СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.
судей Жуковской С.В., Сироткиной Е.М.
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 26 мая 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Беловой Е.Н., Белова Ю.В. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 марта 2016 года, которым
в удовлетворении требований Беловой Е.Н., Белова Ю.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.А.Ю., ... года рождения, Б.И.Ю., ... года рождения, к администрации муниципального образования городского округа "Ухта", Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" (от "Дата обезличена" исх. N ... ) в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории "молодая семья", обязании устранить нарушения, отказано.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Белова Е.Н., Белов Ю.В., действующие в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей: Б. А.Ю., ... года рождения, Б. И.Ю., ... года рождения, обратились в суд к администрации муниципального образования городского округа "Ухта", Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" (от "Дата обезличена" исх. N ... ) в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории "молодая семья", обязании устранить нарушения.
Требования мотивированы тем, что, по мнению истцов, последние имеют право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии с Законом РК от 05.04.2005 N 30-РЗ, в связи с чем, Белова Е.Н. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" с заявлением о постановке её семьи на учет. Решением ответчика от "Дата обезличена" N ... в удовлетворении заявления и постановке её семьи на учет отказано. Причиной отказа послужил вывод Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" о том, что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, с целью постановки на учет и последующего получения социальной выплаты. Полагая решение, принятое ответчиком, неправомерным, обратились в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истцы настаивали.
Представители ответчиков просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав включены подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" от 05.04.2005 N 30-РЗ.В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи. Согласно подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2). В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 ст.2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Решением Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 01.03.2006 N 23 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма" учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО "Ухта" составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи. Материалами дела установлено, что истцы состоят в зарегистрированном браке. Беловы имеют несовершеннолетних детей - Б. А.Ю., Б. И.Ю. Семья Беловых проживают по адресу "Адрес обезличен", общей площадью ... кв.м. Комната находится в собственности Белова Ю.В. на основании договора купли-продажи от "Дата обезличена". Беловой Е.Н. на праве собственности принадлежит ... доли в праве собственности на жилое помещение, общей площадью ... кв. м, по адресу: "Адрес обезличен". Также Беловой Е.Н. на праве собственности принадлежала ... доли в праве собственности на жилое помещение, общей площадью ... кв. м, по адресу: "Адрес обезличен". На основании договора дарения от "Дата обезличена" Белова Е.Н. подарила ... доли в праве собственности на данное жилое помещение своей матери Ю. Т.Н. ... года Белова Е.Н. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" с заявлением о постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, её семьи: заявителя, супруга Белова Ю.В., несовершеннолетних сыновей Б. А.Ю., Б. И.Ю. по категории "молодая семья". ... года Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" было отказано Беловой Е.Н. в постановке на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям "молодая семья", по тем основаниям, что Белова Е.Н., подарив принадлежащую ей на праве собственности ... долю в жилом помещении, расположенном по адресу: "Адрес обезличен", ухудшила свои жилищные условия, и потому семья не может быть поставлена на учёт. Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями вышеуказанных правовых норм, пришел к обоснованному выводу, что при принятии решения о нуждаемости семьи истцов в улучшении жилищных условий обосновано были приняты во внимание жилые помещения, находящиеся в собственности истцов, а также ранее отчужденное жилое помещение. При этом, суд правильно указал, что отчуждение ранее принадлежащего на праве собственности Беловой Е.Н. объекта жилищных прав, а именно ... доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "Адрес обезличен", является намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку с момента отчуждения и до вынесения оспариваемого решения не прошло более пяти лет. При условии сохранения права собственности на долю в праве собственности на квартиру семья Беловых не относилась бы к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как на каждого члена семьи приходилось более установленной учетной нормы на территории г. Ухта. В связи с изложенным, доводы апелляционных жалоб об обратном отклоняются. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и правильно отклонены по мотивам, приведенным в судебном решении и настоящем определении. При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены у судебной коллегии не имеется. Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Беловой Е.Н., Белова Ю.В. - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.