Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.Е.
при секретаре Шафиевой Э.И.
с участием прокурора Тулегенова Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-6/2016
по административному исковому заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Анкулова А. Ж. об оспаривании некоторых положений решения Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области четвертого созыва от 11 августа 2010 года N 70
установил:
Решением Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области от 11 августа 2010 года N70 утверждены базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования "Харабалинский район". Нормативный правовой акт опубликован в газете "Харабалинские вести" 26 августа 2010 года.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения" к указанному решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" базовая ставка арендной платы в год за пользование пастбищами составляет 0,85 процентов от кадастровой стоимости.
Административный истец Анкулов А.Ж., являющийся главой крестьянского фермерского хозяйства, обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня его принятия пункта 2 Приложения N 1 к решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11 августа 2010 года N70 по тем основаниям, что оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку принято в нарушение принципа экономической обоснованности. Указанная ставка определена без учета доходности земельных участков по виду разрешенного использования и превышает предельные ставки арендной платы, установленные для земель федеральной собственности на территории Астраханской области. Его права нарушаются тем, что орган местного самоуправления, не имея экономического обоснования, произвольно увеличил размер базовой ставки арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, в частности, за пользование пастбищами до 0, 85 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, тогда как он в силу договоров аренды от 10 сентября 2013 года является арендатором земель для сельскохозяйственного производства (выпас скота), в том числе пастбищ, до 09 сентября 2023 года (пункт 2.1 договора).
В судебное заседание административный истец Анкулов А.Ж. и заинтересованное лицо Акмешев Б.К. не явились, просили административный иск рассмотреть в их отсутствие, настаивали на его удовлетворении.
Представитель административного истца Второв В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права административного истца как сельхозпроизводителя, поскольку на основании принятых без экономического обоснования базовых ставок с него взыскиваются арендные платежи в завышенных размерах.
Представители административного ответчика Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области и заинтересованного лица администрации муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области" Лялин А.В. и Пересекин Д.К. возражали против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения представителей административного истца Второва В.А., административного ответчика Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области и заинтересованного лица администрации муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области Лялина А.В. и Пересекина Д.К., свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Астраханской области Тулегенова Г.С., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, судебные прения, Астраханский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований являются административными делами, подсудными областному суду.
Совет муниципального образования "Харабалинский район", в силу статьи 1 Устава муниципального образования, принятого 27 января 2010 года, - представительный орган местного самоуправления Харабалинского района Астраханской области.
Решение Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11 августа 2010 года N70 об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Харабалинский район" является нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования "Харабалинский район", которым установлены правовые нормы, общеобязательного постоянного характера, рассчитанные на многократное применение, и который опубликован в газете "Харабалинские вести" 26 августа 2010 года. Указанное решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Одним из принципов земельного законодательства, которые определены статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Статья 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Аналогичные правила относительно порядка определения размера арендной платы органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена установлены и статьей 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 марта 2015 года.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 и являются общеобязательными. К Основным принципам определения арендной платы при аренде государственных земельных участков отнесены в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Таким образом, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы граждан и субъектов хозяйственной деятельности.
Произвольное установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю без соответствующего экономического обоснования, подтвержденного объективными данными, нарушает права и законные интересы субъектов хозяйственной деятельности, противоречит принципам федерального законодательства, что следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года N 209-О, согласно которому экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога трактуется как анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.
Основываясь на принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Так, подпунктом "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, установлено, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,6 процента в отношении земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Постановлением Правительства Астраханской области от 29 июня 2015 года N 284-П "О Порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" ставка арендной платы за использование земельных участков для сельскохозяйственного использования (кроме занятых зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции) определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков, аналогичное регулирование осуществлялось за использование пастбищ на основании постановления Правительства Астраханской области от 01 февраля 2008 года N 26-П.
В Харабалинском муниципальном образовании Астраханской области базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Харабалинский район" установлены решением Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11 августа 2010 года N 70, а согласно пункту 2 Приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения" к указанному решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" базовая ставка арендной платы в год за пользование пастбищами составляет 0, 85 процентов от кадастровой стоимости земли.
