Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Багиеве Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 мая 2013 года N218 "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Республики Башкортостан 28 мая 2013 года издано постановление N218 "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи" (далее - постановление) в целях организации лекарственного обеспечения граждан при оказании амбулаторно-поликлинической помощи за счет средств бюджета Республики Башкортостан. Постановление принято в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 года N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".
Данный нормативный правовой акт опубликован 30 мая 2013 года на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru и 24 июня 2013 года в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" N 18(420), ст. 810.
Названным постановлением утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются гражданам по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а также Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются гражданам по рецептам врачей с 50-процентной скидкой за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Прокурор Республики Башкортостан в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о признании Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются гражданам по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а также Перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются гражданам по рецептам врачей с 50-процентной скидкой за счет средств бюджета Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 мая 2013 года N218, противоречащими федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не подлежащим применению. В обоснование административного искового заявления указано на то, что Перечни ограничивают круг лиц и категорий заболеваний в отличие от установленных федеральным законодательством, а также утверждены с нарушением компетенции субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Башкортостан - прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Башкортостан Валишин Р.Р. административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Калеева Н.О., на судебном заседании дата требования прокурора Республики Башкортостан просила признать необоснованными и в удовлетворении административного искового заявления отказать. Пояснила, что оспариваемое постановление принято Правительством Республики Башкортостан в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, статей 16, 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Указала, что разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В письменных возражениях представителя Правительства Республики Башкортостан указано также на то, что действующее законодательство не содержит положений об отнесении установления Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются гражданам по рецептам врачей бесплатно и Перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются гражданам по рецептам врачей с 50-процентной скидкой к полномочиям Российской Федерации, в связи с чем определение указанных перечней относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Представители Министерства финансов Республики Башкортостан Валеев Т.С., Аллаярова С.С. требования прокурора Республики Башкортостан считают необоснованными. Пояснили, что федеральный закон устанавливает Перечень лиц, помощь которым осуществляется из федерального бюджета, республиканский Перечень включает дополнительные категории лиц, которые в федеральном Перечне не указаны. На практике применяются и федеральный и республиканский Перечень. Указали также на то, что отмена республиканского Перечня повлечет за собой отмену финансирования ряда льготников. Полагают, что субъект РФ вправе предусмотреть в своем Перечне иные группы заболеваний.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Нурлыгаянова З.А. заявленные требования не признала. Пояснила, что лечебно-производственные государственные предприятия, на которых работают больные, в республике отсутствуют, на сегодняшний день данные предприятия не входят в систему Минздрава, а инвалиды 1 и 2 группы и так включены. Дублирование диагнозов сделано для того, чтобы гражданину, у которого имеется заболевание, но нет установленной инвалидности, не было отказано. В письменных возражениях со ссылкой на ст.ст. 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано, что утверждение оспариваемых Перечней относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста - начальник отдела контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ М.Р.М. пояснил, что согласно Федеральному закону 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", п.5 постановления Правительства РФ N890 от 30.07.1994г. на территории РФ должна осуществляться единая политика по обеспечению лекарствами отдельных категорий граждан. Субъект РФ имеет право только расширить федеральный Перечень. Республиканский Перечень не должен был издаваться в том виде, в котором он есть сейчас. При наличии федерального Перечня необходимости издавать свой Перечень в субъекте, нет. С точки зрения финансирования, имеется разъяснение Минздрава Российской Федерации от 03.02.2006г., которое указывает, что финансирование лекарственного обеспечения осуществляется за счет средств субъекта. Меры социальной защиты по Конституции Российской Федерации разграничены между центром и субъектом РФ. По сути, центр может обеспечить лекарствами 100% льготников, однако люди выбирают денежное вознаграждение. Необходимости республиканского Перечня нет, Перечень субъекта увеличен на одно заболевание (синдром Шерешевского - Тернера); легочная (артериальная) гипертензия - это орфанное заболевание и в силу ст.44 ФЗ "Об охране здоровья граждан" обеспечивается за счет субъекта. Отсутствие в Перечне больных, работающих в лечебно-производственных и государственных предприятиях, также не соответствует закону. Врач даже при отсутствии заболевания, включенного в Перечень, имеет право выписать лекарство, обосновав позже свое решение, то есть отсутствие в Перечне заболевания, либо группы не препятствует обеспечению лекарственными препаратами бесплатно, либо со скидкой.
На судебное заседание дата представитель Правительства Республики Башкортостан не явился, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Республики Башкортостан, суд в соответствии со статьей 150 КАС Российской Федерации, определилрассмотреть дело в отсутствии представителя Правительства РБ извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (расписка в материалах дела).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить этим федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которым в том числе определяются права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч. 1). Нормы об охране здоровья, содержащиеся, в том числе, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам данного Федерального закона (ч. 2).
В ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ названы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:
1)защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;
2)разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;
3)разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;
4)формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные этой статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности;
5) организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации;
6)создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан;
7)организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с п. п. 5 и 12 данной части;
8)организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации;
9)организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10)организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ;
11)координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;
12)реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;
13)информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;
14)установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;
15)обеспечение разработки и реализация региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;
16)установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях.
На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий:
1)лицензирование следующих видов деятельности:
а)медицинская деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук);
б)фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук);
в)деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук);
В ч. 10 этой же статьи федерального акта отражено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти назначает на должность (освобождает от должности) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;
2) утверждает по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;
3) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами и иными документами, предусмотренными ч. 7 данной статьи;
4) вправе до утверждения регламентов, указанных в п. 1 ч. 7 данной статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в части переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, должны содержать только предусмотренные такими актами требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций и которые разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;
5) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленной форме ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, сведений о лицензиях, выданных в соответствии с переданными полномочиями, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, и иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
6) обеспечивает ведение регионального сегмента федерального регистра, предусмотренного ч. 8 данной статьи, и своевременное представление содержащихся в нем сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, которая устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
С учетом этой программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования).
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
В соответствии с ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:
1)целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2)перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
3)порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;
4)порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
5)перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;
6)перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
7)объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
8)объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования;
9)перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Таким образом, в федеральном законодательстве четко регламентированы конкретные положения, которые должна содержать территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Согласно разделу V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года N1382, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Указанные Перечни утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Факт принятия и утверждения постановлением Правительством Российской Федерации N890 от 30 июля 1994 года Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также Перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой свидетельствует о реализации им своих полномочий.
Между тем, оспариваемым постановлением утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются гражданам по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Республики Башкортостан и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются гражданам по рецептам врачей с 50-процентной скидкой за счет средств бюджета Республики Башкортостан, которые в отличие от установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, ограничивает круг лиц и категории заболеваний.
Так, из 25 групп населения, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов за счет средств бюджета Республики Башкортостан в соответствии с федеральным постановлением, оспариваемое постановление предусматривает только 2 группы.
В Перечне категорий заболеваний, утвержденных постановлением N218, субъект Российской Федерации воспроизвел частично категории заболеваний, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года, не включив психические заболевания (инвалиды 1 и 11 групп, а также больных, работающих в лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях), дополнительно включив лиц, страдающих легочной (артериальной) гипертензией и синдромом Шерешевского-Тернера, синдромальные формы низкорослости.
В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень, а также своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно. Однако федеральным законодательством не предусмотрено право субъекта Российской Федерации произвольно устанавливать группы населения, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов за счет средств бюджета субъекта.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Как следует из анализа приведенных выше законодательных и нормативных правовых актов, объем и условия оказания медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в федеральной (базовой) программе. При ином толковании приведенных актов терялся бы смысл разработки и утверждения Федеральной программы и снижался бы уровень правовых гарантий прав граждан в области объема бесплатной медицинской помощи, установленных федеральным законодателем.
Разделом 7 Федеральной программы установлены средние подушевые нормативы финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2015 году - ... рубля, в 2016 году - ... , в 2017 году - ... рубля.
Во втором абзаце пункта 8.3 раздела 8 "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи. Подушевые нормативы финансирования программы" Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 622, подушевые нормативы финансирования (без учета расходов федерального бюджета) составляют: за счет средств бюджета Республики Башкортостан (в расчете на 1 жителя) в 2015 года - ... рубля, в 2016 году - ... рубля, в 2017- ... рубля (с учетом межбюджетных трансфертов бюджета Республики Башкортостан на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС).
Сравнительный анализ положений двух программ свидетельствует об установлении Правительством Республики Башкортостан заниженных по сравнению с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 1273, подушевых нормативов финансирования (в расчете на 1 жителя).
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 августа 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2015 года, признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу решения суда абзац второй пункта 8.3 раздела 8 "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи. Подушевые нормативы финансирования программы" Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 662.
Удовлетворяя требования прокурора, суд счёл установленным, что в оспариваемой части территориальная программа, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 622, противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства, в частности, положениям Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Опровергая позицию представителей заинтересованных лиц о том, что ни законом, ни Федеральной Программой не установлено требований о соответствии упомянутых нормативов территориальной программы нормативам Федеральной Программе, суд указал, что объем и условия оказания медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в федеральной (базовой) программе. При ином толковании приведенных актов терялся бы смысл разработки и утверждения Федеральной программы и снижался бы уровень правовых гарантий прав граждан в области объема бесплатной медицинской помощи, установленных федеральным законодателем.
Федеральная программа устанавливает средние нормативы оказания медицинской помощи бесплатно, которые как государственная гарантия равного права на получение всеми гражданами в Российской Федерации такой помощи не могут быть уменьшены субъектом Российской Федерации, поскольку действующее федеральное законодательство не предоставляет органам государственной власти субъекта право занижать нормативы по сравнению с базовыми.
