13 апреля 2016 года Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Юдиной А.М.,
судей Грицких Е.А., Савиной С.А.
при секретаре Мещеряковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Грицких Е.А. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *****а В.И. на решение Московского городского суда от 30 ноября 2015 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Государственной корпорации "*****" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости, обязании внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 23 840 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере 94 673 915 (девяносто четыре миллиона шестьсот семьдесят три тысячи девятьсот пятнадцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 72770 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере 83 909 632 (восемьдесят три миллиона девятьсот девять тысяч шестьсот тридцать два) рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 55700 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере 159 742 587 (сто пятьдесят девять миллионов семьсот сорок две тысячи пятьсот восемьдесят семь) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 107230 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере 123 644 768 (сто двадцать три миллиона шестьсот сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 109 200 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере 3 474 744 (три миллиона четыреста семьдесят четыре тысячи семьсот сорок четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 91 800 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере 42 956 957 (сорок два миллиона девятьсот пятьдесят шесть тысяч девятьсот пятьдесят семь) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 51632 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере 113 765 000 (сто тринадцать миллионов семьсот шестьдесят пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 831 500 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере 1 786 619 000 (один миллиард семьсот восемьдесят шесть миллионов шестьсот девятнадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 397 565 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере 850 387 000 (восемьсот пятьдесят миллионов триста восемьдесят семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****, общей площадью 748 000 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере 1 613 197 000 (один миллиард шестьсот тринадцать миллионов сто девяносто семь тысяч) рублей.
В удовлетворении требования Государственной корпорации "*****" об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков отказать.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Государственной корпорации "*****" возмещение судебных расходов на проведение судебной экспертизы в сумме 300 000 рублей и оплату государственной пошлины в сумме 20 000 рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером *****, общей площадью 23 840 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 72770 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 55700 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 107230 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 109 200 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 91 800 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 51632 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 831 500 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 397 565 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 748 000 кв.м, расположенного по адресу: *****, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 07 октября 2014 года,
установила:
Государственная корпорация "*****" (далее по тексту ГК "*****") обратилась в Московский городской суд с указанным административным исковым заявлением в котором, с учетом уточнения требований просило об установлении кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером *****, общей площадью 23 840 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 72770 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 55700 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 107230 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 109 200 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 91 800 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 51632 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 831 500 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 397 565 кв.м, расположенного по адресу: *****, с кадастровым номером *****, общей площадью 748 000 кв.м, расположенного по адресу: *****, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере 94 673 915 рублей, 83 909 632 рубля, 159 742 587 рублей, 123 644 768 рублей, 3 474 744 рубля, 42 956 957 рублей, 113 765 000 рублей, 1 786 619 000 рублей, 850 387 000 рублей, 1 613 197 000 рублей соответственно, возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязанности внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков. В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанных земельных участков, несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель административного истца по доверенности *****. в судебное заседание суда первой инстанции явился, поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности *****., представляющий также интересы административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы, в судебном заседании требования истца не признал.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещённые о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца ГК "*****" по доверенности *****., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее Закон об оценочной деятельности в РФ) федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этих объектов, равной его рыночной стоимости.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ГК "*****" является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером *****, общей площадью 23 840 кв.м, расположенного по адресу: *****(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 631042);
- с кадастровым номером *****, общей площадью 72770 кв.м, расположенного по адресу: *****(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 631367);
- с кадастровым номером *****, общей площадью 55700 кв.м, расположенного по адресу: *****(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 631223);
- с кадастровым номером *****, общей площадью 107230 кв.м, расположенного по адресу: *****(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 630995) ;
- с кадастровым номером *****, общей площадью 109 200 кв.м, расположенного по адресу: *****(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 631036) ;
- с кадастровым номером *****, общей площадью 91 800 кв.м, расположенного по адресу: *****(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 631037) ;
- с кадастровым номером *****, общей площадью 51632 кв.м, расположенного по адресу: *****(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 630969);
- с кадастровым номером *****, общей площадью 831 500 кв.м, расположенного по адресу: *****(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 630972);
- с кадастровым номером *****, общей площадью 397 565 кв.м, расположенного по адресу: *****(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 631051);
- с кадастровым номером *****, общей площадью 748 000 кв.м, расположенного по адресу: *****(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 630962).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2013 года. По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, ***** составила 112 156 233, 60 рубля, 304 744 750,60 рублей, 303 045 319 рублей, 545 766 982, 24 рубля, 557 230 128 рублей, 397 596 816 рублей, 181 491 126,88 рублей, 3 477 125 125 рублей, 1 370 152 113, 40 рублей, 3 102 517 000 рублей соответственно, данная кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости.
