Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре З.Н.З. с участием "данные изъяты" Х.И.Р. представителя административного истца М.А.А.., представителя "данные изъяты" Ш.Е.Н., представителя "данные изъяты" К.А.Ю.., представителя "данные изъяты" К.О.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ООО "данные изъяты" о признании недействующим Закона "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями "данные изъяты" по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесения изменения в статью N Закона "данные изъяты" "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений",
установил:
ООО "данные изъяты" обратилась в суд с административным иском о признании недействующим Закона "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями "данные изъяты" по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесения изменения в статью N Закона "данные изъяты" "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений". Свои требования мотивировало тем, что ООО "данные изъяты" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории "данные изъяты", имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N от ДД.ММ.ГГГГ Деятельность в сфере управления многоквартирными домами подлежит государственному надзору (контролю) и муниципальному контролю. Это следует из положений Жилищного кодекса РФ (ст.ст. 4, 12-14, 20) и иных нормативных актов, регулирующих данную сферу.
Так, в ст. 4 ЖК РФ закреплены жилищные отношения и их участники, к числу которых относиться административный истец.
Оспариваемый Закон "данные изъяты" грубо нарушает права, свободы и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Так, в соответствии с конституционным принципом свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1, Конституции РФ) Обществу гарантирована реализация права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1 Конституции РФ). Грубо попираются права юридического лица, гарантированные Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон РФ N 294 - ФЗ), в том числе его ст.ст. 21-24.
Кроме того, оспариваемый акт принят с превышением субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства, не соответствуют требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу:
Законом "данные изъяты" N органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории "данные изъяты", наделяются отдельными государственными полномочиями "данные изъяты" по государственному жилищному надзору (статья 1).
В соответствии со статьей 11 Конституции РФ:
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ: в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статьей 12 Жилищного кодекса РФ установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. В частности, подп. 16.1 данной статьи закреплены полномочия этих органов в установлении порядка осуществления государственного жилищного надзора.
Статьей 13 Жилищного кодекса РФ установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений. Так, подп. 8.1. данной статьи им предоставлено право на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Статьей 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу части 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюден юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В соответствии с частью 2.1. ст. 20 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 года N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение о надзоре).
В соответствии с пунктом 4 данного Положения о надзоре государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований предусмотренных настоящим Положением.
В силу п. 6 данного Положения о надзоре, в случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в пункте 5 Положения о надзоре.
Общество считает, что Закон "данные изъяты" N, наделяющий правомочиями государственного жилищного надзора органы местного самоуправления, противоречит требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов.
Кроме того, по мнению истца, оспариваемый Закон "данные изъяты" не соответствует ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЭ "О защите конкуренции", в которой введены запреты на необоснованное препятствование осуществлению хозяйственной деятельности, создание дискриминационных условий, установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (подпункты 2, 8, 5 пункта 1); на наделение органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2); на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Статья 16 Закона о защите конкуренции содержит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации. Таким образом, наделение органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению жилищного надзора, осуществление которых приведет или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Также административный истец считает, что Закон "данные изъяты" N принят с нарушением норм действующего законодательства:
- статей 2, 15, 19, 34, 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- статей 85, 140 Бюджетного кодекса РФ;
- подпункта 61 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- статей 2, 10 Федерального закона от 28.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- статьей 1.3, 1.3.1, подп. 6 п. 1 ст. 22.1, Главы 23 КоАП РФ.
Кроме того, по мнению административного истца, оспариваемый закон несет правовую неопределенность, что является самостоятельным основанием для признания его недействующим.
