Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В., судей Осиповой А.А., Федоровой Г.А., при секретаре Никифорове В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск
"16" мая 2016 года
апелляционную жалобу истца Саенко А.В. и его представителя Черновалюк М.З. на решение Якутского городского суда от 10 марта 2016г., которым по делу по иску Саенко А.В. к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанность передать в собственность земельный участок
п о с т а н о в л е н о :
В удовлетворении иска Саенко А.В. к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок отказать.
Заслушав доклад судьи Пуховой Е.В., пояснения представителя Саенко А.В. Черновалюк М.З., представителя ОА г.Якутск Собакина В.С., судебная коллегия
установила:
Саенко А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Окружной администрации г.Якутск, указывая на то, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... Между истцом и ответчиком заключен договор аренды N ... от 02 апреля 2009 года земельного участка с кадастровым N ... по вышеуказанному адресу, который был зарегистрирован в УФРС по РС(Я) 03 июня 2009 года. 25 сентября 2015 года истец подал документы на оформление земельного участка в собственность, однако решением N ... от 27 октября 2015 года ему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка на основании того, что земельный участок с кадастровым N ... пересекают линии градостроительного регулирования (красные линии). Просит признать отказ ДИЗО ОА г. Якутска незаконным, обязать ответчика принять решение о предоставлении земельного участка в собственность в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда и заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка.
В судебном заседании представитель истца Черновалюк М.З. исковые требования поддержала, просит удовлетворить. Пояснила, что истец является собственником жилого дома, арендатором земельного участка. Истцу было отказано в предоставлении участка в собственность по тем основаниям, что участок находится на территории общего пользования, фактически там не имеется территории общего пользования, "красные линии" являются планируемыми, срок резервирования земельного участка для муниципальных нужд истек, таким образом, нарушено право истца на приобретение в собственность участка. Земельный участок соответствует проекту межевания квартала.
В судебном заседании представитель ответчика Владимирова Е.В. исковые требования не признала. Пояснила, что отказ был законным, поскольку по участку проходят красные линии, так как распоряжением N ... от 21 октября 2013 года утвержден проект планировки территории кварталов N N ... , улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска. Участок находится в землях общего пользования, поскольку там планируется устройство дороги, утвержден проект планировки территории микрорайона. Публичные слушания по проекту планировки были проведены в мае 2014 года, истец должен был участвовать в слушаниях, вносить свои замечания, предложения. При этом, право собственности на объект недвижимого имущества возникло в декабре 2014 года, то есть после утверждения проекта планировки квартала. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями ИСОГД и проектом планировки территории, соответствие проекту межевания квартала в данном случае не имеет правового значения. Просит в иске отказать.
Суд вынес вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, Саенко А.В. и его представитель обратились с апелляционной жалобой, в которой указывает, что отказ Администрации ГО г. Якутск в передаче земельного участка в собственность является незаконным, так как спорный земельный участок не расположен на территории общего пользования в границах красных линий, не зарезервирован для муниципальных нужд. Также на данный земельный участок отсутствуют какие-либо зарегистрированные запреты, ограничения и обременения. Просят решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований.
Изучив дело, выслушав пояснение представителя истца, ответчика, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Земельный кодекс Российской Федерации в п.5 ст. 1 установилпринцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 и ч.1 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков всобственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации также установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частности, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Исходя из общих положений градостроительного законодательства, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. При этом, участки общественных, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений.
Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории, а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (гл.5 ГрК РФ, ст. 23 ГрК РФ).
Объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и, соответственно, не должен пересекать их, в противном случае он окажется на территории общего пользования. Вследствие этого собственник здания, строения, сооружения не вправе будет приватизировать или приобрести в собственность за плату земельный участок, на котором расположено такое здание (строение или сооружение), поскольку земельные участки общего пользования в частную собственность не передаются.
Как следует из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, истец Саенко А.В. является собственником жилого дома находящегося по адресу: ... , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии ... от 30 декабря 2014 года. Указанный жилой дом находится на земельном участке с кадастровым N ... , общей площадью ... кв. м, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом.Спорный земельный участок был предоставлен истцу по договору аренды от 02.04.2009 года.
В порядке, предусмотренном ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации истец обратился в Администрацию ГО ... с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ... кадастровый N ... , в собственность за плату.
В ответ на данное обращение ответчик 5.11.2015 года был получен ответ, в котором указанно, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.
Между тем, ответчик вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с ограничением испрашиваемого земельного участка в обороте, установленным федеральным законом запретом на предоставление земельных участков, резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Судебная коллегия считает необоснованным вывод суда о нахождении земельного участка в границах красных линий, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска и не ограничивает земельный участок в обороте. Кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования.
Красные линии дифференцируются на существующие и проектные. Существующие красные линии- это юридически установленные границы территорий, проектные демонстрируют намерения будущих юридических границ. Проектная красная линия не является границей, наделеннойюридической силой. Данная линия является публичным объявлением об утвержденных намерениях в области изменения планировки территории. Проектную линию нельзя рассматривать как окончательный вариант, т.е. не обязательно она будет превращена в существующую линию в том виде, в каком сформирована первоначально. Проектная линия не рассматривается как объект учета кадастровой недвижимости.
Также ответчик не предоставил суду доказательства невозможности предоставления спорного земельного участка в связи с резервированием испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд.
Согласно п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу п.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п.6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним". Согласно данному требованию закона Администрация ГО г. Якутск не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.
Статья 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. При этом к данному решению прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.
Согласно ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель является ограничением, подлежащим государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Аналогичное требование установлено п. 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г ... N ... "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и, муниципальных нужд".
Согласно п.3 ст. 15 Федерального Закона "О государственном кадастре недвижимости", в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.
Согласно абз 2 п.2 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. государственная регистрация ограничений (обременении) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлений правообладателя объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
Таким образом, решение, в соответствии с которым земельный участок ограничивается в обороте, подлежит обязательной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с внесением сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а также внесения такой информации в государственный кадастр объектов недвижимости.
Так, согласно выписки из ЕГРП от 18.01.2016 года на земельный участок с кадастровым номером 14:35:108001:1457 какие-либо обременения, ограничения на данный земельный участок отсутствуют.
В связи с чем, не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что часть испрашиваемого земельного участка входит в число земельных участков, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Саенко А.В. как собственник дома имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено жилое строение, по цене, определяемой в порядке, установленном ЗК РФ.
Таким образом, решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 328,329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Якутского городского суда от 10 марта 2016г. по данному делу отменить и принять новое решение, которым признать отказ Окружной администрации г.Якутск в предоставлении Саенко А.В. земельного участка в собственность от 27.10.2015 года незаконным.
Признать право Саенко А.В. на выкуп земельного участка с кадастровым N ... , общей площадью ... кв. м, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ...
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В.Пухова
Г.А.Федорова
Судьи: А.А.Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.