... Верховный Суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 25 мая 2016 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Замалетдиновой Л.И.,
при секретаре Багиеве Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Пчелякова К.В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов 2548, 2550 уточненного перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год", пунктов 3123, 3128, 3111 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года N 1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год",
УСТАНОВИЛ:
30 апреля 2014 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з издало приказ N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год".
Приказ N 557 опубликован 5 мая 2014 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.8
Приказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года N 1506, от 24 декабря 2014 года N 1842, от 14 апреля 2015 года N 387 были внесены изменения в приказ N 557 от 30.04.2014.
В пункты 2548, 2550 Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год ( далее - Перечень 2015 года), включены:
- нежилое здание с кадастровым номером N ... , расположенное по адресу: адрес;
- нежилое здание с кадастровым номером N ... , расположенное по адресу: адрес.
11 сентября 2015 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з издало приказ N 1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год".
Приказ N 1433 опубликован 18 сентября 2015 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30.11.2015 N 1818 (ред. 31.12.2015) были внесены изменения в приказ N 1433 от 11.09.2015.
В пункты 3123, 3128, 3111, 3115 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год( далее - Перечень 2016 года), включены:
- нежилое здание с кадастровым номером N ... , расположенное по адресу: адрес;
- нежилое здание с кадастровым номером N ... , расположенное по адресу: адрес;
- нежилое здание с кадастровым номером N ... , расположенное по адресу: адрес;
- нежилое здание с кадастровым номером N ... , расположенное по адресу: адрес.
Пчеляков К.В., являясь собственником указанных зданий, обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 2548, 2550 уточненного перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год", пунктов 3123, 3128, 3111,3115 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года N 1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год" в связи с отсутствием на момент принятия оспариваемых приказов утвержденных в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Пчеляков К.В. и его представитель Уткин М.Л. в судебном заседании дата заявленные требования поддержали с учётом уточнения и просили признать недействующими пункты 2548, 2550 уточненного перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год", пункты 3123, 3128, 3111 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года N 1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год". Пояснили, что исключение из перечня необходимо для снижения размера налога на имущество, обжалуемые приказы приняты с нарушением требований, предусмотренных ч.2 ст. 378.2 НК РФ, перечни объектов недвижимости приняты до утверждения кадастровой стоимости объектов.
В судебном заседании дата по ходатайству представителя Пчелякова К.В. - Уткина М.Л. к материалам дела приобщено ходатайство Пчелякова К.В. об исключении из состава административного искового заявления требования в части признания недействующим пункта 3115 Перечня объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1443 от 11.09.2015 года, в связи с изданием приказа Министерством земельных и имущественных отношений N467 от 31.03.2016 года и исключении нежилого здания с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес на 2016 год. Судом принято данное ходатайство и дело рассмотрено с учётом измененных требований.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Султанов Т.В. требования заявителя не признал, указал, что на дату принятия Перечней 2015, 2016 годов действовало постановление Правительства Республики Башкортостан от 10.02.2012 N40, которым утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости. Данное постановление действовало до 23.11.2015 года и признано утратившим силу в связи с утверждением новой кадастровой стоимости объектов недвижимости постановлением Правительства Республики Башкортостан N 496 от 24.11.2015 года.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан представлены письменные возражения на административное исковое заявление аналогичного содержания.
Представитель Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Сведения об уважительности причин неявки представителя заинтересованного лица в суд не представлены.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Замалетдиновой Л.И., полагавшей, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Кодекса здания, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Пчеляков К.В., пенсионер, является плательщиком налога на имущество физических лиц, и с учётом включения в Перечни принадлежащих ему объектов недвижимости, в соответствии с п.2.3 решения Совета городского округа г. Кумертау обязан уплачивать налог от кадастровой стоимости в размере 1,5% за 2015 год и 2% - за 2016 год и последующие годы. Не подпадает он и под категорию льготников, предусмотренную статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с использованием данного имущества в предпринимательской деятельности.
В силу положений статьи 402 Кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
В пункте 3 статьи 402 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 01 января 2015 года был введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость").
Согласно п. 3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 N180 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В пункте 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года N 35, предусмотрено, что министерство не позднее 1-го числа очередного периода по налогу: определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 г. N180 Министерством земельных и имущественных отношений РБ сформирован и направлен в Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - УФНС РФ по РБ) перечень объектов недвижимого имущества на 2015 г., в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
30 апреля 2014 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год".