В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, сославшись на доводы представленных им письменных пояснений. В частности в письменных объяснениях представитель административного указал что, полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений не могут быть переданы органам местного самоуправления. Не порождает правовых последствий нормативный правовой акт о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без их финансового и материального обеспечения. Должностные лица органов местного самоуправления не могут составлять протоколы об административных правонарушениях о нарушении законодательства федерального уровня. Оспариваемым Законом создается угроза нарушения прав и законных интересов Общества в сфере экономической деятельности, поскольку при осуществлении муниципального контроля будет создаваться режим благоприятствования для муниципальных предприятий, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Представитель "данные изъяты" с требованиями административного истца не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, представила в суд письменные объяснения, в которых в частности указала, что истцом не доказано, что оспариваемым Законом "данные изъяты" нарушаются его права и законные интересы. Кроме того, оспариваемый истцом Закон "данные изъяты" принят "данные изъяты" в пределах его полномочий, с соблюдением процедуры принятия данного нормативного правового акта и его обнародования. Оспариваемый истцом Закон "данные изъяты" принят в соответствии с разграничениями полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель "данные изъяты" просил суд отказать в удовлетворении иска, поддержал доводы представителя "данные изъяты"
Представитель "данные изъяты" также просила отказать в удовлетворении требований истца, в обоснование своей позиции сослалась на доводы письменных объяснений, в которых указала, что отдельные государственные полномочия оспариваемым Законом переданы в соответствии с Федеральным законодательством. Истец не привел аргументированных доводов своих требований в исковом заявлении.
В заключении прокурор пояснил, что заявленный административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят "данные изъяты" в пределах его компетенции, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Выслушав лиц участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч.1 ст. 208 КАС РФ - с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного акта, которые оспариваются.
Частью 2 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 9 ст. 213 КАС РФ - обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно статьям 208 и 213 КАС РФ и пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" - суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из представленных сторонами доказательств, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории "адрес", имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N от ДД.ММ.ГГГГ
Закон "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N N "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями "данные изъяты" по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью "данные изъяты" Закона "данные изъяты" "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", (далее Закон УР 40-РЗ) принят "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ N N Данный нормативный правовой акт был опубликован на официальном сайте "данные изъяты" и "данные изъяты" "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ а также в газете "Известия Удмуртской Республики", N N ДД.ММ.ГГГГ
Статья 1 Закона "данные изъяты" N наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории "данные изъяты" следующими отдельными государственными полномочиями "данные изъяты" по государственному жилищному надзору:
1) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию;
2) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
3) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
4) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
5) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
6) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
7) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
8) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории "данные изъяты", наделяются следующими отдельными государственными полномочиями "данные изъяты" по лицензионному контролю в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии:
1) проведение проверок соблюдения требований по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) проведение проверок соблюдения требований по предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
3) проведение проверок соблюдения требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам и осуществлением иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Статья 4 данного Закона "данные изъяты" устанавливает права и обязанности органов государственной власти "данные изъяты" при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
1. Правительство "данные изъяты" при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий:
1) издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и осуществляет контроль за их исполнением;
2) осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе за использованием переданных для осуществления отдельных государственных полномочий финансовых и материальных средств;
3) запрашивает и получает в установленном порядке от органов местного самоуправления информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий;
4) координирует деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
5) рассматривает предложения органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
6) дает разъяснения и оказывает методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
7) отменяет муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N NО местном самоуправлении в "данные изъяты"";
8) осуществляет иные права и обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством "данные изъяты"
2. Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов "данные изъяты" является уполномоченным исполнительным органом государственной власти "данные изъяты" по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий (далее - уполномоченный орган).
3. Уполномоченный орган при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий:
1) осуществляет текущий контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе за использованием предоставленных на эти цели материальных и финансовых средств;
2) выдает обязательные для исполнения письменные предписания по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления или их должностными лицами при осуществлении отдельных государственных полномочий;
3) запрашивает и получает от органов местного самоуправления информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий;
4) координирует деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
5) рассматривает предложения органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
6) дает разъяснения и оказывает методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
7) приостанавливает действие муниципального правового акта по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий и обращается в Правительство "данные изъяты" с представлением об отмене приостановленного муниципального правового акта в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N N "О местном самоуправлении в "данные изъяты"
8) утверждает порядок и форму представления органами местного самоуправления отчетов об осуществлении отдельных государственных полномочий;
9) осуществляет иные права и обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством "данные изъяты"
Кроме того, данный Закон "данные изъяты" внося изменения в Закон "данные изъяты" от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" наделяет должностных лиц администраций муниципальных районов и городских округов в "данные изъяты", уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля, по результатам проверок, проведенных при осуществлении отдельных государственных полномочий "данные изъяты" по государственному жилищному надзору, переданных органам местного самоуправления в "данные изъяты" законом "данные изъяты", правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться жилищное законодательство.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
На основании п.п. 61 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ - решение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Согласно ст. 1 Закона УР от 05.12.2007 N 65-РЗ "О Государственном Совете "данные изъяты"" - Государственный Совет является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти "данные изъяты"
Согласно ст. 20 ЖК РФ - под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 ст. 20 ЖК РФ)
При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации ( часть 2.2 ст. 20 ЖК РФ).
