Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Лексиковой Е.А.
с участием прокурора Пасечник Е.И.,
представителя Акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Ириклинская ГРЭС" Кумзиной Т.А.,
представителя Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Евдокимовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Ириклинская ГРЭС" к Департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов об оспаривании приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 18 декабря 2015 г. N 166-т/э "О внесении изменений в приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 16 декабря 2014 г. N 139 т/э" (приложение N 3) в части установления тарифов для потребителей, подключенным к сетям поселка Энергетик, и приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 18 декабря 2015 г. N 168-т/э "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электроегенерация" в части "компоненты на тепловую энергию" для филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО -Электрогенерация",
установил:
приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 16 декабря 2014 г. N 139-т/э установлены и введены в действие с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии, поставляемую потребителям филиалом "Ириклинская ГРЭС" ОАО "Интер РАО-Электрогенерация", согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
установлены и введены в действие с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую филиалом "Ириклинская ГРЭС" ОАО "Интер РАО-Электрогенерация" теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
установлены и введены в действие с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям филиалом "Ириклинская ГРЭС" ОАО "Интер РАО-Электрогенерация", согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 18 декабря 2015 г. N 166-т/э в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 16 декабря 2014 г. N 139-т/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую филиалом "Ириклинская ГРЭС" ОАО "Интер РАО -Электрогенерация" внесены изменения в части установления тарифов.
Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 18 декабря 2015 г. N 168-т/э установлены и введены в действие с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация" согласно приложению к приказу.
Акционерное общество "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Ириклинская ГРЭС" обратилось в суд с заявлением об оспаривании указанных выше приказов от 18 декабря 2015 г., полагая, что при установлении оспариваемых тарифов административным ответчиком не были соблюдены требования пунктов 2,3 части 1 статьи 7, части 1 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; пунктов 2, 13, 22, 24 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075; пунктов 2 и 12 Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-т/э. в части установления долгосрочных тарифов филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация" для потребителей, подключенных к сетям посёлка Энергетик, установленных с 01 июля 2016 г., а также в части "компоненты на тепловую энергию" для филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО -Электрогенерация".
По мнению административного истца, рассматриваемые тарифы являются экономически необоснованными. Регулирующим органом не были учтены данные относительно затрат, обусловленных несоответствием тарифов на тепловую энергию для потребителей, утверждённых для филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Элетрогенерация"; разницей в объёме отпуска и распределения тепловой энергии по приборам учета и нормативам.
Административный истец просил суд признать недействующими с даты принятия судебного решения:
приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 18 декабря 2015 г. N 166-т/э "О внесении изменений в приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 16 декабря 2014 года N 139-т/э в части установления долгосрочных тарифов филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Элетрогенерация", опубликованного в газете "Оренбуржье" 25 декабря 2015 года N 158, для потребителей, подключенным к сетям поселка Энергетик, установленных с 1 июля 2016 года;
приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 18 декабря 2015 г. N 168-т/э "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Элетрогенерация", опубликованного в газете "Оренбуржье" 25 декабря 2015 года N 158, в части "компоненты на тепловую энергию" для филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Элетрогенерация", установленных с 1 июля 2016 года.
Возложить на Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов обязанность принять новый нормативный акт об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям по сетям поселка Энергетик для филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Элетрогенерация", исходя из НВВ филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Элетрогенерация" в размере 124 790,84 тыс.руб. с учётом по статье "Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования" выпадающих доводов (экономически обоснованные расходы, не учтенные при утверждении тарифов) за 2014 год в размере 17 584,37 тыс.руб., в том числе:
- 15 850,74 тыс.руб. - обусловленные несоответствием тарифов на тепловую энергию для потребителей, утверждённых для филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Элетрогенерация" приказами от 16 декабря 2013 года N 167-т/э и от 30 сентября 2014 года N 75-т/э, их экономически обоснованному уровню;
- 1 119,75 тыс.руб. - обусловленные разницей в объёме отпуска и распределения тепловой энергии по приборам учета и нормативам;
- 613,89 тыс.руб. - проценты за пользование денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате;
Возложить на Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов обязанность принять новый нормативный акт об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее теплоснабжение) в части "компоненты на тепловую энергию", для филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Элетрогенерация", исходя из удовлетворенных требований по пункту 3 настоящего заявления;
Возложить на Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов обязанность принять новый нормативный акт об учете экономически обоснованных расчётов, определённых по итогам рассмотрения настоящего заявления и не учтенных в тарифах, установленных приказом Департамента по ценам и регулированию тарифов от 18 декабря 2015 года N 166-т/э;
Взыскать с Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в пользу филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Элетрогенерация" затраты по оплате государственной пошлин в размере 4 500 рублей.
