Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием защитника лица, привлеченного к административной ответственности, - Ковиной Н.В., действующей на основании доверенности от 23 мая 2016 года,
представителя Территориального управления Федеральной службы финансового бюджетного надзора в Республике Марий Эл Боева О.Л., действующего на основании доверенности от 28 апреля 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по жалобе Габдул-Бариевой Г.Р. на постановление мирового судьи судебного участка N 12 Йошкар-Олинского судебного района от 28 апреля 2016 года, которым
Габдул-Бариева Г.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка "адрес", проживающая по адресу: "адрес", являющаяся министром финансов Республики Марий Эл, ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшаяся,
признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 12 Йошкар-Олинского судебного района от 28 апреля 2016 года Габдул-Бариева Г.Р. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением Габдул-Бариева Г.Р. обратилась в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, в которой просила указанное постановление отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указала, что Министерство финансов Республики Марий Эл направило на согласование в Министерство финансов Российской Федерации предлагаемое изменение в Закон о республиканском бюджете на 2015 год от 28 ноября 2014 года N письмом от 28 декабря 2015 года исх. N. В соответствии со статьями 31, 31.1 БК РФ, органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно осуществляют бюджетный процесс. Определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, не соответствующие БК РФ, являются недействительными. При таких условиях положения Правил и Соглашения, обязывающие согласовывать с Министерством финансов РФ внесение изменений в закон о региональном бюджете, не могут толковаться как устанавливающие запрет на такое внесение изменений без предварительного письменного согласия Минфина России, поскольку такое толкование противоречит вышеприведенным нормам БК РФ. Кроме того, при оценке нарушения иных условий предоставления бюджетного кредита (величина бюджета и размер общей долговой нагрузки) ею было заявлено, что эти действия были совершены в состоянии крайней необходимости. В соответствии со статьями 2.7, 24.5 КоАП РФ, действия лица, совершенные в состоянии крайней необходимости, не являются административным правонарушением, следовательно основания для возбуждения дела об административном правонарушении отсутствуют.
В судебное заседание Габдул-Бариева Г.Р., надлежаще извещенная не явилась, считаю возможным рассмотреть дело без ее участия.
Защитник Ковина Н.В. поддержала доводы жалобы, пояснила аналогично изложенному в жалобе.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансового бюджетного надзора в Республике Марий Эл Боев О.Л., полагает, что оснований для отмены постановления не имеется, постановление является законным и обоснованным.
Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, дополнительно предоставленные материалы - дело N, проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановлений, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ, нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки в Министерстве финансов Республики Марий Эл целевого использования бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета в 2015 году на частичное покрытие дефицита республиканского бюджета выявлены нарушения пункта 1 статьи 93.3 БК РФ, подпунктов Г, Е, и Ж пункта 4 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов на 2015 год, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2014 года N1567, подпунктов З, К и Л пункта 3.2 Соглашения от 23 сентября 2015 года N 01-01-06/06-138 о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Марий Эл.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ), Правилами предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2014 N 1567 (далее - Правила от 27.12.2014 N 1567) между Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Министерством финансов Республики Марий Эл (далее - Минфин Республики Марий Эл) в 2015 году заключено Соглашение от 23.09.2015 N о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Марий Эл в сумме 1 281 240 тыс. рублей.
На основании статьи 11 Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ, в соответствии с Соглашением от 23.09.2015 N Минфином России перечислен Минфину Республики Марий Эл по платежному поручению от 25.09.2015 N бюджетный кредит в сумме 1281240 тыс. рублей по коду источников финансирования дефицита бюджета N "Предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из федерального бюджета в валюте Российской Федерации" на расчетный счет N, открытый Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл в Отделении - НБ Республики Марий Эл г. Йошкар-Олы, для учета операций со средствами республиканского бюджета Республики Марий Эл, с отражением на лицевом счете администратора источников финансирования дефицита бюджета - Минфина Республики Марий Эл N, что подтверждено ведомостью кассовых поступлений в республиканский бюджет Республики Марий Эл (ф. 0531812) от 25.09.2015.
