Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Ковалюк Л.Ю., Бакланова Е.А.,
при секретаре Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 03 декабря 2015 года по делу по административному исковому заявлению
З.Н.И., Л.О.Н., Л.А.А., С.Н.М., Р.К.В., Т.Л.К., Г.Р.В., Т.О.О., К.Л.А., К.К.А., В.М.М., М.Е.В., С.Н.М., Г.Ф.А., М.О.П., Б.А.В., Т.С.А., Ф.О.В., И.С.В., И.В.А., Ш.И.В., С.С.В., С.Ю.С. к администрации "адрес", комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Бакланова Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда принято решение о признании жилого дома "адрес" аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации города Барнаула от 20 апреля 2012 года N 95-р "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" вышеназванный дом признан аварийным и подлежащим сносу; установлен срок отселения физических лиц из указанного многоквартирного дома до 22 марта 2014 года в пределах средств, предусмотренных в бюджете города.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 19 сентября 2014 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 ноября 2014 года, признано незаконным бездействие администрации города Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в части организации работы по переселению из аварийного жилья. На комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность в течении 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения направить собственникам жилых помещений З.Н.И., Л.О.Н., С.Н.М., Т.Л.К., Л.А.А., Р.К.В., Г.Р.В., Т.О.О. требования о сносе в разумный срок.
Собственникам помещений жилого "адрес" в "адрес", направлены требования о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГ.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ признано незаконным бездействие администрации "адрес", комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" в части организации работы по переселению граждан из аварийного дома по "адрес", в "адрес". На комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" возложена обязанность подготовить проект постановления в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, на администрацию "адрес" - в течение 10 дней с момента подготовки проекта постановления принять решение об изъятии земельного участка по "адрес" в "адрес" для муниципальных нужд, а также соответствующие проект постановления и решение об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности К.Л.А., К.К.А., В.М.М., М.Е.В., С.Н.М., Б.И.Н., Г.Ф.А., М.О.П., Б.А.В., Р.В.Ф., Т.С.А., Ф.О.В., И.С.В., И.В.А., Ш.И.В., Б.Ж.А., Б.А.И., П.Н.А., С.С.В., С.Ю.С., находящихся в доме по "адрес", для муниципальных нужд.
Постановлением администрации г. Барнаула от 23 апреля 2015 года N 610 принято решение об изъятии в установленном жилищным законодательством порядке у собственников жилых помещений многоквартирного дома "адрес" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м и жилых помещений NN 2, 3, 4, 6, 7, 8, 13, 15, 17, 19, 21, 22, 25, 26, 27, 29, 30, 31, 32, 33 в указанном многоквартирном доме для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГ З.Н.И., Л.О.Н., Л.А.А., С.Н.М., Р.К.В., Т.Л.К., Т.О.О., Г.Р.В., К.Л.А., К.К.А., В.М.М. М.Е.В., С.Н.М., Г.Ф.А.., М.О.П., Б.А.В., Т.С.А., Ф.О.В., И.В.А., И.С.В., Ш.И.В., С.Ю.С., С.С.В. будучи собственниками жилых помещений NN 2, 3, 4, 6, 8, 13, 22, 25, 26, 27, 29, 30, 31, 33 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просили признать незаконным бездействие администрации города Барнаула по непринятию мер к расселению собственников жилых помещений, проживающих по адресу: "адрес", из аварийного жилья; возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула обязанность в 10-дневный срок после вступления в силу решения суда направить собственникам жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", соглашения о выкупе жилых помещений, указав выкупную цену с учетом площади общего пользования, рыночной стоимости земельного участка и компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, ссылаясь на то, что в нарушение положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации до настоящего времени проекты таких соглашений административным истцам направлены не были, выкуп земельного участка и жилых помещений не произведен, тогда как непринятие мер к расселению собственников из аварийного жилья нарушает жилищные права последних, ставит под угрозу их жизнь и безопасность в связи с необходимостью длительного проживания в доме, признанном аварийным.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 03 декабря 2015 года административное исковое заявление удовлетворено частично, на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность направить З.Н.И., Л.О.Н., Л.А.А., С.Н.М., Р.К.В., Т.Л.К., Г.Р.В., Т.О.О., К.Л.А., К.К.А., В.М.М., М.Е.В., С.Н.М., Г.Ф.А., М.О.П., Б.А.В., Т.С.А., Ф.О.В., И.С.В., И.В.А., Ш.И.В., С.С.В., С.Ю.С. проекты соглашений об изъятии жилых помещений многоквартирного дома по "адрес". В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе администрация города Барнаула просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указано, что в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации права и обязанности сторон при изъятии земельного участка и жилого помещения регулируются соглашением, заключаемым между сторонами, в котором определяются сроки и условия возмещения. Пунктом 3.12 решения Барнаульской городской Думы от 30 марта 2012 года N 720 определен перечень документов, представляемых собственниками в комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула для заключения соглашения о выкупе жилого помещения, и указано на то, что соглашение о выкупе заключается комитетом и собственником (собственниками) в течение 15 календарных дней с момента поступления всех документов, указанных в настоящем пункте. Между тем административными истцами не представлено доказательств, подтверждающих факты обращения собственников жилых помещений в уполномоченный орган местного самоуправления с предложением о заключении указанного соглашения, в связи с чем требования о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение заявлены преждевременно, поскольку отказа в заключении соглашения ими не получено.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в своей жалобе просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении требований. В обоснование указано, что такой способ защиты права как возложение обязанности по направлению проекта соглашения об установлении возмещения за изымаемое жилое помещение законодательством не предусмотрен. Административные истцы с проектом соглашения, определяющим предмет договора, права и обязанности сторон, в комитет не обращались, то есть ими не соблюден предварительный порядок обращения с заключением соглашения, предусмотренный положениями ст.