Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судейКвасовой О.А., Трофимовой М.В.,
при секретаре Поповой К.А.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по иску ОНП к администрации К. муниципального района В. области об исчислении муниципального стажа, признании права на пенсионное обеспечение с установлением пенсии за выслугу лет
по апелляционной жалобе представителя О Н.П. по доверенности БЛ.И.
на решение Каширского районного суда Воронежской области от 15 марта 2016г.
(судья райсуда Лесовик А.Ф.),
УСТАНОВИЛА:
А ОН.П. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что распоряжением администрации К. муниципального района В. области N ... от ... г. ему назначена пенсия за выслугу лет, исходя из наличия стажа муниципальной службы 15 лет 11 месяцев 7 дней в размере 45% от среднемесячного заработка, составляющего ... рублей за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии, начиная с ... г. пожизненно с учетом изменений базовой и страховой частей трудовой пенсии. Данная пенсия назначена ему в соответствии с решением Совета народных депутатов от ... г. N ... "О пенсиях за выслугу лет лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления К. муниципального района". При исчислении стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет ответчик не включил периоды его работы с ... г. по ... г. в должности председателя П. райпотребсоюза, с ... г. по ... г. в должности председателя К. райпотребсоюза. Однако решением Совета народных депутатов К. муниципального района В. области N ... от ... г. указанные периоды работы засчитаны ему в муниципальный стаж. Кроме того, решением комитетапо труду и занятости населения администрации В. области N ... от ... г. для назначения ему ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет также были включены указанные периоды работы в соответствии с постановлением главы администрации Воронежской области N ... от ... г. "О внесении изменений в постановление N ... от ... г. "О мерах по усилению социальной защищенности работников областной и местных администраций". После соответствующего обращения его в администрацию К. муниципального района В. области, решением комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет N ... от ... г.ему было отказано в назначении и перерасчете пенсии за выслугу лет из расчета муниципального стажа 33 года 05 месяцев 28 дней с ... г. Не согласившись с данным решением, просит обязать администрацию Каширского муниципального района Воронежской области включить ему в стаж муниципальной службы периоды трудовой деятельности с ... г. по ... г. в должности председателя П. райпотребсоюза, с ... г. по ... г. в должности председателя К. райпотребсоюза; признать за ним право на пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему, исходя из стажа муниципальной службы в размере 33 года 05 месяцев 28 дней с ... г.; обязать администрацию К. муниципального района В. области установить ему пенсию за выслугу лет с ... г., исходя из стажа муниципальной службы в размере 33 года 05 месяцев 28 дней (л.д. 5-7 т. 1).
Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 15 марта 2016г. в удовлетворении исковых требований О Н.П.отказано (л.д. 7, 8-10 т. 2).
В апелляционной жалобе представителя ОН.П. по доверенности БЛ.И.ставится вопрос об отмене решения судакак незаконного и необоснованного, ввиду нарушения судом норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований(л.д. 12-14 т. 2).
В суде апелляционной инстанции представитель ОН.П. - БЛ.И. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, полагает решение суда подлежащим отмене.
Представитель администрации К. муниципального района В. области по доверенности СИ.В. считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Истец ОН.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОН.П. в период с ... г. по ... г. состоял на различных руководящих должностях муниципальной службы в администрации К. муниципального района В. области.
Распоряжением администрации К. муниципального района В. области N ... от ... г. ОН.П. назначена пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы 15 лет, в размере 45% от среднемесячного заработка, составляющего ... рубль за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии с ... г. пожизненно с учетом изменений базовой и страховой частей трудовой пенсии (л.д. 20 т. 1).
В стаж муниципальной службы ОН.П. включены: служба в армии с ... г. по ... г. и периоды работы в администрации К. муниципального района В. области на должностях, соответственно, заместителя главы администрации, начальника отдела промышленности, строительства и газификации, начальника отдела по строительству, архитектуре и ЖКХ, начальника управления по строительству и ЖКХ, заместителя главы администрации районапо строительству и ЖКХ, начальника отдела по строительству и ЖКХ, начальника отдела по строительству и ЖКХ с ... г. по ... г.
Судом также установлено и не оспорено сторонами, что с момента назначения и до настоящего времени ОН.П. получает пенсию за выслугу лет своевременно и в полном объеме, распоряжение администрации К. муниципального района В. области N. от ... г. в установленном порядке не обжаловал.
... г.О Н.П. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете и назначении ему пенсии за выслугу лет с ... г. из расчета муниципального стажа 33 года 05 месяцев 28 дней с учетом периодов его работы с ... г. по ... г. в должности председателя П. райпотребсоюза, с ... г. по ... г. в должности председателя К. райпотребсоюза.
Согласно решению комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет администрации К. муниципального района В. области N ... от ... г. ОН.П. отказано в назначении и перерасчете пенсии за выслугу лет из расчета муниципального стажа 33 года 05 месяцев 28 дней с ... г., и оставлены без изменения периоды, включенные в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, который составляет 15 лет 11 месяцев 7 дней (л.д. 29).
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований об обязании администрации К. муниципального района В. области включить в стаж муниципальной службы периоды его трудовой деятельности с ... г. по ... г. в должности председателя П. райпотребсоюза, с ... г. по ... г. в должности председателя К. райпотребсоюза, признании за ним права и установлении ему пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, исходя из стажа муниципальной службы в размере 33 года 05 месяцев 28 дней с ... г., суд первой инстанции на основе анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и оценки представленных доказательств пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Согласно ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 02 марта 2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 16 Закона Воронежской области от 28.12.2007г. N 175-ОЗ "О муниципальной службе в Воронежской области" муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Воронежской области. Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяется нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);2) муниципальных должностях;3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2).
