Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Л.И.,
судей: Малиновского В.В., Алешиной Е.Э.,
при секретаре Бубашвили И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старикова А.С., Орловой Т.С., Стариковой И.Н. в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Бойчук С.А. к Администрации г. Таганрога Ростовской области о возложении обязанности на Администрацию г. Таганрога Ростовской области предоставить во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения взамен не пригодного для проживания, по апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога Ростовской области на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 января 2016 г. Заслушав доклад судьи Малиновского В.В., судебная коллегия
установила:
Стариков А.С., Орлова Т.С., Старикова И.Н. в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Бойчук С.А. обратились в суд с иском к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности на ответчика предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение взамен не пригодного для проживания в соответствии с нормами предоставления жилья, не мене 72 кв. м общей площади жилого помещения в черте г. Таганрога.
В обоснование иска ссылаются на то, что Старикова И.Н. является ответственным квартиросъемщиком АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании решения суда от 05.07.2005 года по договору социального найма жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, находящейся в муниципальной собственности.
Согласно акту Межведомственной комиссии от 17.10.2008 года АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является аварийной, подлежащая реконструкции.
С 28.08.2010 г. истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением Администрации г. Таганрога от 25.07.2011 г. N 2400 утвержден акт от 21.04.2011 г. N 59 городской межведомственной комиссии (МВК) по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу квартира АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признана не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и не подлежащей ремонту и реконструкции.
С 07.09.2011 г. семья включена в список на внеочередное получение жилья. По состоянию на 01.04.2015 г. в общей очереди они значатся под N 1264 и в списке на внеочередное предоставление жилья - под N 59.
В настоящее время истцы проживают в предоставленной им ответчиком квартире специализированного маневренного фонда N 106 в доме АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 45,4 кв. м. (Постановление Администрации г. Таганрога от 10.02.2012 N 509).
Жилой дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в котором расположена квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, из которой они были переселены в квартиру маневренного фонда, в числе многоквартирных домов, отнесенных к категории аварийных и подлежащих сносу, не значится, поэтому семья не включена в действующие программы переселения. В квартире маневренного фонда они проживают уже более четырех лет. Срок проживания в указанной квартире не определен, несмотря на то, что жилые помещения в маневренном фонде предоставляются на определенный срок.
Истцы просили обязать Администрацию г. Таганрога предоставить им во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенное жилье в соответствии с установленными нормами предоставления жилья, не менее 72 кв. м. общей площади жилого помещения в черте города Таганрога Ростовской области.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 января 2016 г. иск Старикова А.С., Орловой Т.С., Стариковой И.Н. в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Бойчук С.А. был удовлетворен частично.
Администрация г. Таганрога была обязана предоставить во внеочередном порядке Стариковой И.Н. на семью из четырех человек на условиях социального найма благоустроенное жилье в соответствии с установленными нормами предоставления жилья, не менее 64 кв.м общей площади жилого помещения.
В остальной части в удовлетворении иска было отказано.
С таким решением не согласилась Администрация г. Таганрога и обратилась в суд с апелляционной жалобой.
Апеллянт обращает внимание судебной коллегии на то, что семья Стариковой И.Н. (сама Старикова И.Н., ее дочь - Орлова Т.С., сын - Стариков А.С., дочь - Бойчук С.А.) продолжает состоять на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 28.09.2010 года, как малоимущая семья.
07.09.2011 года семья Стариковой И.Н. включена в список на внеочередное получение жилья, в связи с признанием квартиры АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и не подлежащей ремонту и реконструкции.
Согласно заключению МВК N 59 от 21.04.2011 года, утвержденному Постановлением Администрации города Таганрога от 25.07.2011 N 2400, квартира АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, ремонту и реконструкции не подлежит.
Судом, по мнению апеллянта, не учтен тот факт, что в целом, многоквартирный жилой дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН аварийным и подлежащим сносу не признан. В связи с этим, в списках домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, вышеуказанный адрес не значится. Поэтому Старикова И.Н. с членами ее семьи не включена в действующие программы переселения.
Судом первой инстанции также не принято во внимание то обстоятельство, считает апеллянт, что решение вопроса о переселении граждан из аварийного жилищного фонда и включения в региональную адресную программу относится к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а не Администрации г. Таганрога.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", постановлением Правительства Ростовской области от 16.05.2013 N 286 утвержден план мероприятий "Переселение до 1 сентября 2017 года граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, расположенного на территории Ростовской области".
