Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н.,
с участием старшего прокурора отдела Прокуратуры Чувашской Республики Ивановой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Тябукове В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Матвеева И.В. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики и Государственному Совету Чувашской Республики об оспаривании нормативных правовых актов, с участием заинтересованного лица - Управления ГИБДД МВД по Чувашской Республике,
установил:
Матвеев И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 6.5.21 и 6.7.6 Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24 сентября 2013 года N1136 в части слов "тротуары", "газоны", "иные неустановленные места".
В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24 сентября 2013 года N 1136 утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары, опубликованные в "Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары" за N 17 от 30 сентября 2013 года. Указанными Правилами к объектам благоустройства отнесены тротуары и газоны.
За нарушение Правил благоустройства территории города Чебоксары установлена административная ответственность ст. 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" от 23 июля 2003 года N 22.
Согласно действующей редакции пункта 6.5.21 Правил благоустройства территории города Чебоксары административным правонарушением является "загрязнение территории города Чебоксары связанное с эксплуатацией или ремонтом транспортных средств, мойка их вне специальных отведенных мест, а также стоянка транспортных средств над колодцами и коверами с пожарными гидрантами, на детских площадках, газонах, тротуарах, участках с зелеными насаждениями или стоянка на части дворовых территорий, препятствующая механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, а также стоянка разукомплектованных транспортных средств вне специально отведенных для стоянки мест.
Пунктом 6.7.6. оспариваемого нормативно-правового акта к административным правонарушениям отнесены парковка и хранение автотранспортных средств на газонах и иных неустановленных местах.
Оспариваемые им нормы Правил благоустройства территории города Чебоксары неправомерно устанавливают запрет на стоянку и нахождение транспортного средства на объектах, фактически относящихся к сфере безопасности дорожного движения, а не к сфере, регулируемой органами местного самоуправления.
Считает, что указанные пункты действующих Правил благоустройства территории города Чебоксары противоречат Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", Правилам дорожного движения Российской Федерации и Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях в части слов "тротуары", "газоны", "иные неустановленные места", ущемляют его права и законные интересы как владельца транспортного средства, реализующего свое право на участие в дорожном движении.
Вследствие принятия оспариваемого нормативного правового акта за одно и то же деяние установлена двойная административная ответственность, предусмотренная как статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" от 23 июля 2003 года N 22, так и статьями 12.15 и 12.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ходе судебного разбирательства дела административный истец Матвеев И.В. исковые требования уточнил и дополнил, просил признать недействующими подпункт 6.5.21 пункта 6.5. "Порядок содержания элементов благоустройства" раздела IV "Эксплуатация объектов благоустройства" Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24 сентября 2013 года N 1136 в части слов "размещать, парковать, осуществлять стоянку и (или) хранение транспортных средств вне площадок автостоянок, в том числе и на детских площадках, газонах, включая и с заездом на бордюры, пешеходных дорожках, тротуарах ... вне зависимости от времени года" по вышеизложенным основаниям, а также статью 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" от 23 июля 2003 года N 22, принятого Государственным Советом Чувашской Республики 08 июля 2003 года, ввиду её правовой неопределенности.
В судебном заседании административный истец Матвеев И.В. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики Макарова Н.А. исковые требования не признала в связи с их необоснованностью.
Представители административного ответчика Государственного Совета Чувашской Республики Ванямов В.Н. и Семенова И.В. исковые требования также не признали.
Представитель заинтересованного лица Управления ГИБДД МВД по Чувашской Республике Иванов В.В. полагал необходимым удовлетворить административное исковое заявление Матвеева И.В. о признании недействующим подпункта 6.5.21 пункта 6.5. "Порядок содержания элементов благоустройства" раздела IV "Эксплуатация объектов благоустройства" Правил благоустройства территории города Чебоксары в части слов "размещать, парковать, осуществлять стоянку и (или) хранение транспортных средств вне площадок автостоянок, в том числе и на пешеходных дорожках, тротуарах ... вне зависимости от времени года", поскольку установленные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики ограничения вступают в противоречие с Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Ивановой И.Г., полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление Матвеева И.В. о признании недействующим подпункта 6.5.21 пункта 6.5. "Порядок содержания элементов благоустройства" раздела IV "Эксплуатация объектов благоустройства" Правил благоустройства территории города Чебоксары в части слов "размещать, парковать, осуществлять стоянку и (или) хранение транспортных средств вне площадок автостоянок, в том числе и на тротуарах" и отказать в удовлетворении иска о признании недействующей ст. 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Статья 2 указанного Федерального закона благоустройство территории поселения (городского округа) определяет как комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 4 указанной статьи 7 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24 сентября 2013 года N1136, утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары.