В судебном заседании представитель Акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Ириклинская ГРЭС" Кумзина Т.А., действующая на основании доверенности, требования поддержала, уточнив, что ознакомившись с отзывом административного ответчика, просят учесть как экономически обоснованные расходы сумму в размере 14 870,520 тыс.руб., как обусловленные несоответствием тарифов на тепловую энергию для потребителей, утверждённых для филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Элетрогенерация" приказами от 16 декабря 2013 года N 167-т/э и от 30 сентября 2014 года N 75-т/э, их экономически обоснованному уровню. В отношении других расходов согласны с позицией ответчика в том, что эти расходы на настоящее время документально не подтверждены.
Представитель Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Евдокимова Т.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления.
Прокурор Оренбургской областной прокуратуры Пасечник Е.И. в судебном заседании полагала заявление подлежащим удовлетворению.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 18 декабря 2015 г. N 166-т/э и приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 18 декабря 2015 г. N 168-т/э опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также в газете "Оренбуржье" 25 декабря 2015 года N 158.
Оспариваемые приказы содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направленные на изменение существующих правоотношений, поэтому являются нормативным правовыми актами, что сторонами не оспаривается.
Приказы установлены Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, уполномоченным на принятие указанных актов, что сторонами также не оспаривается.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
В соответствии со статьей 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (часть 1 названной нормы).
В силу части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения тарифы устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.
В силу пунктов 13, 15, 16, 17, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов), регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов, которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых документов и материалов, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 16 названных Правил.
Установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней. Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.
Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования).
Из материалов дела установлено следующее.
27 апреля 2015 года филиал "Ириклинская ГРЭС" ОАО "Интер РАО -Электрогенерация" обратился в Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов с заявлением о корректировке тарифов на тепловую энергию на 2016 - 2017 годы. При этом, для учёта в необходимой выручке при утверждении тарифов на 2016 г. заявлена сумма в размере 2 369,00 тыс.руб. - выпадающие за 2014 г. доходы в вязи с изменением тарифа МУП "УЖКХ пос.Энергетик" на услуги по передаче тепловой энергии, утверждённые приказом от 17 февраля 2015 года N 21-т/э.
К заявлению были приложены: расчёт корректировки утверждённых долгосрочных тарифов; справка-расчёт НВВ по теплоэнергии; обосновывающие документы к расчётам на 111 листах.
Уточненное предложение по корректировке тарифов на тепловую энергию поступило в Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов 10 декабря 2015 года и содержало просьбу учесть при утверждении тарифов на 2016 год выпадающие расходы за 2014-2015 годы в размере 19 953,38 тыс.руб., в том числе:
- 15 850,74 тыс.руб. - обусловленные несоответствием тарифов на тепловую энергию для потребителей, утверждённых для филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Элетрогенерация" приказами от 16 декабря 2013 года N 167-т/э и от 30 сентября 2014 года N 75-т/э, их экономически обоснованному уровню;
- 1 119,75 тыс.руб. - обусловленные разницей в объёме отпуска и распределения тепловой энергии по приборам учета и нормативам;
- 613,89 тыс.руб. - проценты за пользование денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате.
К указанному предложению прилагались: расчёт тарифов на тепловую энергию; расчёт выпадающих доходов за 2014-2015 годы; расчёт суммы выпадающих доходов от изменения тарифа на транспортировку в 2015 году.
Согласно протоколу заседания коллегии департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 16 декабря 2015 года N 58, комиссия не приняла предложение по корректировке тарифов на тепловую энергию, поскольку предъявленные выпадающие доходы учтены в тарифе на 2017 год, который ранее установлен приказом департамента от 2014 года; не представлены обосновывающие материалы в полном объёме, расчёт не подтверждён документами бухгалтерской отчётности.