В соответствии с пунктом 4 Правил от 27.12.2014 N 1567, Соглашением от 23.09.2015 N предусмотрено принятие Минфином Республики Марий Эл обязательств для выполнения условий предоставления бюджетного кредита.
В соответствии с подпунктом Г пункта 4 Правил от 27.12.2014 N 1567, подпунктом З пункта 3.2 Соглашения от 23.09.2015 N Минфин Республики Марий Эл обязан обеспечить сохранение дефицита бюджета в 2015 году на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 01.01.2015, или в размере 12,3%.
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 статьи 93.3 Бюджетного кодекса РФ, подпункта Г пункта 4 Правил от 27.12.2014 N 1567, подпункта З пункта 3.2 Соглашения от 23.09.2015 N дефицит республиканского бюджета согласно Закону о республиканском бюджете на 2015 год от 28.11.2014 N (в ред. от 30.12.2015 N) утвержден в сумме 2472252,9 тыс. рублей или 19,1 % (2472252,9 / (24137488,2 (утвержденный общий объем доходов) - 11224102,5 (утвержденный объем безвозмездных поступлений)) при целевом показателе 12,3 %.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) на 01.01.2016 доходы республиканского бюджета Республики Марий Эл исполнены в сумме 23460098,2 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступления в сумме 11080197,8 тыс. рублей, расходы в сумме 25875776,1 тыс. рублей, результат исполнения бюджета (дефицит) составил 2415677,9 тыс. рублей, или 19,5 % (2415677,9 / (23460098,2 - 11080197,8)).
В соответствии с подпунктом Е пункта 4 Правил от 27.12.2014 N 1567, подпунктом К пункта 3.2 Соглашения от 23.09.2015 N, Минфин Республики Марий Эл обязан обеспечить долю общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл от суммы доходов бюджета субъекта без учета безвозмездных поступлений к 01.01.2016 в размере 96 %.
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 статьи 93.3 Бюджетного кодекса РФ, подпункта Е пункта 4 Правил от 27.12.2014 N 1567, подпункта К пункта 3.2 Соглашения от 23.09.2015 N, согласно Реестру государственных долговых обязательств Республики Марий Эл по состоянию на 01.01.2016, доля общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл за 2015 год составила 106 % от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений (объем государственного внутреннего долга 13131322 / (23460098,2 - 11080197,8)) при целевом показателе 96 %.
Согласно подпункту Ж пункта 4 Правил от 27.12.2014 N 1567, подпункту Л пункта 3.2 Соглашения от 23.09.2015 N Минфин Республики Марий Эл обязан согласовывать с Минфином России (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемые изменения в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Минфин Республики Марий Эл направил на согласование в Минфин России предполагаемое изменение в Закон о республиканском бюджете на 2015 год от 28.11.2014 N (письмо от 28.12.2015 N).
Документы Минфина России по обращению Минфина Республики Марий Эл от 28.12.2015 N, по вопросу согласования проекта Закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете на 2015 год, к проверке не представлены.
Таким образом, в нарушение п. 1 статьи 93.3 Бюджетного кодекса РФ, подпунктов Г, Е и Ж пункта 4 Правил от 27.12.2014 N 1567, подпунктов З, К и Л пункта 3.2 Соглашения от 23.09.2015 N Минфин Республики Марий Эл не выполнил условия, определенные Соглашением от 23.09.2015 N о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Марий Эл в сумме 1281240 тыс. рублей, а именно дефицит республиканского бюджета за 2015 год составил 19,1 % объема доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений по принятому бюджету и 19,5 % при исполнении бюджета Республики Марий Эл при целевом показателе 12,3 %; доля общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл к 1 января 2016 года составила 106 % объема доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений при целевом показателе 96 %, а также отсутствует согласование с Минфином России изменений в Закон Республики Марий Эл от 28.11.2014 N (в редакции от 30.12.2015 N) "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", предусматривающих увеличение дефицита бюджета Республики Марий Эл на 2015 год до 19,1 %.