ст. 421, 432, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административные истцы просят об оставлении решения суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились административные истцы З.Н.И., И.С.В., С.Н.М., М.О.П., представитель административных истцов К.Е.В.; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционные жалобы рассматриваются в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, выслушав представителя административных истцов К.Е.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что нормы действующего законодательства возлагают на административного ответчика (комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула) обязанность по направлению в адрес собственников жилых помещений многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, наряду с уведомлением о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен такой многоквартирный дом, и жилых помещений в многоквартирном доме проекта соглашения об изъятии недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом районного суда ввиду следующего.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в адрес административных истцов не направлялся.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Как предусмотрено пп. 4 п. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В соответствии с положением п. 4 той же статьи изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.
Согласно ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласно п. 2 той же статьи согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется.
В соответствии с положениями ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества (п. 2); проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который: 1) указан правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 12 статьи 56.6 настоящего Кодекса или при отсутствии данного адреса по адресу, который указан таким правообладателем в качестве адреса для связи с ним в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд; 2) указан в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в случае его отсутствия указан в государственном кадастре недвижимости (в отсутствие сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта); 3) присвоен изымаемым объектам недвижимого имущества (в отсутствие сведений об адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта) (п. 3); правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии (п. 8); правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (п. 9); в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10).
Таким образом, законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд направлять проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания, вместе с тем, в данном случае указанная обязанность органом местного самоуправления не выполнена.
В соответствии с п. 3.37 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 года N 694, для достижения основных целей и задач комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула готовит предложения по вопросам отселения граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, организует работу по переселению граждан в связи со сносом жилого дома.
Согласно п.п. 3.5, 3.8 Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 марта 2012 года N 720, комитет ЖКХ: 1) в течение месяца с момента окончания срока, установленного для сноса дома, готовит проект постановления администрации города об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд и изъятии жилых помещений в таком доме; 2) в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и жилых помещений направляет решение на государственную регистрацию; 3) в 15-дневный срок с момента государственной регистрации уведомляет собственников помещений дома о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате государственной регистрации такого решения. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения, которое заключается от имени муниципального образования - города Барнаула комитетом ЖКХ.
С учетом изложенного судом правильно установлено, что нарушение допущено комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула.
Доводы жалоб об отсутствии у комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула обязанности по направлению проекта соглашения об изъятии недвижимости, необходимости составления проекта соглашения правообладателями земельного участка и помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, безосновательны, противоречат приведенным выше нормам.
То обстоятельство, что в ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не указано на необходимость применения ч. 4 данной статьи при изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, подлежащее изъятию, для государственных или муниципальных нужд, в то время как в части 4 говорится о необходимости направления собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка, а также проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, не свидетельствует об отсутствии обязанности направить проект соглашения.
Как следует из ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ее часть 10 сформирована в действующей редакции в 2006 году. На данный период (до 01 апреля 2015 года) ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривала положение о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения. С учетом Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 апреля 2015 года рассматриваемым положением установлена обязанность уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии, а также направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости. При этом в ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01 апреля 2015 года, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации должна быть соблюдена в полном объеме.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Кроме того, как верно отмечено судом, обязанность органа местного самоуправления направить проект соглашения усматривается из системного толкования ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в части 9, подлежащей применению, говорится о получении собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Поскольку выводы суда о наличии незаконного бездействия комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула по направлению проекта соглашения об изъятии недвижимости истцам являются правомерными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права, учитывая, что нарушений норм процессуального права судом не допущено, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции является правильным.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 03 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.