Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Нурисламова Ф.Т.,
судей: Сафина Ф.Ф., Якуповой Н.Н.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Т. на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
Т. в удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения - отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении мотивируя тем, что в возрасте до 18 лет, осталась без попечения родителей.
Мать Т. лишена родительских прав решением Сибайского городского суда от "дата". В то время она проживала в социальном приюте по адресу: "адрес".
После суда ее с сестрой А. и братом Т. передали биологическому отцу А. Хотя отец официально отцовство не устанавливал. Отец умер "дата". После смерти отца, по совету органа опеки и попечительства Администрации ГО г. Сибай, обратилась в Сибайский городской суд Республики Башкортостан с заявлением об установлении факта признания отцовства умершего А.
Решением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от "дата" умершего А. признали ее отцом.
После вступления решения суда в законную силу в "дата" она с братом и сестрой вступили в наследство. Каждому досталось по 1/4 доле в праве собственности на дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 39,6 кв.м. В то время дом был уже в аварийном состоянии, в настоящее время там никто не проживает, т.к. помещение непригодно для проживания. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения. Она пыталась встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До 18 лет несколько раз в устном виде обращалась в орган опеки "адрес" для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но на учет поставлена не была, в устном виде отказали в связи с тем, что у нее имеется 1/4 доля в праве собственности на дом, находящийся по адресу: "адрес".
"дата" также в письменном виде обращалась в Администрацию ГО г. Сибай с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
"дата" также в письменном виде обратилась в Администрацию ГО г. Сибай с аналогичном заявлением. В постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но ей отказали, сказав, что она утратила условия получения жилых помещений в связи с достижением возраста 23 лет. С данным решением Администрации ГО г. Сибай не согласна.
Просила восстановить срок на подачу заявления для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения; предоставить ей жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Администрацию ГО "адрес" Республики Башкортостан предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В последующем Т., уточнив свои исковые требования, указывает, что сначала ее с сестрой и братом отдали на воспитание А., который, также как и мать, злоупотреблял спиртными напитками, практически не работал, их воспитанием не занимался. При этом опекун ей не был назначен. Впоследствии они снова попали в Социальный приют для детей и подростков в г. Сибай, где и воспитывались. После того как она окончила обучение в Профессиональном лицее "N" г. Сибай, Администрация лицея обратилась к ответчику в Администрацию ГО г. Сибай РБ с ходатайством о предоставлении ей жилья как сироте, нуждающейся в предоставлении жилья. По указанному ходатайству ей по указанию заместителя главы Администрации ГО г. Сибай РБ было предоставлено временное жилье - комната в коммунальной квартире по адресу: "адрес". Оформить прописку ей там не разрешили, ее проживание надлежащим образом оформлено не было. По истечении некоторого времени ее выселили из указанной комнаты без предоставления другого жилья и без объяснения причин. В дальнейшем она неоднократно обращалась в отдел опеки и попечительства Администрации ГО г. Сибай РБ с вопросом о предоставлении жилья, на что ей всегда отказывали со ссылкой на то, что в ее собственности имеется 1/4 доля в доме по "адрес". Администрация ГО г. Сибай РБ, несмотря на обязанность по обследованию данного жилого помещения на предмет пригодности для проживания, формально указала на наличие в ее собственности жилья, не исследовав ее фактическое жилищное положение. С тех пор, как ее выселили из предоставленного жилья, она вынуждена снимать жилье, находясь при этом в затруднительном материальном положении. Она зарегистрирована по адресу: "адрес", но там не проживает. Поскольку до исполнения возраста двадцати трех лет она являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считает, что обязанности, возложенные законом на Отдел опеки и попечительства Администрации ГО г. Сибай Республики Башкортостан, по реализации ее прав, постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, надлежащим образом не исполнялись. При этом на жилье, предоставленное ей документы оформлены не были, что позволило ответчику лишить ее всяких прав на него, выселив без оснований. Считает отказ в предоставлении жилья неправомерным, нарушающим ее законные интересы, поскольку он противоречит нормам федерального законодательства.
Просила признать ее нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Сибай Республики Башкортостан; признать причины пропуска срока постановки на учет и включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма, уважительными, обязав Администрацию городского округа город Сибай Республики Башкортостан включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений.
Суд постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Т. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает, что судом не были исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследованы причины, по которым она до достижения возраста 23 лет не была принята на учет нуждающихся в жилом помещении. Не выяснялись обстоятельства её обращения до 18 лет в Администрацию ГО г. Сибай с просьбой о предоставлении жилья на льготных основаниях и причины отказа в принятии на учет. Не исследовался факт обращения Профессионального лицея "N" с ходатайством о предоставлении ей жилья.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии действовавшего до 01 января 2013 года правового регулирования предоставления категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилья по договору социального найма вне очереди, предполагалось, что эти меры социальной поддержки применяются только, если гражданин заявил о своей нуждаемости в предоставлении жилья, то есть встал в очередь, как это было предусмотрено ст. 52, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а до 01 марта 2005 года - статьями 28, 30 и пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшей в редакции до 01 января 2013 года, такой гражданин после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечивался органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма.