В пункты 2548, 2550 Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год (далее - Перечень 2015 года), включены:
- нежилое здание с кадастровым номером N ... , расположенное по адресу: адрес;
- нежилое здание с кадастровым номером N ... , расположенное по адресу: адрес.
11 сентября 2015 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ N 1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год". Все объекты недвижимости, принадлежащие истцу, были внесены в указанный Перечень. В разделе - кадастровая стоимость указана кадастровая стоимость в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан N40 от 10.02.2012 г. Приведение в Перечне сведений о кадастровой стоимости не нарушает прав Пчелякова К.В., поскольку обязанность по уплате налогов, исходя из кадастровой стоимости объекта, возникает у налогоплательщика не в связи с указанием данных о кадастровой стоимости в Перечне, а в связи с фактом владения на праве собственности объектами недвижимости, включением принадлежащих ему объектов в данный Перечень с указанием кадастрового номера, адреса объекта недвижимости (район, город, улица, дом, корпус).
Исчисление размера налога осуществляется налоговыми органами с учетом утвержденных результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, действующими в конкретном налоговом периоде, с учётом положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации. Указание о кадастровой стоимости в Перечне носит справочный характер. Приведение в Перечне сведений о кадастровой стоимости не влечёт его недействительность, поскольку состав сведений, подлежащих включению в перечень, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан N 180 от 18.04.2014 года, в Перечне, утвержденном приказом Министерства земельных и имущественных отношений N1433 от 11.09.2015 года, приведен: кадастровый номер, адрес объекта недвижимости (район, город, улица, дом, корпус).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30.11.2015 N 1818 (ред. 31.12.2015) были внесены изменения в приказ N 1433 от 11.09.2015. В данном приказе отсутствует указание кадастровой стоимости, но также имеются сведения о кадастровом номере, адресе объекта недвижимости(район, город, улица, дом, корпус). Утверждение Пчелякова К.В. относительно того, что приказ N1818 от 30.11.2015 года не обладает признаками нормативности, поскольку, по его мнению, не содержит ничего нового в отличие от приказа N1433 от 11.09.2015 года, не может быть признано убедительным, поскольку приказ N1818 издан уполномоченным органом и пределах его компетенции с учётом постановления Правительства Республики Башкортостан N 483 от 17.11.2015 года, опубликован в установленном порядке, содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
В пункты 3123, 3128, 3111, 3115 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год( далее - Перечень 2016 года), включены:
- нежилое здание с кадастровым номером N ... , расположенное по адресу: адрес;
- нежилое здание с кадастровым номером N ... , расположенное по адресу: адрес;
- нежилое здание с кадастровым номером N ... , расположенное по адресу: адрес;
- нежилое здание с кадастровым номером N ... , расположенное по адресу: адрес.
Исходя из толкования вышеуказанных норм, следует, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан вправе самостоятельно определять и формировать перечень объектов недвижимости, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на нарушение процедуры формирования оспариваемого перечня, а именно нарушение положений ч. 2 ст. 378.2 НК РФ.
Согласно положениям вышеуказанной статьи, закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в п.п. 1,2 и 4 п. 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что процедура формирования и утверждения Перечней на 2015 и 2016 годы уполномоченным Правительством Республики Башкортостан органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, соблюдена.
10 февраля 2012 года Правительством Республики Башкортостан было принято постановление N40 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан" (вместе с "Кадастровой стоимостью объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан", "Минимальными удельными показателями кадастровой стоимости объектов жилого и нежилого фонда в разрезе населенных пунктов, муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан и Республики Башкортостан", "Средними и минимальными удельными показателями кадастровой стоимости объектов жилого и нежилого фонда в разрезе кадастровых кварталов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан").
Вышеуказанное постановление действовало до 23.11.2015 г. и признано утратившим силу в связи с принятием Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2015 года N496.
Следовательно, на момент формирования оспариваемых перечней объектов, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость на 2015 и 2016 годы, проведена и утверждена государственная кадастровая оценка объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан вышеуказанным постановлением Правительства Республики Башкортостан. Постановление Правительства N40 от 10.02.2012 года действовало, как на дату издания приказа от 30 апреля 2014 года N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год", так и на дату издания приказа N 1433 от 11.09.2015 года( с последующими изменениями).