Таким законом является Закон Воронежской области от 27.12.2012 г. N 196-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области".
В соответствии со ст. 2 Закона Воронежской области от 27.12.2012 г. N 196-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области" к периодам работы (службы), подлежащим включению в стаж муниципальной службы муниципальных служащих, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет и выплату единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, относятся, по мимо прочего, периоды замещения должностей муниципальной службы, прохождения военной службы.
Работа на должностях в райпотребсоюзах (потребительских обществах)к числу периодов, подлежащих включению в стаж муниципальной службы муниципальных служащих, в данной норме не предусмотрена.
Согласно ст. 3 данного Закона на основании правового акта представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя), в стаж муниципальной службы муниципальных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, определение продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, пенсии за выслугу лет, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего.
Периоды работы в указанных должностях, засчитываемые в стаж муниципальной службы муниципальных служащих, в совокупности не должны превышать пять лет.
Порядок включения в стаж муниципальной службы муниципальных служащих периодов замещения отдельных должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается муниципальным правовым актом (п. 2).
Пунктом 2 ст. 4 Закона установлено, что в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет подлежат зачету периоды работы, включенные в установленном порядке в стаж муниципальной службы для исчисления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе до вступления в силу настоящего Закона Воронежской области.
Порядок установления и исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих предусмотрен статьей 5 Закона Воронежской области от 27.12.2012 г. N 196-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области", в соответствии с которой при исчислении стажа муниципальной службы муниципального служащего суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды работы (службы) независимо от сроков перерыва в работе или иной деятельности.
Стаж муниципальной службы муниципального служащего исчисляется в календарном порядке (в годах, месяцах, днях).
Решение об установлении стажа муниципальной службы муниципального служащего и (или) зачете в него иных периодов трудовой деятельности оформляется правовым актом представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (п. 2).
Между тем, правового акта уполномоченного органа работодателя о зачете истцу в установленном порядке в муниципальный стаж спорных периодов трудовой деятельности стороной истца не представлено и в материалах дела не имеется, арешение Совета народных депутатов К. муниципального района В области N ... от ... г. и решение комитета по труду и занятости населения администрации В. области N. от ... г., на которые ссылается истец, таковыми не являются. Доводы апелляционной жалобы в этой части нельзя признать состоятельными.
К данному выводу суд пришел на основе анализа норм материального права, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, и признается судебной коллегией правильным.
Согласно п. 4 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 03.09.1997г. N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет", действовавшему до издания Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532, иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной службы, в порядке исключения могут включаться в стаж государственной службы федеральных государственных служащих на основании решения руководителя федерального органа государственной власти, руководителя аппарата федерального органа государственной власти или иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Для указанных целей могут быть истребованы трудовой договор, должностная инструкция, устав, иные учредительные документы организации, архивные справки, справки и иные документы, выданные работодателем по прежнему месту работы и позволяющие определить круг должностных обязанностей по замещаемой должности.
Включение в стаж муниципальной службы муниципального служащего указанных периодов трудовой деятельности осуществляется комиссией по установлению стажа муниципальной службы органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 6.1. Закона Воронежской области от 26.03.1999 г. N 81-П-ОЗ "О порядке исчисления стажа государственной службы" в редакции закона Воронежской области N 66-ОЗ от 12.11.2004 г., действовавшей на момент принятия решения Совета народных депутатов К. муниципального района В. области от ... г. N ... "О муниципальном стаже О Н.П.", руководители органов государственной власти В. области и иных государственных органов В. области вправе включать в стаж государственной службы государственным служащим периоды работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы им для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности государственной службы В. области. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.
На момент назначения истцу пенсии за выслугу лет действовало Положение о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления К. муниципального района, утвержденное решением Совета народных депутатов К. муниципального района В. области от ... г. N ...
Согласно п. 7 данного Положения в стаж муниципальной службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, включается период службы (работы) в соответствии с законодательством В. области.
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, могут включаться периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы им для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы определенные в ст. 6.1.1. Закона Воронежской области от 12.11.2004 г. N 66-ОЗ. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.
При указанных обстоятельствах, вывод суда о том, что включение в муниципальный стаж периодов работы на иных должностях - это право, а не обязанность соответствующего органа, рассматривающего данный вопрос на основе действующего законодательства,представляется верным, поскольку соответствует положениям правовых норм федеральных, областных и муниципальных нормативных правовых актов в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих.
Кроме того, на основании ст. 28 Устава К. муниципального района В. области, утвержденного постановлением Совета народных депутатов К. муниципального района В. области N ... от ... г., решение вопросов зачета в муниципальный стаж периодов работы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим к компетенции Совета народных депутатов К. муниципального района В. области не относится.
Выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам по делу, подтверждающимся имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными судом в достаточной степени, и согласуются с вышеприведенными нормами материального права.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судебного решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к несогласию с постановленным решением, каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности обжалуемого решения, не содержат и не могут повлечь отмены состоявшегося решения.
С учетом изложенного, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каширского районного суда Воронежской области от 15 марта 2016г.оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОН.П. по доверенности БЛ.И.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.