В ходе судебного разбирательства из пояснений свидетелей - председателя Совета муниципального образования "Харабалинский район" Л., принимавшей участие как в работе комиссии по экономическому развитию, агропромышленному комплексу и природопользованию Совета муниципального образования "Харабалинский район" четвертого созыва, так и заседании Совета, при принятии оспариваемого решения, главы крестьянского фермерского хозяйства Л. начальника правового отдела администрации МО "Харабалинский район" Б. председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования "Харабалинский район" Е.., непосредственно готовившей материал к проекту решения Совета и окончательную его редакцию установлено, что изменение ставок арендной платы произведено без анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Каких либо доказательств, свидетельствующих о наличии экономического обоснования, судом не установлено. Напротив, в качестве обоснования повышения базовых ставок арендной платы указывалась необходимость пополнения бюджета, депутатам были представлены сведения о том, что существующие в Харабалинском районе ставки арендной платы ниже чем в Ахтубинском и Енотаевском районах области, а также размеры арендной платы за 2010 и 2011 годы, что также подтверждается и протоколами заседаний Совета, а также комиссий по экономическому развитию, агропромышленному комплексу и природопользованию Совета муниципального образования "Харабалинский район". Согласно протоколам, при принятии решения N 70 от 11 августа 2010 года экономическое обоснование установленных ставок арендной платы предметом обсуждения Совета не являлось.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования "Харабалинский район" экономического обоснования не готовилось и депутатам не представлялось, какой либо анализ характеристик земельных участков с учетом их местоположения, видов разрешенного использования, и иных факторов, влияющих на уровень их доходности, не проводился.
Проверяя соблюдение Советом МО "Харабалинский район" принципов при принятии оспариваемого решения, суд приходит к выводу о том, что какого-либо обоснования повышения размера базовой ставки арендной платы, административным ответчиком не приведено, доходность земельных участков рассматриваемого вида разрешенного использования не определялась. Ссылка административного ответчика на наличие экономического обоснования, полученного по инициативе председателя Совета муниципального образования "Харабалинский район" Л. у главы крестьянского фермерского хозяйства Л., не является допустимым и достаточным доказательством обоснованности принятого решения при определении арендной платы. Справки и расчеты главы крестьянского фермерского хозяйства Л. являющегося арендатором земель для сельскохозяйственного производства (выпас скота), не могут заменить необходимость проведения экономического обоснования в соответствии с анализом и оценкой экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.
Иных доказательств обоснованности и законности нормативного правового акта, а также правомерности установления базовой ставки именно в размере 0,85 процентов, сведений об определении доходности земельных участков, а также документов, содержащих расчет, которым руководствовался уполномоченный орган при установлении новых ставок не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что изменение ставок арендной платы произведено не исходя из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной на получение дополнительного дохода в бюджет муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области. При этом, увеличение ставок арендной платы исключительно в целях получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Кроме того, оспариваемые положения пункта 2 Приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения", определяющие базовую ставку арендной платы за пользование пастбищами в размере 0,85 процентов от кадастровой стоимости, допускают различный размер арендной платы за аналогичные земельные участки, находящиеся как в собственности Российской Федерации, так и в собственности Астраханской области.
Приведенные правовые нормы и установленные обстоятельства свидетельствуют о противоречии оспариваемого пункта 2 Приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения" к Решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" от 11 августа 2010 года N 70 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Харабалинский район" положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Правилам определения размера арендной платы, а также порядку, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 и подлежит признанию не действующим, как им не соответствующий.
Доводы административного ответчика о том, что оспариваемой нормой не нарушаются права административного истца, в связи с чем административный иск не может быть удовлетворен несостоятельны, поскольку административным ответчиком не учтено, что административный истец Анкулов А.Ж. и заинтересованное лицо Акмешев Б.К. возглавляют крестьянские фермерские хозяйства, являются арендаторами земель для сельскохозяйственного производства (выпаса скота), в настоящем административном деле административным истцом оспаривается не размер конкретной арендной платы за использование им земельного участка, а положение нормативного правового акта, которое нарушает его права и законные интересы как арендатора земельных участков, расположенных в Харабалинском районе, и осуществляющего использование соответствующих земель. Оспариваемое решение является нормативным правовым актом; установленный им порядок определения арендной платы подлежит применению при расчете арендной платы по всем договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Харабалинского района, применение оспариваемой ставки арендной платы приводит к тому, что при фактическом использовании земельных участков для одних и тех же видов деятельности, отнесенных при этом к одной категории земель и имеющих одинаковый вид разрешенного использования, различается, размер арендной платы, при этом орган местного самоуправления не вправе произвольно, без экономического обоснования определять размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности или в ведении МО "Харабалинский район".
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Оспариваемое по делу положение нормативного правового акта подлежит признанию не действующим с даты вступления решения суда по данному делу в законную силу, а не с момента его принятия, как просит в иске административный истец, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а также того обстоятельства, что оспариваемое положение применялось на территории Харабалинского района Астраханской области, на его основании реализовывались права граждан.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Анкулова А. Ж. удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 2 Приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения" к Решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области четвертого созыва от 11 августа 2010 года N70 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах МО "Харабалинский район".
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в районной газете "Харабалинские вести".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.