Данные Правила благоустройства приняты правомочным органом в пределах предоставленных ему полномочий. Текст Правил был опубликован в установленном порядке в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" от 30 сентября 2013 года, N 17.
Подпунктом 6.5.21 пункта 6.5. "Порядок содержания элементов благоустройства" раздела IV "Эксплуатация объектов благоустройства" Правил благоустройства территории города Чебоксары (в редакции от 03 марта 2016 года N 190) установлен запрет на территории города Чебоксары:
загрязнять территорию, в связи с эксплуатацией или ремонтом транспортных средств;
производить мойку транспортных средств вне специально отведенных мест;
размещать, парковать, осуществлять стоянку и (или) хранение транспортных средств вне площадок автостоянок, в том числе и на детских площадках, газонах, включая и с заездом на бордюры, пешеходных дорожках, тротуарах, на тепловых камерах, люках канализации, коверах с пожарными гидрантами, вне зависимости от времени года;
размещение и хранение транспортных средств, находящихся в разукомплектованном состоянии, за исключением специально отведенных для стоянки мест или земельных участков, находящихся в пользовании владельцев этих транспортных средств.
Административный истец Матвеев И.В., полагает, что указанный подпункт Правил благоустройства г. Чебоксары в части слов "размещать, парковать, осуществлять стоянку и (или) хранение транспортных средств вне площадок автостоянок, в том числе и на детских площадках, газонах, включая и с заездом на бордюры, пешеходных дорожках, тротуарах ... вне зависимости от времени года" противоречит Правилам дорожного движения Российской Федерации, поскольку устанавливает запрет на стоянку и нахождение транспортного средства на объектах, относящихся к сфере безопасности дорожного движения, вопрос о которой находится в ведении Российской Федерации, и устанавливает более жесткие требования для автовладельцев, чем федеральное законодательство.
Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту Федеральный закон N 196-ФЗ) вопросы обеспечения безопасности дорожного движения находятся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, согласно пункта 1 статьи 6 этого Федерального закона, формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ предусмотрено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
В пункте 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации даны понятия "парковка (парковочное место)", "остановка", "стоянка".
Под парковой (парковочным местом) понимается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств.
Остановка это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
Стоянка предполагает преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Такие действия как размещение, парковка, осуществление стоянки и (или) хранение транспортных средств, по своей сути представляют собой остановку или стоянку транспортного средства в зависимости от продолжительности осуществления этих действий.
Порядок остановки и стоянки транспортных средств регламентирован федеральным законодателем в разделах 12 и 17 Правил дорожного движения Российской Федерации, с установлением ответственности за их нарушения статьей 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовые нормы, содержащиеся в этих разделах Правил дорожного движения Российской Федерации, не содержат запрет осуществлять остановку и стоянку транспортных средств вне площадок автостоянок, как предписано в оспариваемых Правилах благоустройства территории города Чебоксары.
Так в частности пункт 12.1 Правил дорожного движения Российской Федерации допускает остановку и стоянку транспортных средств на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
Чебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики, определив в оспариваемых Правилах благоустройства нормы, категорически запрещающие остановку и стоянку транспортных средств вне площадок автостоянок, фактически изменило единый порядок дорожного движения, установленный на всей территории Российской Федерации Правилами дорожного движения РФ, и тем самым вторглось в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации.
Правила дорожного движения Российской Федерации не регулируют отношения, связанные с остановкой и стоянкой транспортных средств на детских площадках, газонах, включая и с заездом на бордюры, а также на тепловых камерах, люках канализации, коверах с пожарными гидрантами вне дорог.
Осуществление такой остановки и (или) стоянки транспортных средств означает неисполнение гражданами и организациями требований, предусмотренных Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153, согласно которым установлен запрет на проезд и стоянку транспортных средств на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями.
В силу пунктов "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Представительный орган местного самоуправления, принимая нормы устанавливающие запрет на размещение, парковку, осуществление стоянки и (или) хранение транспортных средств на детских площадках, газонах, включая и с заездом на бордюры, а также на тепловых камерах, люках канализации, коверах с пожарными гидрантами вне дорог, также вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
При наличии таких данных следует признать, что подпункт 6.5.21 пункта 6.5. "Порядок содержания элементов благоустройства" раздела IV "Эксплуатация объектов благоустройства" Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24 сентября 2013 года N 1136 (в редакции от 03 марта 2016 года N 190), в части, устанавливающей запрет размещать, парковать, осуществлять стоянку и (или) хранение транспортных средств вне площадок автостоянок, в том числе и на детских площадках, газонах, включая и с заездом на бордюры, пешеходных дорожках, тротуарах, на тепловых камерах, люках канализации, коверах с пожарными гидрантами, вне зависимости от времени года принят с превышением предоставленных органу местного самоуправления полномочий в данной сфере общественных отношений, противоречит действующему федеральному законодательству.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В данном случае суд полагает возможным признать оспариваемый нормативный акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Аналогичные положения содержатся также и в подпункте 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
08 июля 2003 года Государственным Советом Чувашской Республики принят и 23 июля 2003 года Президентом Чувашской Республики подписан Закон Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Указанный Закон Чувашской Республики официально опубликован 30 июля 2003 года в издании "Республика" N 30.
