Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В.,
и судей Федоровой Г.А., Осиповой А.А.
при секретаре Никифорове В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании "18" мая 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика
на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2016 года, которым по иску Пимонова С.С. к Окружной администрации города Якутска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о признании права собственности на земельный участок
ПОСТАНОВЛЕНО:
Признать право собственности Пимонова С.С. на земельный участок с кадастровым N ... , площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ...
В части исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) - отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.А., пояснения истца, представителя истца Моисеевой Ю.С., представителя ответчика Татариновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пимонов С. С. обратился в суд с иском к Окружной администрации города Якутска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о признании права собственности на земельный участок, обосновывая тем, что решением местной администрации п. Марха от 14 мая 1991 года N N ... ему на праве пожизненного наследуемого владения предоставлен земельный участок площадью ... га по адресу: ... В государственной регистрации права собственности ему отказано на том основании, что ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации права. Просил признать его право собственности на земельный участок с кадастровым N ... , площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ...
Ответчик иск не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда, ссылаясь на незаконность и необоснованность. В качестве доводов указывает, что на момент принятия решения местной администрацией п. Марха, Земельный кодекс РСФСР, предусматривающий предоставление земельных участков в собственность, не действовал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 17 ноября 1993 года Пимонову С.С. выдано свидетельство на право собственности, владения и постоянного пользования землей, из которого следует, что ему предоставлен в собственность земельный участок площадью ... га, расположеный по адресу: ... , для индивидуального жилищного строительства, кадастровый N ...
Указанный участок был предоставлен истцу на основании решения местной администрации п. Марха от 14 мая 1991 года N N ... , о чем указано в свидетельстве.
Из материалов дела следует, что 02.02.2015 истец обратился в Управление Росреестра по PC (Я) с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.
05.06.2015 Пиманову С.С. было отказано в государственной регистрации по тем основаниям, что архивный отдел Окружной администрации не располагает сведениями о выделении ему спорного участка.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что отсутствие указанного решения местной администрации в архиве не свидетельствует о том, что оно не выносилось.
Суд пришел к выводу о том, что право собственности истца подтверждается оригиналом свидетельства на право собственности, владения и постоянного пользования землей, квитанциями и чеками об уплате земельного налога, услуг по водо- и теплоснабжению, электроэнергии, а также свидетельскими показателями.
С указанным выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
На основании п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно действующему земельному законодательству право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть реализовано лишь с соблюдением административных процедур, связанных с принятием уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения о передаче такого земельного участка в собственность.
В силу ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен принцип судебной защиты нарушенного права.
Перечень способов защиты нарушенного права установлен ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим.
В силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из допустимых способов защиты нарушенного либо оспариваемого субъективного гражданского права. Указанный способ защиты применяется, в том числе тогда, когда возникшее на законном основании право собственности лица, фактически владеющего вещью, оспаривается либо не признается иными лицами.
В п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
На основании изложенного, признание права собственности, как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского оборота. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 59 вышеуказанного постановления).
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о регистрации) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона (то есть до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как предусмотрено пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Факт предоставления земельных участков до 1998 года удостоверялся свидетельством на право собственности, владения и постоянного пользования землей.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству на право собственности, владения и постоянного пользования землей 14.05.1991 спорный участок был предоставлен истцу в собственность. Вместе с тем, Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991, который предусматривал предоставление земельных участков в собственность граждан Советами народных депутатов, вступил в силу с момента официального опубликования- 30.05.1991.
Таким образом, на момент принятия местной администрацией п. Мархи решения о предоставлении участка, Земельный кодекс РСФСР, предусматривающий предоставление земельных участков в собственность граждан не действовал.
Кроме того, до 1993 года (до 12.12.1993 даты принятия Конституции РФ) полномочиями по предоставлению земельных участков были наделены Советы народных депутатов.
На основании изложенного, у государственного регистратора имелись основания для проверки подлинности представленного свидетельства, в связи с чем был направлен запрос в Окружную Администрации ГО "Город Якутск".
По информации Архивного отдела от 16.02.2015 сведения о выделении земельного участка по заявленному адресу Пиманову С.С. не установлены.
На основании изложенного, Управлением Росреестра по РС (Я) Пимонову С.С. отказано в государственной регистрации.
При рассмотрении спора судом не учтено, что истцом не доказано предоставление земельного участка в установленном законом порядке, подлинность свидетельства на право собственности, владения и постоянного пользования землей 14.05.1991 не подтверждена.
Основаниями отказа в регистрации земельного участка явились сомнения в подлинности правоустанавливающих документов, отказ в государственной регистрации истцом не оспаривался.
Также судом не учтено, что по настоящему делу спора о праве не имеется, а предъявление истцом иска о признании права собственности земельный участок является попыткой подменить установленный законодательством порядок возникновения права собственности посредством государственной регистрации права.
Само по себе длительное пользование спорным земельным участком, несение бремени по его содержанию не может служить основанием для предоставления гражданину данного земельного участка в собственность, минуя механизм, предусмотренный законодателем для его предоставления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством. Иными словами приобретение прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в силу приобретательной давности невозможно; основания приобретения прав на государственные и муниципальные земельные участки установлены земельным, а не гражданским законодательством.
Нормы действующего законодательства не допускают возможности приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной собственности в силу приобретательной давности.
Законом не предусмотрено бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, согласно земельному законодательству право на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, может быть реализовано лишь с соблюдением определенных административных процедур, связанных с принятием уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения о передаче такого земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах не имелось оснований для признания права собственности на спорный земельный участок в судебном порядке.
Решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2016 года по данному делу - отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований - отказать.
Председательствующий: Е.В. Пухова
Судьи: Г.А. Федорова
А.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.