При этом судом сделан вывод о том, что отсутствие денежных средств также не является основанием для снижения уровня, государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 1273.
Решение Верховного Суда Республики Башкортостан принято по заявлению Прокурора РБ к Правительству Республики Башкортостан, вступило в законную силу и в соответствии со ст.64 КАС Российской Федерации установленные данным решением обстоятельства, не доказываются вновь и не подлежат доказыванию.
Утверждение представителя Правительства Республики Башкортостан со ссылкой на п.5 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" о возможности утверждения перечня заболеваний и указания в нём иных видов заболеваний, чем предусмотрено в постановлении Правительства Российской Федерации N890, при финансировании за счёт бюджета субъекта Российской Федерации, не может быть принято во внимание в связи с вышеприведенными в решении обстоятельствами, а также в силу следующего.
Согласно п.3 ст. 81 вышеприведенного закона, территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
Судом установлено, что оспариваемые Перечни утверждены и используются в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 662, являясь его неотъемлемой составной частью.
Следовательно, субъект не вправе в рамках государственных гарантий при невыполнении финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, устанавливать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 (ред. от 14.02.2002) N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для групп населения, не указанных в Приложениях N 1 и 2 к настоящему Постановлению, в том числе ветеранам войны и труда, многодетным и малоимущим семьям, а также беременным женщинам и безработным.
Указанные в п.5 постановления дополнительные льготы могут быть реализованы субъектом при условии полного исполнения обязательств в рамках государственных гарантий за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников, при этом, не снижая государственных гарантий, но не путем принятия Перечней, утвержденных уполномоченным органом - Правительством Российской Федерации.
Утверждение представителей заинтересованных лиц об отсутствии ущемления прав неопределенного круга лиц оспариваемыми Перечнем заболеваний, имеющим дополнительно ряд заболеваний, не указанных в постановлении Правительства РФ N890, не может быть признано убедительным, поскольку принятие таких Перечней не входит в компетенцию субъекта Российской Федерации и установление дополнительных гарантий при невыполнении финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий, является также превышением субъектом своих полномочий и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Доводы представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о лишении возможности лекарственного обеспечения при оказании амбулаторной медицинской помощи для лиц, страдающих легочной (артериальной) гипертензией и синдромом Шерешевского-Тернера при отсутствии Перечня заболеваний, судом исследованы и установлено, что в силу ст.44 ФЗ "Об охране здоровья граждан" легочная (артериальная) гипертензия - это орфанное заболевание и обеспечивается за счет средств субъекта. Утверждение относительно включения в перечень орфанных заболеваний - первичной формы, а в оспариваемый Перечень заболеваний - вторичной, ничем не подтверждено. В оспариваемом перечне указано на легочную (артериальную) гипертензию, без приведения формы. Иные доказательства суду не представлены. В отношении лиц, страдающих синдромом Шерешевского-Тернера, из пояснений специалиста М.Р.М. и анализа действующего законодательства следует, что отсутствие в Перечне заболевания, либо группы не препятствует их обеспечению лекарственными препаратами при амбулаторном лечении бесплатно, либо со скидкой при наличии заключения комиссии врачей. Лечение данной категории больных производится бесплатно также в условиях стационара и дневного стационара.
Не представляется возможным согласиться с позицией представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан об отсутствии в Перечне заболеваний субъекта лиц, страдающих психическими заболеваниями (инвалиды 1 и 11 групп, а также больных, работающих в лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях), ввиду отсутствия подобных предприятий на территории Республики Башкортостан, поскольку, во-первых, данные предприятия могут быть созданы в период действия Перечня, во-вторых, из текста данного пункта следует, что в нём речь идет, кроме больных, работающих на предприятиях, также о лицах, страдающих психическими заболеваниями( инвалидами(1 и 11 групп).
На основании изложенного, суд считает, что отдельные положения постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 мая 2013 года N218 "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи" в части утверждения Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются гражданам по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а также Перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются гражданам по рецептам врачей с 50-процентной скидкой за счет средств бюджета Республики Башкортостан, противоречат федеральному законодательству.
Оспариваемый республиканский нормативный правовой акт принят Правительством Республики Башкортостан с превышением полномочий, нарушает права граждан на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета республики, гарантированных федеральными нормативными актами, поскольку предусматривает ограничение количества видов заболеваний и групп населения, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Следовательно, требование прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 мая 2013 года N218 "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи" подлежит удовлетворению.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
решил:
административное исковое заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействующим Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются гражданам по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 мая 2013 года N218 "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи", с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать недействующим Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются гражданам по рецептам врачей с 50-процентной скидкой за счет средств бюджета Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 мая 2013 года N218 "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи", с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.