Как следует из его вводной части, Закон Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 в соответствии с федеральным законодательством устанавливает административную ответственность за отдельные виды правонарушений, совершаемых гражданами, должностными и юридическими лицами в Чувашской Республике.
Согласно части 1 статьи 10 Закона (в редакции Закона Чувашской Республики от 18.04.2016 N 17), нарушение утвержденных органами местного самоуправления поселения, городского округа правил благоустройства территории поселения, городского округа - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 настоящей статьи повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В примечании к статье 10 указано, что настоящая статья не применяется в отношении положений правил благоустройства территории поселения, городского округа, воспроизводящих нормы и правила, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Матвеев И.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующей приведенной статьи 10 Закона Чувашской Республики, ссылаясь на то, что она не отвечает требованиям правовой определенности.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этого следует признать, что административное правонарушение характеризуется такими признаками как противоправность, виновность и обязательное наличие правового запрета на совершение деяния в соответствующем акте законодательного уровня, при этом правовой запрет должен сопровождаться определенной применительно к каждому деянию санкцией.
По своей юридической конструкции оспариваемая статья 10 Закона Чувашской Республики является бланкетной, она устанавливает административную ответственность за нарушение утвержденных органами местного самоуправления поселения, городского округа правил благоустройства территории поселения, городского округа, отсылая к нормативным правовым актам органов местного самоуправления. Она не содержит описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения.
Учитывая, что действие Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" распространяется на всю территорию республики, где каждый орган местного самоуправления поселения вправе принимать свои правила благоустройства территории, диспозиция статьи 10 Закона не позволяет сделать однозначный вывод за совершение каких конкретных действий вводится законодателем административная ответственность, тем самым допуская возможность установления административной ответственности за совершение определенного деяния лишь на части территории субъекта РФ (территории органа местного самоуправления).
Таким образом, конструкция оспариваемой нормы Закона допускает наличие противоречивой правоприменительной практики, неизбежно приводящей к ослаблению гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвольного преследования и наказания.
Такая неопределенность законодательного регулирования ведет к нарушению закрепленного в части 1 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом.
Отсутствие указания на нарушение определенных требований законодательства не позволяет отграничить составы правонарушений, которые можно квалифицировать по статье 10 оспариваемого Закона Чувашской Республики, от составов правонарушений, предусмотренных статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем не исключается двойная административная ответственность за одно и то же правонарушение.
Указание в диспозиции статьи о том, что ответственность наступает лишь в том случае, если действия (бездействие) не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или настоящим Законом, само по себе свидетельствует о правовой неопределенности оспариваемой нормы.
Кроме того, принимая во внимание, что правила благоустройства органов местного самоуправления допускают воспроизведение в этих актах положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, буквальное толкование статьи 10 Закона Чувашской Республики позволяет считать, что субъект Российской Федерации вправе установить административную ответственность, в том числе и за нарушение нормативных правовых актов Российской Федерации, поскольку для этого достаточно того, чтобы такая ответственность не была установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем подобное правовое регулирование прямо противоречит положениям статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным.
Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27 мая 2003 года N 19-П, о том, что в силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными.
Поскольку статья 10 оспариваемого Закона Чувашской Республики не соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и не отвечает критерию правовой определенности, её следует признать недействующей со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Чувашской Республики
решил:
Заявление Матвеева И.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 6.5.21 пункта 6.5. "Порядок содержания элементов благоустройства" раздела IV "Эксплуатация объектов благоустройства" Правил благоустройства территории г. Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24 сентября 2013 года N 1136 (в редакции от 03 марта 2016 года N 190), в части, устанавливающей запрет размещать, парковать, осуществлять стоянку и (или) хранение транспортных средств вне площадок автостоянок, в том числе и на детских площадках, газонах, включая и с заездом на бордюры, пешеходных дорожках, тротуарах, на тепловых камерах, люках канализации, коверах с пожарными гидрантами, вне зависимости от времени года;
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" от 23 июля 2003 года N 22, принятого Государственным Советом Чувашской Республики.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатных изданиях, в которых нормативный правовой акт был официально опубликован, в ближайших планируемых изданиях после получения средствами массовой информации текста сообщения о принятом решении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики С.Н. Уряднов
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.