Согласно норм статьи 11 БК РФ, Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 93.3 БК РФ, бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.
Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете.
В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами Г, Е и Ж пункта 4 Правил от 27.12.2014 N 1567, бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, предоставляется при условии принятия субъектом Российской Федерации следующих обязательств: сохранение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 2015 году на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 1 января 2015 г., - для субъектов Российской Федерации, у которых размер дефицита бюджета, утвержденный на 2015 год по состоянию на 1 января 2015 г., превышал 10 процентов суммы доходов субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений на 2015 год, обеспечение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 2015 году на уровне не более 10 процентов суммы доходов субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2015 год - для субъектов Российской Федерации, у которых размер дефицита бюджета, утвержденный на 2015 год по состоянию на 1 января 2015 г., не превышал 10 процентов суммы доходов субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений на 2015 год; поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к 1 января 2017 г. до уровня не более 70 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, к 1 января 2018 г. - до уровня не более 60 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2017 год и к 1 января 2019 г. - до уровня не более 50 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год; согласование с Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, мировой судья обоснованно пришла к выводу о том, что в действиях Габдул-Бариевой Г.Р. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ
.
В соответствие со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с Указом Главы Республики Марий Эл от 22 сентября 2015 года N Габдул-Бариева Г.Р. назначена Заместителем Председателя Правительства Республики Марий Эл, министром финансов Республики Марий Эл.
В соответствии с пунктом 12 Положения о Министерстве финансов Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 января 2008 г. N4 "Вопросы Министерства финансов Республики Марий Эл", министр финансов Республики Марий Эл осуществляет общее руководство деятельностью министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед министерством задач.
Факт совершения Габдул-Бариевой Г.Р. административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении N от 12 апреля 2016 года; соглашением N от 23 сентября 2015 года; платежным поручением N от 25 сентября 2015 года; отчетом о выполнении условий Соглашения; Законом Республики Марий Эл от 28 ноября 2014 года N-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"; Законом Республики Марий Эл от 28 ноября 2014 года N-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" с изменениями и дополнениями от 27 февраля, 17 июня, 25 сентября, 17. 30 декабря 2015 года; отчетом об исполнении бюджета; письмом Министерства финансов Республики Марий Эл N от 28 декабря 2015 года министру финансов РФ; постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 декабря 2015 года N "О перераспределении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл"; Указом Главы Республики Марий Эл от 22 сентября 2015 года N "О заместителе Председателя Правительства Республики Марий Эл, министре финансов Республики Марий Эл, Положением о Министерстве финансов Республики Марий Эл, Актом выездной проверки.
Доводы жалобы о том, что правонарушение совершено в состоянии крайней необходимости, были предметом рассмотрения мировым судьей и обоснованно опровергнуты. Оснований не согласиться с выводом мирового судьи у суда второй инстанции не имеется.
Обсужден вопрос и о возможном признании малозначительности совершенных заявителем правонарушений.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1-4.5 КоАП РФ).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае существенная угроза общественным отношениям выразилась в нарушении бюджетного законодательства и в пренебрежительном отношении к публичным правовым обязанностям.
Таким образом, не нахожу оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.
Поскольку доводы в жалобе направлены на переоценку обстоятельств, установленных при совершении административного правонарушения, они не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного постановления мирового судьи.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обжалуемое постановление вынесено с соблюдением статьи 4.1 КоАП РФ, является законным, обоснованным, вынесенным с соблюдением требований статей 29.1 - 29.11 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения и наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ, нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N 12 Йошкар-Олинского судебного района от 28 апреля 2016 года о признании министра финансов Республики Марий Эл Габдул-Бариевой Г.Р. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставить без изменения, жалобу Габдул-Бариевой Г.Р. - без удовлетворения.
Решение в законную силу вступает со дня вынесения.
Судья- Р.Я. Сабирьянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.