Постановлением Правительства Ростовской области от 18.04.2013 N 196 "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013- 2017 годах" утверждены списки граждан, включенных в программу переселения из аварийных жилых помещений в 2013- 2015 годах. В рамках данной Программы обеспечиваются жилыми помещениями граждане, проживающие в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2012 года.
Так как многоквартирный жилой дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, аварийным и подлежащим сносу не признан, переселение семьи Стариковой И.Н. возможно, по мнению апеллянта, только при формировании соответствующих программ.
Суд также не принял во внимание, считает апеллянт, что Администрация г. Таганрога в соответствии с Постановлением Администрации г. Таганрога от 12.01.2011 N 72 "Об утверждении Положения о порядке постановки на учет и ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда" приняла все необходимые меры, направленные на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
Что в целях создания условий для безопасного проживания Стариковой И.Н. на состав семьи 4 человека постановлением Администрации города Таганрога от 10.02.2012 N 509 предоставила благоустроенную двухкомнатную квартиру муниципального специализированного маневренного жилищного фонда N 106 в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 45,4 кв.м.
Обращает внимание судебной коллегии на то, что в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Также ссылается на разъяснения, содержащимися в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" о том, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Целью переселения семьи Стариковой И.А. является в настоящее время при сложившихся обстоятельствах не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности граждан жильем, чтобы права граждан при выселении не были ущемлены с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, из которой была выселена семья Стариковой И.А., состоит из 2-х комнат, общей площадью 42,39 кв.м, в т.ч. жилой площадью 30,40 кв.м. Общая площадь квартиры АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН маневренного фонда, в которую переселены Стариковы, составляет 45,4 кв.м, поэтому, по мнению апеллянта, права семьи Стариковых не нарушаются.
При решении вопроса об определении площади предоставляемого взамен непригодного для проживания жилого помещения суд, считает апеллянт, неверно применил нормы материального права, указав, что такое помещение должно быть предоставлено по норме предоставления.
Ссылается на положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ о том, что вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Семья Стариковой И.Н. в общей очереди значится под N 1264 и в списке на внеочередное предоставление жилья под N 59. Вместе с ними в этой очереди перед ними находятся такие же, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений семьи. Удовлетворяя исковые требования Стариковых о предоставлении им жилого помещения вне очереди, суд, по мнению апеллянта, необоснованно нарушает права других граждан, состоящих в очереди на внеочередное предоставление жилого помещения.
Просит решение Таганрогского городского суда от 26.01.2016 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации г. Таганрога Назаренко Д.Ю.; Старикова А.С., Старикову И.Н., Орлову Т.С., представителя Старикова А.С. - Шилова А.В., представителя Старикова А.С., Стариковой И.Н., Орловой Т.С. - Никифорова Ю.П., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы Администрации г. Таганрога о необоснованности и незаконности удовлетворения иска Стариковых в части предоставления им при переселении из ставшей непригодной для проживания аварийной квартиры во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенного жилья в соответствии с установленными нормами предоставления жилья не мене 64 кв. м общей площади жилого помещения заслуживают внимания.
Старикова И.Н. на основании решения суда от 05.07.2005 года является нанимателем АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН по договору социального найма жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, находящейся в муниципальной собственности.
Согласно акту Межведомственной комиссии от 17.10.2008 года N 49 указанная квартира АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является аварийной, подлежащей реконструкции.
Постановлением Администрации г. Таганрога от 25.07.2011 г. N 2400 утвержден акт от 21.04.2011 г. N 59 городской межведомственной комиссии (МВК) по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, квартира АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признана не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и не подлежащей ремонту и реконструкции.
Вместе с тем, сам жилой дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором расположена квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, из которой были переселены истцы в квартиру маневренного фонда, в числе многоквартирных домов, отнесенных к категории аварийных и подлежащих сносу, не значится, поэтому семья не включена в действующие программы переселения. В квартире маневренного фонда они проживают уже более четырех лет.
С 28.08.2010 г. истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
С 07.09.2011 г. семья включена в список на внеочередное получение жилья. По состоянию на 01.04.2015 г. в общей очереди они значатся под N 1264 и в списке на внеочередное предоставление жилья под N 59.
Так как квартира, в которой они проживали, признана аварийной, не подлежащей реконструкции, истцы переселены и в настоящее время проживают в предоставленной им ответчиком квартире специализированного маневренного фонда N 106 в доме АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 45,4 кв. м., предоставленной в соответствии с Постановлением Администрации г. Таганрога от 10.02.2012 N 509.