При этом, если такой гражданин, состоявший на учете нуждающихся, не был обеспечен жильем до достижения возраста 23 лет, он не утрачивал это право, поскольку это не являлось основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождало соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Действующая c 01 января 2013 года новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, а также положения ЖК РФ, относящиеся социальному жилищному и специализированному жилищному фонду, предусматривает предоставление такой категории граждан жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом, пунктом 9 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По смыслу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в его взаимосвязи с иными положениями статьи 8 данного Федерального закона право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, включенными по достижении 14-летнего возраста в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обратившимися по достижении возраста 18 лет с соответствующим письменным заявлением, но которые не были обеспечены жилым помещением до достижения возраста 23 лет. Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых этим Федеральным законом. По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имели лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивалось, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23- летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Таким образом, реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Т. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Т. - Т. на основании решения Сибайского городского суда Республики Башкортостан от "дата" лишена родительских прав в отношении ее детей, в том числе и Т., "дата" рождения.
Решением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от "дата" установлен факт признания А., умершим "дата", отцовство над детьми, в том числе и Т.
Как указано в справке "N" от "дата", Т. в период времени с "дата" по "дата" проживала в отделении социальный приют для детей и подростков в "данные изъяты".
Судом установлено, что с заявлением о постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, как не имеющая в собственности либо закрепленного за ней жилого помещения, и являющейся социальной сиротой, Т. впервые обратилась в Администрацию ГО г. Сибай РБ в "дата", а в последующем в "дата", "дата", в "дата".
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что Т. ранее обращалась с заявлением о постановке его на учет и включении в список граждан нуждающихся в жилых помещениях как ребенок-сирота, а также предоставлении ей жилого помещения.
Из положений частей 3, 4 статьи 49, части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а также Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23- летнего возраста.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требовании, суд обоснованно исходил из того, что по достижении возраста 23 лет Т. утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, соответственно, право на обеспечение жилым помещением, поскольку до достижения возраста 23 лет Т., либо образовательные учреждения в её интересах, с заявлением об обеспечении её жилым помещением в компетентный орган не обращались, доказательств уважительности причин, препятствовавших такому обращению, не представлено. К моменту первичного обращения в Администрацию ГО г. Сибай РБ в "дата", Т. достигла возраста 26 лет.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежащему применению к правоотношениям сторон.
Каких-либо препятствий в осуществлении прав истца на включение в список детей сирот со стороны государственных органов не установлено. Ответчик право истца не нарушал, такие доказательств суду не представлено, а потому право не подлежит восстановлению и судебной защите.
С учетом того, что до достижения возраста 23 лет Т. не обращалась в уполномоченный орган по вопросу предоставления ей жилого помещения, отсутствия уважительных причин пропуска срока на обращение с заявлением о постановке на учет, а также принимая во внимание, что на момент обращения с иском в суд истцу исполнилось 29 лет, судом первой инстанции обоснованно установлено отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не выяснялись обстоятельства её обращения до 18 лет в Администрацию ГО г. Сибай с просьбой о предоставлении жилья на льготных основаниях и причины отказа в принятии на учет, не исследовался факт обращения Профессионального лицея "N" с ходатайством о предоставлении её жилья, не состоятельны и не влекут отмену решения, поскольку каких-либо данных о её обращении и обращении лицея в Администрацию г. Сибай ни материалы гражданского дела, ни личное дело воспитанника "данные изъяты" Т., не содержат. Истцом такие доказательства не представлены.
В личном деле имеется лишь обращение директора приюта от "дата" к директору центра социально-психологической помощи при комитете по делам молодежи администрации г. Сибай об оказании помощи в дальнейшем жизнеустройстве бывшей воспитанницы Т., что нельзя расценить как обращение о постановке её на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, за Т. зарегистрировано право собственности на 1/4 долю в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес".
По утверждению истца, указанный дом является аварийным и непригодным для проживания.
Постановлением Администрации ГО г. Сибай РБ "N" от "дата" Т. признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Из письма Администрации ГО г. Сибай РБ от "дата" "N" следует, что Т. по состоянию на "дата" состоит в Едином списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма под порядковым "N", согласно поданному заявлению от "дата".
Порядок признания жилого дома аварийным осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Таким образом, при признании жилого дома непригодным для проживания, истец не лишена возможности реализовать жилищные права на иных основаниях.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 327, 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи Ф.Ф. Сафин
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.