Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Колемасовой В.С.,
судей Саяпиной Е.Г., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Белохвостовой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларцовой И.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 16 февраля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения представителя истца Живитер А.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, возражения относительно нее, судебная коллегия
установила:
Ларцова И.В. обратилась с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерство строительства и ЖКХ Саратовской области), в котором с учетом уточнений просила обязать ответчика принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области.
В обоснование исковых требований указала, что имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением ответчика ей было отказано в постановке на учет нуждающейся в получении жилого помещении из специализированного государственного жилищного фонда области по тем основаниям, что ее статус не соответствует требованиям ст. 3 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области". Данный отказ истец считает незаконным, т.к. она не имеет в собственности жилого помещения и имеет право на получение жилья в соответствии с вышеуказанным законом.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 16 февраля 2016 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство строительства и ЖКХ Саратовской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Ларцова И.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 25 января 1984 года родители Ларцовой И.В. (до брака Ермолаевой И.В.) были лишены в отношении нее родительских прав и решением исполкома Куриловского сельского Совета народных депутатов она была передана под опеку своей бабушки ФИО12
Ларцова И.В. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности отцу мужа - ФИО13 В указанном доме она проживает с супругом и двумя детьми.
02 ноября 2015 года Ларцова И.В. обратилась в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области как имеющая статус лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
02 ноября 2015 года в удовлетворении данного заявления Ларцовой И.В. было отказано по тем основаниям, что ее статус не соответствует требованиям ст. 3 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области".
Разрешая спор, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1 ст. 109.1, ст. 31 ЖК РФ, ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", ст.ст. 3, 4, 5, 6 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что Ларцова И.В. не является собственником либо членом семьи собственника жилого помещения и имеет право состоять на учете нуждающейся в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, ЖК РФ, Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).
Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В гл. 9 ЖК РФ "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" ч. 1 ст. 92 дополнена п. 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая ст. 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
До 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 1 января 2013 года таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 9 ст. 8 названного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом Законом Саратовской области N 123-ЗСО от 02 августа 2012 года "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, предусмотрена возможность реализовать право на жилое помещение, которое они имели, но не смогли реализовать по независящим от них причинам.
Указанное положение Закона Саратовской области направлено на защиту детей-сирот, достигших предельного возраста, установленного федеральным законодателем, которые не реализовали свое право своевременно по не зависящим от них обстоятельствам.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, а впоследствии по договору специализированного жилищного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Исходя из вышеназванных положений закона, следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
При этом следует отметить, что отсутствие лиц, достигших возраста 23 лет, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых данные лица своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, на момент обращения Ларцовой И.В. в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с заявлением о принятии на учет нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области от 16 октября 2015 года, истцу исполнилось 45 лет.
Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, в силу которых Ларцова И.В. до достижения возраста 23 лет не была поставлена на соответствующий учет, истцом не представлено.
Оснований полагать, что органы опеки и попечительства либо опекун Ларцовой И.В. ненадлежащим образом выполнили обязанности по защите Ларцовой И.В. во время ее несовершеннолетнего возраста, не имеется.
Из объяснений представителя истца в суде апелляционной инстанции следует, что названной причиной является неосведомленность Ларцовой И.В. о своих жилищных правах. Между тем названное основание не может рассматриваться как основание для обеспечения Ларцовой И.В. жилым помещением по истечении установленного законодательством возраста.
Иных причин несвоевременного обращения истца в уполномоченный орган для постановки на жилищный учет Ларцовой И.В. либо ее представителем не указано.
Представленные истцом справки с администрации Куриловского муниципального образования Новоузенского района от 25, 26 и 27 мая 2016 года о регистрации и проживании Ларцовой И.В. в "адрес", о непредставлении ей жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, о том, что она не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, о незакреплении за ней жилого помещения на территории Новоузенского района, принятые судебной коллегией в качестве новых доказательств в целях установления юридических значимых обстоятельств, не постановленных судом на обсуждение, не подтверждают наличие уважительных причин, по которым Ларцова И.В., относившаяся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, не была своевременно поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
При этом из справки администрации Куриловского муниципального района следует, что Ларцова И.В. проживает в "адрес", начиная с 28 декабря 1990 года, то есть по достижении ею возраста 20 лет.
Как следует из объяснений представителя истца, после установления над Ларцовой И.В. опеки истец проживала с бабушкой по тому же месту жительства, где ранее проживала со своими родителями.
Доказательств, подтверждающих необеспеченность истца жилым помещением до 20-летнего возраста и наличие у нее право на его получение до исполнения ею возраста 23 лет, Ларцовой И.В. не представлено, несмотря на разъяснение об этом судебной коллегии.
Сам по себе факт отсутствия в настоящее время в собственности либо по договору социального найма у истца жилого помещения не может являться основанием для постановки ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Саратовской области N 123-ЗСО от 02 августа 2012 года "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" (в редакции Законов Саратовской области от 03 марта 2014 года N 20-ЗСО, от 28 апреля 2015 года N 44-ЗСО) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, в случае, если в соответствии со ст. 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений при условии, что местом их жительства является Саратовская область.
В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 5 указанного Закона уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений отказывает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, в принятии на специализированный жилищный учет, если статус обратившегося не соответствует требованиям ст. 3 настоящего Закона и ч. 1 настоящей статьи.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ее возраст превышал 23 года, у Ларцовой И.В. при наличии у нее соответствующего права имелась возможность встать на соответствующий учет до достижения 23 лет, и уважительных причин, по которым до достижения указанного возраста Ларцова И.В. не была принята на учет, не установлено, судебная коллегия полагает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований (п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330, п. 2 ст. 328 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 16 февраля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ларцовой И.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.