ЖК РФ трактуются односторонне относительно установления неприкосновенности права собственности, тогда как право собственности не является абсолютным и может быть ограничено в случае необходимости защиты публичных интересов, в частности охраны жизни и здоровья граждан, обеспечения общественной безопасности. В данном случае, требования администрации о сносе и прекращении права собственности на жилой дом, направлены на прекращение действия негативных факторов чрезвычайной ситуации и на обеспечение общественной безопасности.
В судебное заседания суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 07 июня 1995 года N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 N982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Исходя из положений главы 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых МЧС России 03 октября 2014 года N2-4-87-24-7 в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, жилые дома, получившие повреждения в результате землетрясений, аварий, пожара, стихийного бедствия, являются непригодными для проживания в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.
Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" принадлежит на праве долевой собственности ответчикам: Сафроновой Н.А., Булгаковой Я.А., Сафронову Д.В., Сафронову Д.В., что подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Жилой дом в период паводка в мае-июне 2014 года находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года в "адрес", что подтверждается актом обследования жилого дома по "адрес" в "адрес".
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ *** указанный жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания.
По сведениям, предоставленным Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Сафроновой Н.А. выдан государственный жилищный сертификат из расчета на семью из 5 человек, который реализован, путем приобретения жилых помещений по "адрес" и по "адрес" в "адрес". Факт приобретения указанных жилых помещений подтвержден и выпиской Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не соблюдена процедура изъятия спорного жилого дома, предусмотренная нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований администрации "адрес" отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом и указанных в п.2 ст. 235 ГК РФ, на которые истец не ссылался.
Вместе с тем, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", возлагающая на собственника здания или сооружения обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, применяется при прекращении эксплуатации здания или сооружения.
В соответствии с ч. 2 ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.
Как следует из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 561 государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
В иных случаях риск случайно гибели или случайного повреждения своего имущества несет собственник (ст. 211 ГК РФ).
Таким образом, учитывая, что вывод из эксплуатации, случайная гибель, снос жилого дома не установлены, основания для возложения на собственника обязанности по утилизации мусора отсутствуют.
Распоряжением администрации Алтайского края от 28 августа 2014 года N307-р рекомендовано главам администрацией муниципальных образований пострадавших от паводка, обеспечить снятие граждан, получивших государственные жилищные сертификаты, с регистрационного учета по месту нахождения жилых помещений, вывести из состава жилищного фонда жилые помещения, указанные в сводном реестре признанных непригодными для проживания в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, утвержденные распоряжением Администрации края от 12 августа 2014 N 291-р.
Распоряжением администрации г.Бийска Алтайского края от 10 декабря 2014 года N 2127-р об организации работы по сносу жилых домов, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" поручено в течение 5 дней с момента получения сведений о реализации государственных жилищных сертификатов предъявить письменные требования о сносе собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, с указанием срока сноса, осуществить контроль за сносом жилых домов.
Обращаясь с настоящим иском, администрация г.Бийска ссылалась на обстоятельства, которые возникли в результате наводнения на территории г.Бийска по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
В данном случае основанием для принятия решения о признании дома аварийным и непригодным для проживания являлась чрезвычайная ситуация - наводнение на территории г.Бийска Алтайского края, вследствие которой жилой дом ответчика попал в зону затопления, целью чего являлось предоставление гражданам компенсаций и социальных гарантий, в том числе получение государственного жилищного сертификата.
Действительно целью предоставления государственного жилищного сертификата является приобретение на его средства жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Заявляя требования по утилизации мусора, а фактически о сносе аварийного и непригодного для проживания жилого помещения ответчиков, истец ссылался на положения ч.10 ст. 32 ЖК РФ.
Однако, согласно ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (ч. 1).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч.9).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (ч.10).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом, как органом местного самоуправления, не соблюдена, предусмотренная данной нормой права, процедура изъятия жилого дома. По тем же основаниям не подлежат удовлетворению и производные исковые требования о снятии жилого дома с кадастрового учета.
Доводы жалобы о неправильном применении норм права судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Сведений о том, что администрацией г.Бийска соблюдена необходимая процедура выкупа жилого дома, в том числе, решен вопрос о выплате компенсации, истцом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца администрации города Бийска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.