Срок проживания семьи в указанной квартире маневренного фонда не определен, несмотря на то, что в соответствии с п. 3 ст. 95 ЖК РФ, жилые помещения в маневренном фонде предоставляются на определенный срок.
Маневренный фонд не выделен законодателем в качестве самостоятельного вида жилищного фонда. Жилые помещения в домах маневренного фонда относятся к специализированному жилищному фонду (п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ), поэтому помимо специальных норм Жилищного кодекса РФ, определяющих назначение жилых помещений в домах маневренного фонда (статья 95 ЖК РФ), к данному виду жилых помещений применяются также общие правила, относящиеся ко всем объектам специализированного жилищного фонда (статьи 92, 99-103 ЖК РФ).
Часть 2 ст. 106 ЖК РФ определяет период времени, на который может заключаться договор найма жилого помещения маневренного фонда. Исходя из смысла указанной нормы закона жилые помещения в маневренном фонде не могут предоставляться для постоянного проживания и при заключении договора найма жилого помещения маневренного фонда в обязательном порядке должен определяться период времени, на который такой договор заключается.
При переселении Стариковых из аварийного жилья в квартиру маневренного фонда при заключении договора найма жилого помещения маневренного фонда период времени, на который такой договор был заключен, не указан.
Стариковы переселены в квартиру маневренного фонда в связи с аварийным состоянием квартиры, в которой они проживали, и проживают в ней уже более четырех лет. Так как сам дом, в котором расположена квартира, в которой они проживали, не признан аварийным, они не включены ни в одну программу переселения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Учитывая, что квартира АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, признана в установленном порядке непригодной для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Стариковы вне очереди имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Ссылаясь на указанную норму закона о том, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления, учитывая, что Стариковы состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что они имеют право в связи с выселением на предоставление жилого помещения по нормам предоставления и удовлетворил иск в указанной части.
Судом первой инстанции не учтено, что Стариковы переселяются именно в связи с признанием их квартиры аварийной, не подлежащей ремонту и реконструкции, и в данном случае подлежит применению положения ч. 1 ст. 89 ЖК РФ о том, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Целью переселения семьи Стариковых является не улучшение их жилищных условий, а сохранение имеющейся обеспеченности их жильем в связи с тем, что их квартира признана аварийной, не подлежащей ремонту и реконструкции. Семья Стариковой И.Н. в общей очереди значится под N 1264 и в списке на внеочередное предоставление жилья под N 59.
Поэтому при их переселении из аварийного жилья им в соответствии с действующим законодательством должна быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, а не как определилсуд первой инстанции, по нормам предоставления. Именно поэтому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание, как определилзакон, не принимается. Суд также не учел, что Стариковы, которым в связи с выселением должно быть предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Поэтому решение Таганрогского городского суда в части предоставить Стариковой И.Н. на семью из четырех человек на условиях социального найма жилое помещение не мене 64 кв.м общей площади, должно быть изменено. На Администрацию г. Таганрога должна быть возложена обязанность предоставить Стариковой И.Н. на семью из четырех человек на условиях социального найма благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 42,39 кв. м, состоящее из двух жилых комнат с учетом законных интересов разнополых членов семьи Стариковой И.Н., так как согласно ч. 1 ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами другого пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Семья Стариковой И.Н. состоит из самой Стариковой И.Н., ее дочери - Орловой Т.С., сына - Старикова А.С., дочери - Бойчук С.А.
В остальной части решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 января 2016 года должно быть оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации г. Таганрога - без удовлетворения.
Доводы Администрации г. Таганрога о том, что судом не принято во внимание, что решениев опроса о переселении граждан из аварийного жилищного фонда и включения в региональную адресную программу относится к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а не Администрации г. Таганрога, не может быть принят во внимание, так как согласно с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относится:
1) учет муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Таким образом, именно на Администрацию г. Таганрога законом возложена обязанность по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определение порядка предоставления жилых помещений и предоставление в установленном порядке гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Иные доводы апелляционной жалобы Администрации г. Таганрога, за исключением тех, которые признаны обоснованными, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во вниманием судебной коллегией.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 января 2016 г. в части возложения на Администрацию г. Таганрога Ростовской области обязанности предоставить Стариковой И.Н. на семью из четырех человек на условиях социального найма жилое помещение не менее 64 кв. м. общей площади, изменить, возложив на Администрацию г. Таганрога Ростовской области обязанность предоставить Стариковой И.Н. на семью из четырех человек на условиях социального найма благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 42,39 кв.м., состоящее из двух жилых комнат.
В остальной части решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Таганрога Ростовской области - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 09 июня 2016 года.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.