Материалами дела подтверждается, что ГК "*****" обратилась в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 31 октября 2014 года N 51-2911/2014 административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, Государственная корпорация "*****" представила отчеты об оценке от 10 июля 2014 года NN 06.14-11, 06.14-12, 06.14-13, 06.14-16, 06.14-17, 06.14-18, выполненные ООО "*****", от 28 июля 2014 года NN Э 1236-Н/07-2014, Э 1237-Н/07-2014, Э 1238-Н/07-2014, Э 1239-Н/07-2014, выполненные ООО "*****", по заказу заявителя, в которых по состоянию на 01 января 2013 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, ***** определена в размере 94 673 915 рублей, 83 909 632 рубля, 159 742 587 рублей, 123 644 768 рублей, 3 474 744 рубля, 42 956 957 рублей, 90 801 000 рублей, 1 786 619 000 рублей, 769 751 000 рублей, 1 613 197 000 рублей соответственно.
Согласно экспертным заключениям от 06 августа 2014 года N N Э14-0702-01-01, Э14-0702-01-02, Э14-0702-01-03, Э14-0702-01-06, Э14-0702-01-07, Э14-0702-01-08, подготовленным Некоммерческим партнерством по содействию специалистам кадастровой оценки "*****", от 14 августа 2014 года NN Э-0395/14-1, Э-0395/14-2, Э-0395/14-3, Э-0395/14-4, подготовленным *****", отчёты от 10 июля 2014 года NN 06.14-11, 06.14-12, 06.14-13, 06.14-16, 06.14-17, 06.14-18, от 28 июля 2014 года NN Э 1236-Н/07-2014, Э 1237-Н/07-2014, Э 1238-Н/07-2014, Э 1239-Н/07-2014 соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы были представлены замечания на отчёты об оценке от 10 июля 2014 года NN 06.14-11, 06.14-12, 06.14-13, 06.14-16, 06.14-17, 06.14-18, от 28 июля 2014 года NN Э 1236-Н/07-2014, Э 1237-Н/07-2014, Э 1238-Н/07-2014, Э 1239-Н/07-2014.
В связи с существенными противоречиями в представленных сторонами доказательствах при наличии замечаний административных ответчиков к отчетам административного истца, определением суда от 10 июля 2015 года по ходатайству ГК "*****" была назначена судебная оценочная экспертиза по вопросу о том, какова по состоянию на 01 января 2013 года рыночная стоимость спорных земельных участков, производство которой было поручено судом экспертному учреждению ООО "*****".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 02 ноября 2015 года N *****, составленному ООО "*****":
- отчеты об оценке от 10 июля 2014 года N N 06.14-11, 06.14-12, 06.14-13, 06.14-16, 06.14-17, 06.14-18, от 28 июля 2014 года N N Э 1237-Н/07-2014, Э 1239-Н/07-2014 соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, *****, определенная оценщиком в названных отчетах, подтверждается;
- отчеты об оценке от 28 июля 2014 года N N Э 1236-Н/07-2014, Э 1238-Н/07-2014 соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *****, ***** по состоянию на 01 января 2013 года подтверждается в размере 113 765 000 руб., 850 387 000 руб. соответственно.
Требования административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, основаны на заключении проведенной в ходе судебного разбирательства по настоящему делу судебной оценочной экспертизы от 02 ноября 2015 года N *****, подготовленной экспертом ООО "*****" *****ой Ю.М.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы N ***** от 02 ноября 2015 года.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом ООО "*****" нарушениях при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы заключения N ***** от 02 ноября 2015 года. Определяя рыночную стоимость спиртных объекта недвижимости, эксперт ООО "*****" *****а Ю.М. обосновала выбор методов оценки, в заключении дал ответ на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов оценки - земельных участков. Указанное заключение эксперта *****ой Ю.М. базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, расчеты произведены в рамках используемых экспертом подходов, что позволяет объективно определить стоимость вышеуказанных спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2013 года. Содержание заключения эксперта свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной. Доводы административных ответчиков о том, что заключение эксперта не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки, основаны на предположениях и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами об иной рыночной стоимости спорных объектов оценки, ходатайств о повторной экспертизе административными ответчиками не заявлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы N ***** от 02 ноября 2015 года у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт ООО "*****" *****а Ю.М. предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы административных ответчиков не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 30 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *****а В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.