Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе с дополнениями защитника Шишханова М.О. по доверенности Евстигнеевой Г.Б. на решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 19 января 2016 года, которым постановление N *** государственного инспектора труда в Москве от 21.08.2015, которым Шишханов М.О. как должностное лицо Президент ПАО "***" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей, оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения,
установил:
Государственным инспектором труда ГИТ в Москве 21.08.2015 вынесено постановление N *** о назначении должностному лицу ПАО "***" административного наказания по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Защитник обжаловал постановление в суд и 19.01.2016 судьей Таганского районного суда Москвы вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился защитник должностного лица, указывая, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, не были учтены все обстоятельства дела, в том числе незаконность выданных предписаний, нарушение норм процессуального и материального права.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Шишханова М.О. по доверенности Евстигнееву Г.Б., поддержавшую доводы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи Таганского районного суда Москвы подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 11.06.2015, Шишханов М.О., являясь должностным лицом Президентом ПАО "***" (*** ), в нарушение ст.ст.76, 212, 225 ТК РФ и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций от 13.01.2003 N1/29, допустил до работы (не отстранил от работы) *** Телкова Д.П., не прошедшего в установленном порядке обучения и проверку знаний и навыков в области охраны труда, поскольку обучение по охране труда проводится самой организацией (ПАО "***"), в которой проверка проводится аттестационной комиссией самого Банка, что противоречит вышеуказанному Порядку обучения.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пп.1, 2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции данные обстоятельства при рассмотрении дела не учел и пришел к выводу о доказанности вины должностного лица, оставив без изменения постановления должностного лица Государственной инспекции труда в Москве.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административная ответственность по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст.212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан в том числе обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст.372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Согласно требований ст.225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.
Пунктом 2.3 данного порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Обучение по охране труда проходят:
руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Между тем, должность "***", как это следует из соответствующей должностной инструкции, не предусматривает организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; не относится к категории инженерно-технических либо педагогических работников или иных категорий, требующих обучения в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Из материалов дела следует, что приказом N *** от 16.12.2014 в ПАО "***" создана комиссия по проверке знаний требованиям охраны труда, в состав которой вошли должностные лица ПАО "***а", прошедшие обучение в Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Институт международного учета и управления" (лицензия Департамента образования Москвы и уведомление о внесении в реестр аккредитованных организаций).
Приказом N *** также утверждены программа обучения и экзаменационные билеты по охране труда для руководителей и специалистов.
Работники банка, в том числе начальник управления сопровождения банковских приложений Телков Д.П., прошли обучение по охране труда в Банке и аттестованы комиссией по проверке знаний охраны труда для руководителей и специалистов.
Вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда о том, что аттестационная комиссия ПАО "***" не правомочна проводить проверку знаний у руководителей, специалистов, перечень которых приведен в абзаце 1-8 п.2.3.2 указанного Порядка, является неверным, так как подп.3 п.2.3.3 названного порядка не содержит запрета на прохождение обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководителями и специалистами по соответствующим программам непосредственно в самой организации, имеющей комиссию по проведению знаний охраны труда, а в ПАО "***" такая комиссия создана.
Следует также отметить, что п.10 предписания ГИТ от 11.06.2015 N *** (об обучении должностных лиц Банка охране труда и проверке знаний требований охраны труда) и предписание от 11.06.2016 N *** об отстранении указанных сотрудников банка от работы, как не прошедших соответствующее обучение, признаны незаконными Московским городским судом (определение по делу N 33-8192/2016 от 06.04.2016).
При таких обстоятельствах, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в действиях Президента ПАО "***" отсутствует.
В связи с изложенным, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 19 января 2016 года, постановление N *** государственного инспектора труда в Москве от 21.08.2015, которым Шишханов М.О. как должностное лицо Президент ПАО "***" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей, - отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.