Учитывая указанные положения закона, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят "данные изъяты" в пределах полномочий органа, принявшего данный нормативный правовой акт, в полной мере соответствует той форме и виду, в которых "данные изъяты" вправе принимать нормативные правовые акты, соблюдена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и порядок его опубликования, государственной регистрации и вступления его силу.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия, нормативным правовым акта имеющим большую юридическую силу суд отмечает следующее.
Согласно ч. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных ч. ч. 4.1 и 4.2 указанной статьи.
Статьей 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ установлено, что полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), а именно определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относятся:
1) реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдение законодательства Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора);
2.1) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
4) организация и проведение мониторинга эффективности регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;
5) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Правительством "данные изъяты" принято Постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N N "О Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов "данные изъяты"" (вместе с "Положением о Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов "данные изъяты"").
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N NО государственном жилищном надзоре".
На основании п. 4 названного Положения государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных этим же Положением.
Пунктом 6 Положения установлено, что в случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в пункте 5 настоящего Положения.
В силу пункта 7 Положения - Государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют полномочия по региональному государственному жилищному надзору, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Учитывая вышеизложенные, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом закон наделяет отдельными полномочиями органы государственной власти и органы местного самоуправления "данные изъяты" по осуществлению государственного жилищного надзора в тех пределах, которые предоставлены федеральным законодателем органам власти субъектов Российской Федерации.
По вопросу наделения должностных лиц администраций муниципальных районов и городских округов в "данные изъяты" уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд отмечает следующее.
В силу ст. 23.55 КоАП РФ - Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, частями 4 и 5 статьи 9.16, частью 1 статьи 13.19.2 настоящего Кодекса.
Пункты 1 и 2 статьи 28.3 КоАП РФ устанавливают, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье.
Пункт 69 статьи 28.3 КоАП РФ также предусматривает, что должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.23.2, статьями 7.23.3, 7.32.2, частью 2 статьи 13.19.2, статьей 14.1.3, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 24 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.11 настоящего Кодекса.
Пункт 5 ст. 20 ЖК РФ устанавливает, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
Поскольку органы местного самоуправления законом субъекта наделены отдельными государственными полномочиями "данные изъяты" по государственному жилищному надзору, наделение их должностных лиц правом составлять протоколы об административных правонарушениях в рамках исполнения функции по региональному государственному жилищному надзору не противоречит действующему законодательству.
Вопреки доводам истца, деятельность по региональному и муниципальному жилищному надзору не имеет своей целью предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений, в статье 20 ЖК РФ законодателем указаны цели и задачи жилищного надзора и контроля.
Доводы административного истца о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом его прав и законных интересов суд находит не состоятельными.
Как уже отмечено судом выше, административный истец является участником жилищных правоотношений, осуществляя предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, которая должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме и т.п.(ст. 161 ЖК РФ).
Также ст. 161 ЖК РФ устанавливает, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Как уже отмечал суд выше, целью жилищного надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных требований по надлежащему, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах ...
Оспариваемый нормативный правовой акт наделяет компетентные органы полномочиями по осуществлению государственного надзора и контроля, но при этом не устанавливает для административного истца каких либо обязанностей и не предписывает каких-либо правил поведения, не ограничивает возможность разрешенной в рамках лицензии деятельности и в какой то либо форме не лишает реализации прав в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Доводы истца об ограничении конкуренции и предоставлении привилегий муниципальным организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, являются лишь предположением и не свидетельствуют о реальной угрозе нарушения прав и законных интересов.
Поскольку в судебном заседании установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят с учетом положений нормативных правовых актов Российской Федерации, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят компетентным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, его опубликования и не нарушает прав и законных интересов административного истца, заявленные ООО "данные изъяты" исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" о признании недействующим Закона "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями "данные изъяты" по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесения изменения в статью N Закона "данные изъяты" "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Соловьев В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.