24 ноября 2016 года принято постановление Правительства Республики Башкортостан N496 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2015 года", в котором утверждены результаты государственной оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 01.01.2015 года.
В силу вышеприведенного не представляется возможным согласиться с доводами административного истца относительно отсутствия утвержденной государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан на момент утверждения Перечней.
В соответствии с ч.8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, на 2016 год, утверждены уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок опубликования не нарушен. Нормативные правовые акты в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации были размещены на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций (приказ N 557 опубликован 5 мая 2014 года на официальном сайте, приказ N1433 от 11.09.2015 г.- размещён 18.09.2015 г.)
Статья 213 (часть 8 пункт 2) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, введенного в действие с 15 сентября 2015 г., и подлежащего применению при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, предусматривает, что суд выясняет процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Из письма Министерства финансов РФ от 06.08.2014 N03-05-04-01/38983 следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.
При этом статья 378.2 Кодекса не содержит перечень особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, а также указания на конкретные особенности, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, а условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Кодекса.
В силу указанных норм Кодекса в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, информацией о которых располагает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, субъектом Российской Федерации при реализации своих полномочий, предусмотренных пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в Перечни включена лишь часть имущества, определяемого в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и применен единый подход, как в отношении имущества организаций, так и в отношении имущества физических лиц. Такое регулирование, по мнению суда, не ухудшает положения налогоплательщиков и соотносится с основными началами законодательства о налогах и сборах, в частности с принципом всеобщности и равенства налогообложения (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Основаниями включения зданий в оспариваемые Перечни послужили следующие обстоятельства.
Судом установлено, что объект недвижимости, указанный в пункте 2550 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, и пункте 3123 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год - нежилое трехэтажное здание, торговый центр, общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: адрес, с кадастровым номером N ... , - принадлежит на праве собственности Пчелякову К.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата (л.д.42).
В соответствии с кадастровым паспортом объекта недвижимости (л.д.30), объект с кадастровым номером N ... носит наименование - торговый центр, предыдущий кадастровый номер N ... Согласно кадастровой выписке о земельном участке от дата, здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N ... , имеющим вид разрешенного использования: для размещения торгового центра.
Объект недвижимости, указанный в пунктах 2548 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год и 3128 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год - нежилое одноэтажное здание, общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: адрес, с кадастровым номером N ... , - принадлежит на праве собственности Пчелякову К.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата (л.д.23).
В соответствии с кадастровым паспортом объекта недвижимости (л.д.39), объект с кадастровым номером N ... без наименования. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от дата, здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N ... , имеющем вид разрешенного использования: для обслуживания торговой деятельности.
Объект недвижимости, указанный в пункте 3111 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год - нежилое здание, с кадастровым номером N ... , общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: адрес - часть помещений принадлежит на праве собственности Пчелякову К.В., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от дата (л.д.43-44). Суд полагает, что в связи с принадлежностью Пчелякову К.В. помещений площадью 306,6 кв.м, входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером N ... , общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: адрес, он вправе обжаловать включение в Перечни, данного объекта недвижимости, поскольку для целей его налогообложения налоговыми органами используется кадастровая стоимость данного объекта.
В соответствии с кадастровым паспортом объекта недвижимости (л.д.33), объект с кадастровым номером N ... без наименования, предыдущий кадастровый N ... Согласно кадастровой выписке о земельном участке от дата, здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N ... , имеющем вид разрешенного использования: для обслуживания магазина " ... ". В техническом паспорте здания, составленном по состоянию на 27 августа 2013 года, указано, что площадь объекта ... кв.м. Кроме того, указано на наличие в нём торговых помещений(л.д.187-197).
В ответе на судебный запрос Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан сообщил следующее.
Объект капитального строительства с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: адрес, строен 1; поставлен на государственный кадастровый учет дата, имеет вид объекта "Здание", назначение "Нежилое" и площадь ... кв.м.
Объект капитального строительства с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: адрес; поставлен на государственный кадастровый учет дата, имеет вид объекта "Здание", назначение "Нежилое" и площадь ... кв.м.
Объект капитального строительства с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: адрес; поставлен на государственный кадастровый учет дата, имеет вид объекта "Здание", назначение "Нежилое" и площадь ... кв.м.
