судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Гулян Р.Ф.
судей Петрушенко Ф.П., Сукачева Д.Ю.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бибик Н. В. к Комитету образования и науки Волгоградской области о признании незаконным приказа Комитета образования и науки Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
по апелляционной жалобе Бибик Н. В.,
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 25 декабря 2015 года, которым Бибик Н. В. в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бибик Н.В. обратилась в суд с иском к Комитету образования и науки Волгоградской области о признании незаконным приказа Комитета образования и науки Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований указала, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес". ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать - Д.А.И. , после чего в 11-летнем возрасте над нею была установлена опека. После окончания " ... " средней школы в 1983 году, в связи с поступлением на учебу в Волгоградский педагогический университет, она стала проживать в г. Волгограде. ДД.ММ.ГГГГ она вышла замуж и проживала в квартире мужа.
В 2015 году она обратилась в комитет образования и науки Волгоградской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с приказом комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на основании того, что в соответствии с законом Волгоградской области от 05.02.2013 N 5-ОД "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области", она не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигла возраста 23 лет.
Просила суд признать незаконным приказ Комитета образования и науки Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на внеочередное предоставление жилого помещения, возложить на ответчика на обязанность включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Бибик Н.В. - Дашков И.В. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в связи с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить, указывая на не извещение надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены определения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом для суда первой инстанции.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства извещения Бибик Н.В. о дате и месте судебного заседания, имеется безусловное основание для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, судебная коллегия отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Бибик Н.В. - Дашков И.В. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель комитета образования и науки Волгоградской области - Свиридов Р.В. исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебной коллегией, Бибик ( Д.А.И. ) Н.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ одинокая мать истицы Д.А.И. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти.
Согласно архивной выписке администрации " ... " районного муниципального образования " ... " от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", ДД.ММ.ГГГГ над Бибик ( Д.А.И. ) Н.В. установлена опека.
На основании приказа комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", Бибик Н.В. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на основании того, что в соответствии с законом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-ОД "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области", истица не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигла возраста 23 лет.
Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно ст. 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Как следует из ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 абз. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичная позиции отражена и в Законе Волгоградской области от 05 февраля 2013 года N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области".
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Поскольку Бибик ( Д.А.И. ) Н.В. до указанного возраста не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, впервые обратилась с соответствующим заявлением после достижения возраста 23 лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением не представила, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Указание Бибик Н.В. в апелляционной жалобе на ненадлежащее исполнение органами опеки должностных обязанностей, что привело к нарушению ее прав, судебной коллегией отклоняется, так как применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч. 3 ст. 40 Гражданского кодекса РФ, ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", попечительство над истицей прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, недееспособной истица не признана, при этом впервые о правах как лица вышеуказанной категории она заявила в комитет образования и науки Волгоградской области в 2015 году. Сама по себе правовая неграмотность истицы, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия (1994 год), а также исполнения 23 лет (1999 год), до обращения с заявлением в июле 2015 года, не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке ее на учет как нуждающейся в жилом помещении, либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. При решении вопроса постановки лица на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения подлежит применению закон, действующий на дату соответствующего обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 25 декабря 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бибик Н. И. к комитету образования и науки Волгоградской области о признании незаконным приказа комитета образования и науки Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.