Однако согласно требованиям указанных выше Правил регулирования цен в сфере теплоснабжения, при недостаточности обосновывающих материалов, орган регулирования запрашивает дополнительные сведения. При этом нормативно правовые акты не ограничивают регулируемый орган сроками предоставления уточнений, поэтому ссылка административного ответчика на то, что у них не было возможности запросить все необходимые документы для анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации не основаны на требованиях закона, не обоснованна. Суду не представлены доказательства того, что орган регулирования выполнил свои обязательства по анализу, проверки и экспертизе предложения. Указанные обязательства выполнены в ходе настоящего судебного разбирательства и представлены суду в виде отзывов и прилагаемых к ним расчётов. При этом, признавая экономически обоснованной сумму выпадающих расходов размере 14 080,38 тыс.руб. административный ответчик анализировал бухгалтерскую отчётность и расчёты административного истца, приложенные к предложению от 10 декабря 2015 года и находящиеся в открытом информационном доступе без дополнительных материалов.
Вывод комиссии о том, что предъявленные в предложении от 10 декабря 2015 года выпадающие доходы учтены в тарифе на 2017 год, не подтвержден доказательствами.
Таким образом, в нарушении пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, орган регулирования фактически отказал регулируемой организации во включении в цены (тарифы) расходов, предложенных регулируемой организацией 10 декабря 2015 года, без анализа и экспертизы представленных расчётов и вывода об экономической необоснованности таких расходов.
Пунктом 13 Основ ценообразования закреплено право регулируемой организации на включение экономически обоснованных расходов в состав необходимой валовой выручки.
Учет экономически обоснованных расходов является обязательным элементом тарифного регулирования, направленным на реализацию таких принципов регулирования, как обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 2 и 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Суд соглашается с позицией административного ответчика, согласно которой обоснованным размером выпадающих доходов за 2014 год является 14 080,38 тыс. рублей (расчет-экспертиза предложения приложен к дополнению к отзыву от 5 мая 2016 года N 37/01-13/761) по следующим причинам.
Согласно актам сдачи-приёмки оказанных услуг по договору оказания услуг по передаче энергии, теплоносителя от 1 августа 2013 года N ИГР-009095 объём тепловой энергии за 2014 год составил 77, 510 тыс. Гкал.;
объём тепловой энергии за 2014 год, определённый в соответствии с утверждёнными нормативами потребления коммунальных услуг и предъявленный к оплате потребителям, отражённый в форме 46-ТЭ, составил 74, 074 тыс. Гкал.
Таким образом, объём тепловой энергии по актам сдачи-приёмки оказанных услуг скорректирован с учётом отнесения сверхнормативных потерь на сетевую организацию.
Заявленные административным истцом расходы, состоящие из компенсации сверхнормативных потерь, затраты, обусловленные разницей в объёме отпуска и распределения тепловой энергии по приборам учета и нормативам, проценты за пользование денежными средствами вследствие их неправомерного удержания суд полагает необоснованными, в связи с чем не подлежащими учёту как экономически обоснованные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Ириклинская ГРЭС" - удовлетворить частично.
Приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 18 декабря 2015 г. N 166-т/э "О внесении изменений в приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 16 декабря 2014 г. N 139 т/э" (приложение N 3) в части установления тарифов для потребителей, подключенным к сетям поселка Энергетик, установленных с 1 июля 2016 г.
признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 18 декабря 2015 г. N 168-т/э "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электроегенерация" признать недействующим
в части "компоненты на тепловую энергию", для филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РОАО - Электрогенерация", установленных с 1 июля 2016 г.
признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать обоснованными и подлежащими учёту при установлении новых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям по сетям поселка Энергетик для филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация", расчёт выпадающих доходов (экономически обоснованных расходов" в размере 14 080,38 тысяч рублей.
Обязать Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов принять новый нормативный акт, устанавливающий новые тарифы с учётом выпадающих доходов (экономически выпадающих расходов) в размере 14 080,38 тысяч рублей.
Взыскать с Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в пользу филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электроегенерация" судебные расходы в размере 4 500 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию административной коллегии Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф.Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.