Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа 27 мая 2016 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Салихова Х.А.,
при секретаре Копыловой Е.В.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Замалетдиновой Л.И.,
представителя ОАО "Милек" - АРМ
представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - СТВ
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Милек" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 1913 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата N ... "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год",
УСТАНОВИЛ:
30 апреля 2014 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии со ст.378.2 Налогового кодекса РФ издало приказ N ... "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год" (далее - Перечень).
Приказ N 557 опубликован 06 мая 2014 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Приказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года N 1506, от 25 декабря 2014 года N 1842, от 14 апреля 2015 года N 387 были внесены изменения в приказ N 557 от 30.04.2014 года.
В пункт 1913 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 год, включено нежилое строение с кадастровым номером ... , расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Орджоникидзевский район, ...
Открытое акционерное общество "Милек" (далее также ОАО "Милек"), являясь собственником указанного строения, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1913 Перечня, полагая, что принадлежащее ему строение не соответствует требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование требований административный истец ссылается на то, что оспариваемый пункт Перечня противоречит приведенным законоположениям и нарушает права ОАО "Милек", так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель ОАО "Милек" - АРМ в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что исключение объекта недвижимого имущества из Перечня необходимо для снижения размера налога на имущество организации. Строение используется для производственных целей, в нём изготавливаются металлоконструкции, там же располагаются бытовые помещения для персонала и склад готовой продукции.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Минземимущество РБ) - СТВ требования ОАО "Милек" не признал, указал, что оспариваемый приказ принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 года N 35 Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан делегированы полномочия по определению перечня и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Приказом Минземимущества РБ от 30.04.2014 года N 557 установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В перечень были включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами ... расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Орджоникидзевский район, ... Приказом Минземимущества РБ от 30.11.2014 года объект недвижимого имущества с кадастровым номером ... из перечня исключен.
Минземимущество РБ формирует и утверждает перечень на основании ежегодно представляемого Управлением Росреестра по адрес перечня объектов недвижимого имущества, выгруженного из баз данных автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с составом сведений, определенным Федеральной налоговой службой России.
Таким образом, включение в перечень объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ... произошло по вине Управления Росреестра по адрес, а Минземимущество РБ не нарушало права и законные интересы ОАО "Милек", так как решение об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях принято 09.12.2015 года, тогда как порядок самостоятельного исключения Минземимуществом РБ имущества из перечня определен до 1 сентября текущего года и до 1 декабря по заявлениям граждан.
Доказательств обследования строения по состоянию на дату формирования перечня и его утверждения - 30.04.2014 года не имеется.
Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела заинтересованное лицо было извещено своевременно и надлежащим образом. Сведения об уважительности причин неявки представителя заинтересованного лица в суд не представлены.
В соответствии с положениями ст.150 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора Замалетдиновой Л.И. полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" ч.1 ст.72 Конституции РФ, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 ст.76 Конституции РФ).
Подпунктом 33 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании ст.14 и пункта 2 ст.372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 ст.374 Налогового кодекса РФ признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
Пунктами 1, 2 ст.375 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст.378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст.378.2 Налогового кодекса РФ (пункт 3 ст.12, пункт 2 ст.372 этого же Кодекса).
В ст.378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 ст.378.2 Налогового кодекса РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 ст.4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
На территории Республики Башкортостан в соответствии со ст.1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со ст.378.2 Налогового кодекса РФ Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость").
В силу пункта 3 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В пункте 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года N 35, предусмотрено, что министерство не позднее 1-го числа очередного периода по налогу: определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержден уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 ст.378.2 Налогового кодекса РФ был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ 06 мая 2014 года до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Статья 213 (пункт 2 части 8) КАС РФ, введенного в действие с 15 сентября 2015 г., и подлежащего применению при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, предусматривает, что суд выясняет процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно пункту 6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (в редакции, действовавшей на момент включения в Перечень строения с кадастровым номером ... ), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, по результатам обследования зданий (строений, сооружений) в целях выявления вида фактического использования.
В данном случае, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлены документы, послужившие основанием для включения нежилого строения с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Орджоникидзевский район, ... в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. На предложение суда о предоставлении указанных сведений, представитель Минземимущества РБ СТВ пояснил, что сведения о виде фактического использования на дату включения объекта недвижимости в Перечень и издания оспариваемого приказа, предоставить не может.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан нарушен порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта в части включения в Перечень объекта недвижимости, указанного в пункте 1913.
В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно п.1 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 ст.2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше ... кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Пункты 3 и 4 ст.378.2 Налогового кодекса РФ содержат понятие административно-делового центра, торгового центра (комплекса) и основные признаки названных объектов налогообложения.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и (или) предназначенное для использования или фактически используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно пункту 6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан определяет по результатам обследования зданий (строений, сооружений) в целях выявления вида фактического использования.
Из материалов дела следует, что ОАО "Милек" является собственником нежилого строения с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Орджоникидзевский район, ...
По рассматриваемому делу документы, послужившие основанием и подтверждающие обоснованность включения спорного строения в Перечень, отсутствуют.
Представитель ОАО "Милек" - АРМ в обоснование своей позиции о необходимости исключения спорного объекта из Перечня указал, что строение используется для производственных целей, в нём изготавливаются металлоконструкции, там же располагаются бытовые помещения для персонала и склад готовой продукции.
Судом исследован представленный Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан акт обследования от 05 апреля 2016 года из которого следует, что предметом обследования является нежилое строение с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, ... Площадь объекта недвижимого имущества, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов составляет ... кв.м, то есть, 4,4% от общей площади объекта. По результатам обследования установлено, что здание не соответствует критериям, указанным в ст.378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем, подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, так как общая площадь здания, используемая для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составляет 4,4% от общей площади объекта.
Таким образом, административным ответчиком не представлены суду какие-либо доказательства соответствия спорного строения признакам административно-делового центра, торгового центра (комплекса) по смыслу пунктов 3, 4 ст.378.2 Налогового кодекса РФ и пункта 1 ст.2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з, как на дату издания приказа N 557, так и на дату обращения ОАО "Милек" в суд.
Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 ст.7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким органом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п.1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п.1.2.9).
В пункте 14 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Из материалов дела - кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером ... , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, район Орджоникидзевский, ... , имеет вид разрешенного использования: под административно-производственной базой.
Данный земельный участок предоставлен ОАО "Милек" по договору аренды N К-170-07 от 01.08.2007 года для использования в целях размещения производственной базы.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что указанный объект недвижимого имущества - нежилое строение с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Орджоникидзевский район, ... , не отвечает признакам административно-делового центра, торгового центра (комплекса) по смыслу пунктов 3, 4 ст.378.2 Налогового кодекса РФ и пункта 1 ст.2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з, нарушена процедура при включении данного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, суд признает данный нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим, удовлетворяя заявление ОАО "Милек".
В связи с тем, что была нарушена процедура принятия нормативного правового акта, суд считает необходимым признать пункт 1913 Перечня недействующим со дня его принятия.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление открытого акционерного общества "Милек" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 1913 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год", со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Салихов Х.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.