Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Споршевой С.В.,
судей Косенко Л.А., Поштацкой В.Е.,
с участием прокурора Ачимова А.В.,
при секретаре Червяковой Т.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФГКУ "ОФПС по Рязанской области" на решение Московского районного суда г.Рязани от 14 марта 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Федеральному государственному казенному учреждению "Отряд федеральной противопожарной службы по Рязанской области" к
Воронину В.Ф.,
Ворониной Е.Н.,
Воронину А.В.,
Воронину А.В. и
Воронину Н.А. о выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета, отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителя ФГКУ "ОФПС по Рязанской области" - Гуркиной М.А., Ворониной Е.Н., представителя Воронина В.Ф. - Ссылки Э.А., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное государственное казенное учреждение "Отряд федеральной противопожарной службы по Рязанской области" (далее ФГКУ "ОФПС по Рязанское области") обратилось в суд с иском к Воронину В.Ф., Ворониной Е.Н., Воронину А.В., Воронину А.В. и Воронину Н.А. о выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета.
В обоснование исковых требований истец указал, что ему на праве оперативного управления принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу:
"
...
"
.
В соответствии с решением исполнительного комитета Московского районного Совета депутатов трудящихся города Рязани от 28 апреля 1976 года
N вышеуказанное жилое помещение было разрешено использовать как служебное.
Спорное жилое помещение было предоставлено Воронину В.Ф., как сотруднику СВПЧ-4 для временного проживания в период прохождения службы в органах государственной противопожарной службы на основании ордера
N от 13.03.1991 года на семью из 3 человек.
В настоящее время в жилом помещении проживает Воронин В.Ф., его жена - Воронина Е.Н., его сын - Воронин А.В., второй сын - Воронин А.В., внук - Воронин Н.А.
Общая площадь жилого помещения составляет
"
...
"кв.м.
Жилое помещение, занимаемое ответчиками, является имуществом Государственной противопожарной службы, размещено в жилой зоне на территории пожарного депо и является служебным с момента постройки в силу закона.
В соответствии со ст.101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления квартиры, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны были проживать по месту работы или вблизи от него.
Жилое помещение, расположено в здании пожарного депо. Согласно статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что пожарное депо это объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые ВДя выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
Жилое помещение расположено в здании пожарной части N 4, которое представляет собой единый объект недвижимости, часть которого используется под жилые помещения.
В настоящее время никто из ответчиков на службе в ГПС МЧС России не состоит, а также отсутствуют основания, препятствующих выселению из специализированного жилого помещения (ч.2 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации).
19.05.2015 года в адрес ответчиков было направлено уведомление о выселении с предложением в 30-дневный срок освободить занимаемое жилое помещение. До настоящего времени спорное жилое помещение ответчиками по делу не освобождено.
По изложенным основаниям истец просил суд выселить Воронина В.Ф., Воронину Е.Н., Воронина А.В., Воронина А.В., Воронина Н.А. из жилого помещения, расположенного по адресу:
"
...
", и снять вышеуказанных гражданин с регистрационного учета по адресу:
"
...
".
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ФГКУ "ОФПС по Рязанской области" просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда нормам материального права, поскольку Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2002 года, принятое до введения в действие Жилищного кодекса РФ, может применяться в части не противоречащей Жилищному кодексу РФ.
В письменных возражениях старший помощник прокурора Московского района г.Рязани, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Рязанской области" - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель апеллятора поддержал доводы жалобы, Воронина Е.Н. и представитель Воронина В.Ф. возражали против доводов апелляционной жалобы. Прокурор в своем заключении полагал решение суда не подлежащим отмене.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Из материалов дела усматривается, что ФГКУ "ОФПС по Рязанское области" на праве оперативного управления принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: г.Рязань, ул.Юбилейная, д. 15 "А", кв.9.
Также судом установлено и сторонами не оспаривалось, что ответчик Воронин В.Ф. с 16.02.1984 года по 19.03.2003 года проходил службу в Государственной противопожарной службе, уволен согласно приказу начальника ОГПС-3 N17 от 23.03.2003 года по выслуге срока службы, дающего право на пенсию по ст.58, п. "В", выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составляет 21 год 01 месяц.
Жилое помещение, расположенное по адресу:
"
...
"
, предоставлено Воронину В.Ф., как сотруднику СВПЧ-4 для временного проживания в период прохождения службы в органах государственной противопожарной службы на основании ордера
N от 13.03.1991 года на семью из 3 человек (жена и двое детей).
Общая площадь спорного жилого помещения составляет 31,6 кв.м.
С момента вселения в спорное жилое помещение ответчики Воронины постоянно проживают в нем, зарегистрированы: Воронин В.Ф. с 23.03.1984 года, его жена - Воронина Е.Н. с 14.12.1984 года, его сын - Воронин А.В. с 12.11.2001 года, второй сын - Воронин А.В. с 12.11.2001 года, внук - Воронин Н.А. с 24.08.2010 года.
Ответчики Воронины исполняют обязанности по договору найма жилого помещения, оплачивают коммунальные платежи и содержание жилья.
По сведениям Управления Росреестра по Рязанской области за ответчиками жилых помещений, других объектов недвижимого имущества не зарегистрировано.
Из объяснений ответчиков Воронина В.Ф. и Ворониной Е.Н. следует, что семья Ворониных состояла в пожарной части на учете на улучшение жилищных условий, с составом семьи 4 человека, так как они не были обеспечены жилым помещением по договору найма, однако в начале 2000 года в момент реорганизации пожарной части, без каких-либо оснований Воронин В.Ф. из списков нуждающихся был исключен. Представитель работодателя в тот период объяснил это тем, что занимаемая им служебная квартира останется в его пользовании по договору найма.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005г.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года.
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу разъяснений в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст.13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Так, в соответствии с п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, в организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет.
Порядок представления служебных жилых помещений сотрудникам правоохранительных органов, основания их выселения из таких помещений, дополнительно регулируются Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897 (далее Типовое положение).
Указанное Типовое положение принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 года N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы", в настоящее время является действующим и не распространяется только на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217.
В соответствии с Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2011 N 1038, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий относится к правоохранительным органам.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы", федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В соответствии с пунктами 27 и 28 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма (п. 27).
Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 названного Типового положения, не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет (п. 28).
Таким образом, приведенные положения нормативных правовых актов предусматривают, что сотрудники, имеющие выслугу лет в правоохранительных органах более 10 лет, не могут выть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.
Данных о предоставлении ответчикам иного жилого помещения в материалы дела истцом не представлено.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права и отказывая в удовлетворении исковых требований о выселении, исходил из того, что выслуга Воронина В.Ф. в правоохранительных органах составляет более 10 лет, он и члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, пришел к правильному выводу о том, что ответчики не могут быть выселены из спорного служебного жилья без предоставления другого жилого помещения.
Данный вывод судебная коллегия находит обоснованным, постановленным с учетом правильного определения обстоятельств дела и применения норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчики не относятся к категории лиц, установленных ч.2 ст. 103 ЖК РФ, поскольку не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку само обстоятельство, что в настоящее время ответчики не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не свидетельствует об отсутствии у них права на предусмотренные статьей 13 Вводного закона дополнительные гарантии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства РФ N897 от 17 декабря 2002 года, принятое до введения в действие Жилищного кодекса РФ, может применяться в части не противоречащей Жилищному кодексу РФ, не могут быть приняты во внимание. Указанное постановление является действующим, не отменено, в него внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 N217, и положениям Жилищного кодекса Российской Федерации оно не противоречит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда г.Рязани от 14 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Отряд федеральной противопожарной службы по Рязанской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.