Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Варнавского В.М., Дмитриевой О.С.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Замятиной Е. В. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 марта 2016 года
по делу по иску Замятиной Е. В. к администрации Центрального района г. Барнаула об оспаривании решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец обратилась в суд к администрации Центрального района г. Барнаула о признании решения администрации Центрального района г. Барнаула от 20.07.2015 об отказе в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес", незаконным; обязании администрации Центрального района г. Барнаула внести ее в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта.
В обоснование требований указано, что в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, был поврежден ее дом по адресу: "адрес". На основании этого 10.07.2015 она обратилась в администрацию Центрального района г. Барнаула с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта.
Письмом от 20.07.2015 администрация Центрального района г. Барнаула отказала в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, т.к. в собственности имеется иное пригодное для проживания помещение.
Истец считала, что данное решение является незаконным и необоснованным. Квартира по "адрес" была приобретена ее супругом, она не является ее собственником.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 марта 2016 года, в удовлетворении исковых требований Замятиной Е.В. отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Замятина Е.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указанно, что согласно Федеральному закону от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Для включения в списки граждан, которым положены единовременные выплаты, необходимо наличие трех условий: быть гражданином Российской Федерации; проживать в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; утратить полностью или частично имущество.
Однако Постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N 234 введены ограничения на право получения выплаты.
При вынесении решения суд руководствовался указанным Постановлением, что противоречит федеральному законодательству и нарушает права истца.
Полагает, что определение права на получение компенсаций зависит от содержания нормативно-правовых актов, принятых уполномоченными федеральными органами, при этом законодательство субъекта Российской Федерации не должно противоречить федеральным законам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Котик Ю.С. доводы жалобы поддержал, представитель ответчика Диденко Р.Г. против доводов жалобы возражал, просил оставить решение без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, которые устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
Согласно пп. А п. 5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда постановлением Администрации Алтайского края N 234 от 17.06.2015 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
В соответствии с п. 4 названного Порядка (в редакции, действовавшей в период вынесения оспариваемого решения) право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Таким образом, законодателем установлены обязательные условия, при соблюдении которых могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка.
Как установлено судом первой инстанции, 10.07.2015 Замятина Е.В. обратилась в администрацию Центрального района г. Барнаула с заявлениями о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома по "адрес", пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года, что не оспаривалось сторонами.
В соответствии с ответом администрации Центрального района г. Барнаула от 20.07.2015 N101 в предоставлении социальной выплаты отказано, поскольку Замятина Е.В. на момент паводка не являлась собственником дома по "адрес", а так же у нее в собственности имеется иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Как следует из материалов дела 09.08.1985 между З.А.Г. и Соломиной (Замятиной) Е.В. был заключен брак (л.д. 35).
25.04.1994 года З.А.Г. приобрел у А.В.Г. жилой дом по "адрес" Право собственности на данный жилой дом в установленном порядке на имя истца зарегистрировано не было (л.д. 31-32).
Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.02.2016 Замятина Е.В. с 12.01.2001 является собственником ? доли "адрес" (л.д. 27-28).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу о том, что, поскольку в собственности истца на дату паводка и на дату обращения за предоставлением мер социальной поддержки имелось другое жилое помещение, пригодное для проживания, основания для предоставления указанных мер социальной поддержки отсутствовали. В связи с чем, администрацией Центрального района г. Барнаула обоснованно принято решение об отказе в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта. Основания для признания решения незаконным, так же как и для включения Замятиной Е.В. в список на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта и выплате указанной денежной помощи отсутствуют.
Судебная коллегия, анализируя материалы дела и доводы подателя жалобы, с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Как следует из системного анализа положений постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 N 447 и постановления Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N 234, необходимым условием для предоставления гражданам мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения является отсутствие у заявителей иного жилого помещения, пригодного для проживания, за исключением жилого помещения, поврежденного в результате паводка и требующего капитального ремонта.
Граждане, имеющие иное жилое помещение право на получение социальной поддержки государства утрачивают, так как такая поддержка направлена, прежде всего, на восстановление права граждан на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан и в силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Поскольку Замятина Е.В. имеет в собственности жилое помещение, пригодное для проживания ее право на жилище не может считаться нарушенным, что исключает предоставление социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого дома, расположенного в по "адрес". В связи с чем, решение администрации Центрального района г. Барнаула об отказе в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта является правомерным.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, поскольку суд первой инстанции тщательно проверил доводы сторон и фактические обстоятельства дела, значимые по делу обстоятельства определилправильно. Установленные обстоятельства, подтверждаются доказательствами, которым дана оценка согласно положениям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд первой инстанции, при рассмотрении данного дела по существу, неправомерно руководствовался положениями Постановления Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N 234, которые по ее мнению, противоречат действующему законодательству, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные по следующим основаниям.
Порядок защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера как уже было указано выше предусмотрен Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно ст. 2 указанного Закона, правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Алтайским краевым законодательным собранием принят Закон Алтайского края от 17.03.1998 N 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В статье 2 данного закона указано, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в крае основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ними федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края, настоящего Закона, а также законов и иных нормативных правовых актов края в этой области.
В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, Постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N 234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
Настоящий Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края определяет правила выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года (п. 1 Порядка).
В силу ч.ч. 2,3 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку Постановление Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N 234, опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.06.2015, в установленном законом порядке, недействующим полностью или в части не признавалось, суд первой инстанции правомерно, при разрешении данного спора по существу, руководствовался в том числе, и Порядком предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденным указанным нормативным актом.
Доводы апелляционной жалобы истца выводов суда первой инстанции не опровергают, свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права и основанием для отмены решения суда не являются.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Замятиной Е. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Судья Аникина Л.А. Дело N 33-5732/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
25 мая 2016 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Варнавского В.М., Дмитриевой О.С.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Замятиной Е. В. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 марта 2016 года
по делу по иску Замятиной Е. В. к администрации Центрального района г. Барнаула об оспаривании решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Замятиной Е. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.