Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Моисеевой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. апелляционную жалобу Исмаиловой Т.А. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 03 марта 2016 года, которым отказано в удовлетворении иска Исмаиловой Т.А. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Исмаиловой Т.А. и её представителя
Хусеева Д.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан - Усманова Н.Ф., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исмаилова Т.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указано, что Исмаилова Т.А., "дата" рождения, обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 13 марта 2005 года умерла мать истца - ФИО1,
"дата" года умер её отец - ФИО2. Постановлением главы Администрации Сабинского района Республики Татарстан от 29 марта 2005 года N ... опекуном истца была назначена ФИО3 Указанным постановлением за истцом также закреплено право собственности в квартире, расположенной по адресу: Республика "адрес". В свою очередь, 03 октября 2009 года за истцом зарегистрировано право общей долевой собственности на ... долю указанной квартиры, общая площадь которой составляет ... квадратных метров. На долю истца в указанном жилом помещении приходится площадь равная ... квадратным метрам, то есть менее учётной нормы.
В сентябре 2014 года Исмаилова Т.А. была принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако решением Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12 февраля 2015 года N ... Исмаиловой Т.А. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Отказ был мотивирован тем обстоятельством, что истец достигла возраста 23 лет. Полагая указанный отказ незаконным, истец просила включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Исмаилова Т.А. просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. При этом отмечается, что отсутствие письменных обращений с просьбой поставить истца на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до достижения ею 23 лет вызвано неквалифицированными действиями органов опеки и попечительства Сабинского района Республики Татарстан, которые не разъяснили Исмагиловой Т.А. о наличии у неё права на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Кроме того, по мнению подателя жалобы, положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусматривают заявительный характер обращения истца в уполномоченный орган для реализации права на жилое помещение.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решение суда не имеется.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Граждане, указанные в части 1 данной статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании статьи 2 указанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда (далее - список), в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и названным Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.
Заявления о включении в список также могут представить в уполномоченный орган: 1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), если они не были в установленном данным Законом порядке включены в список до приобретения ими полной дееспособности, - до достижения ими совершеннолетия; 2) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном указанным Законом порядке включены в список до 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребёнка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребёнка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
По делу установлено, что Исмагилова Т.А., "дата" рождения, являлась ребёнком, оставшимся без попечения родителей, так как её мать - ФИО1 умерла "дата", а отец - ФИО2 умер "дата".
Постановлением главы Администрации Сабинского района Республики Татарстан от 29 марта 2005 года N ... опекуном Исмаиловой Т.А. была назначена ФИО3, за истцом закреплено право собственности в приватизированной квартире, расположенной по адресу: "адрес".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26 октября 2009 года за истцом зарегистрировано право общей долевой собственности на ... долю указанного жилого помещения.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Шеморданского сельского поселения Сабинского муниципального района Республики Татарстан от 09 сентября 2014 года N ... Исмаилова Т.А. принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Исмаилова Т.А. обратилась в Министерство образования и науки Республики Татарстан с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12 февраля 2015 года Исмаиловой Т.А. было отказано в удовлетворении заявления о включении её в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Основанием для отказа в удовлетворении заявления послужил тот факт, что Исмаилова Т.А. достигла возраста 23 лет.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд исходил из того, что Исмаилова Т.А. утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, в силу достижения ею возраста 23 лет. Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих обращению истца, до достижения ею 23-летнего возраста, в компетентные органы с заявлением о включение её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или о постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, не представлено.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласна.
Абзац четвёртый статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, по смыслу закона только до достижения возраста 23 лет указанные лица имеют право встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку после достижения ими указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющих право на предусмотренные законом меры социальной поддержки.
При этом, учитывая, что социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения, соответствующее жильё должно быть предоставлено лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в случае достижения ими возраста 23 лет, при условии, что они встали (были поставлены) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.
Поскольку Исмаилова Т.А. обратилась в Министерство образования и науки Республики Татарстан по вопросу включения её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, уже после достижения ею возраста 23 лет, то правовых оснований для предоставления ей жилого помещения по указанному основанию не имеется.
При этом судом первой инстанции верно указано на то, что причин, которые объективно препятствовали обращению истца в компетентные органы до достижения возраста 23 лет, не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что бездействие органов опеки и попечительства послужило препятствием для постановки истца на учёт нуждающихся в жилье до достижения возраста 23 лет, отклоняется судебной коллегией. Обстоятельства, свидетельствующие о бездействии и непринятии мер органами опеки и попечительства к постановке истца на учёт в возрасте до 23 лет или необоснованном отказе в предоставлении жилья, ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции не установлены. При этом довод жалобы о том, что положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусматривают заявительный характер обращения истца в уполномоченный орган для реализации права на жилое помещение основан на ошибочном толковании норм материального права.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очерёдности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учёта лиц, нуждающихся в обеспечении жильём. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, которым выводы суда соответствуют, нарушений норм материального и процессуального права при разрешении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении. Они сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями процессуального законодательства, при этом оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает. Доводов, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, влекущих отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 03 марта 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу
Исмаиловой Т.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.