В соответствии со ст. 24.13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции закона от 22.07.2010 N167-ФЗ, вступившим в силу 26.07.2010), государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН). Таким образом, объектами оценки являются объекты недвижимости (здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства), сведения о которых содержатся в ГКН на дату проведения оценки.
Так, в 2015 году в Республике Башкортостан проведен очередной тур работ по актуализации государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда в рамках заключенного государственного контракта от 29.06.2015 N4-33-2015 по оказанию услуг государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (жилого и нежилого фонда) Республики Башкортостан. Заказчиком оценочных работ выступало Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, исполнителем являлось ЗАО "Эксперт-Оценка". Перечень объектов недвижимости жилого и нежилого фонда, подлежащих государственной кадастровой оценке, был сформирован по состоянию на дату - 01.01.2015. Объекты недвижимости, с кадастровыми номерами 02:60:010303:223, 02:60:010301:125 и 02:60:010109:108 были включены в сформированный в установленном порядке Перечень объектов оценки.
Работы по государственной кадастровой оценке объектов жилого и нежилого фонда на территории Республики Башкортостан были проведены в соответствии с "Методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда для целей налогообложения и методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения", утвержденными приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 358.
По результатам выполненных работ кадастровая стоимость составила:
по объекту капитального строительства с кадастровым номером N ... в размере ... руб., удельный показатель кадастровой стоимости составил ... руб./кв.м;
- по объекту капитального строительства с кадастровым номером N ... в размере ... руб., удельный показатель кадастровой стоимости составил ... руб./кв.м;
- по объекту капитального строительства с кадастровым номером N ... в размере ... руб., удельный показатель кадастровой стоимости составил ... руб./кв.м.
Материалы актуализации определены по состоянию на 01.01.2015, утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2015 N496 (в ред. от 31.12.2015 N575, вступило в силу с 08.12.2015) и внесены в ГКН 30.12.2015.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 02:60:010109:108 была определена в соответствии с пунктом 3.2. Приказа Минэкономразвития России от 18.03.2011 N113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" (далее - Порядок), которым установлено, что: "Кадастровая стоимость помещения при образовании, создании здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или его изменении в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства в случае, если кадастровая стоимость помещений, расположенных в них, не установлена, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения (жилое/нежилое) по кадастровому кварталу, в котором расположено помещение, на его площадь".
Соответственно, при расчете кадастровой стоимости применено утвержденное значение удельного показателя кадастровой стоимости, среднего по кадастровому кварталу N ... для вида объекта "Помещение" назначения "Нежилое", в размере ... руб./кв.м., утвержденное постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.02.2012 N40 (в ред. от 29.12.2012 N486). В результате кадастровая стоимость составила ... руб., внесена в базу данных государственного кадастра недвижимости 23.10.2013.
Указанные сведения подтверждаются также кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 95-103).
Одним из критериев отнесения здания к категории торговых центров (комплексов) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий, в том числе, размещение торговых объектов.
В судебных заседаниях дата административный истец и его представитель признали факт использования более 20 % площади помещений, включенных в Перечни, в коммерческих целях; наличием площади оспариваемых объектов более 1000 кв.м.; вид разрешенного использования земельных участков предусматривает размещение торговых объектов.
Использование вышеприведенных объектов недвижимости для размещения объектов торговли, офисов подтверждается также исследованными судом техническими паспортами, кадастровыми паспортами, содержащими сведения о виде разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, размещение объектов торговли(л.д.187-197, 198-207).
Поскольку пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признает здание торговым центром (комплексом) при соответствии хотя бы одному из перечисленных в данном пункте условий, включение в Перечень спорных зданий, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, который предусматривает, в том числе, размещение торговых объектов - магазинов, не противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учётом вышеприведенного суд пришел к выводу, что включение спорных объектов в обжалуемые Перечни 2015, 2016 годов осуществлено уполномоченным органом после утверждения результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости Правительством Республики Башкортостан (постановление N40 от 10.02.2012 г.). Включенные объекты, принадлежащие административному истцу, отвечают признакам, предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС Российской Федерации, суд,
решил:
в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Пчелякова К.В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов 2548, 2550 уточненного перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год", пунктов 3123, 3128, 3111 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года N 1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год", отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.