судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Ганнова В.В. к Сибирскому филиалу ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" об оспаривании решения постоянно действующей жилищной комиссии об исключении из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством "Федеральной целевой программы жилище" на 2011-2015 годы,
по апелляционным жалобам Ганнова В.В.
на заочное решение Октябрьского районного суда Красноярского края от 28 января 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Ганнова В.В. к Сибирскому филиалу ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" об оспаривании решения постоянно действующей жилищной комиссии об исключении из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, отказать в полном объеме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ганнов В.В. обратился в суд с иском к ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Сибирскому филиалу, в котором просил признать незаконным исключение истца и его семьи из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг., восстановить в указанном списке, обязать выдать жилищный сертификат в порядке, установленном законодательством.
Требования мотивированы тем, что прапорщик внутренней службы Ганнов В.В.в составе семьи из 4 человек состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг. 23.12.2013 года семье истца выдан жилищный сертификат на сумму "данные изъяты" для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края. В связи с тем, что реализовать сертификат не удалось по объективным причиннам, он был сдан. 27.11.2014 г. Ганнов В.В. с семьей исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по вышеуказанной подпрограмме по основанию - неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма с 26.03.2007 г." Данный отказ истец полагает незаконным как не соответствующий всем требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы.
Определением суда от 18.08.2015 года в качестве соответчика по настоящему делу привлечено ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах Ганнов В.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и права и неправильным определением фактических обстоятельств дела. Указывает на то, что он отвечает всем требованиям для получения социальной выплаты, в связи с чем факт неправомерных действий должностных лиц, ранее принявших решение о принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, не имеет правового значения и не может служить основанием для отказа в выдаче жилищного сертификата.
В судебное заседание Ганнов В.В., представитель ответчика - Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МСЧ России", ФГКУ "Специальное управление ФПС N3 МСЧ России, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Ганнова В.В. - Ганнову Н.И. (доверенность от 26.05.2015 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлено, что определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации, предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только получением жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
По поручению Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 г. принято Постановление N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", которым утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102 Программе придан статус президентской.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со Службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п. 1).
Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
На момент обращения истца в суд с настоящим иском реализовалась федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, 21 марта 2006 г. приняло Постановление N 153 (в редакции от 13.10.2012 N 1042) утвердило "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 год.
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 и Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. N 1095, принятого во исполнение данного Указа, такая форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем, как предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, распространена не на всех сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а только на увольняемых и уволенных со службы из учреждений, содержащихся за счет средств федерального бюджета.Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с положениями части 3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что "данные изъяты" Ганнов В.В. и его семья (жена и две дочери истца) поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении 26.03.2007 г., что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии ГУ "Специальное Управление ФПС N 57 МЧС России" от указанной даты.
Согласно протокола заседания жилищной комиссии ГУ "Специальное Управление ФПС N 57 МЧС России" от 14.07.2010 г. Ганнов В.В. и его семья сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку поставлены на учет после 01.03.2005 года.
Решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 16 марта 2011 года решение жилищной комиссии признано незаконным, на ГУ "Специальное управление противопожарной службы N57 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Ганнов В.В. восстановлен в списке лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 26 марта 2007 года.
23.12.2013 года Ганнову В.В. был выдан жилищный сертификат на сумму "данные изъяты" который истцом не был реализован и сдан.
Решением ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Сибирский Филиал от 27 ноября 2014 года Ганнов В.В. исключен из списков лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма с 26.03.2007 года, так как принятие граждан на учет после 01.03.2005 года осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом Российской Федерации от 29 12.2004 года, то есть в органах местного самоуправления.
Суд, с учетом системного толкования указанных выше нормативных актов, пришел к правильному выводу о том, что право на получение государственного жилищного сертификата имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которые отвечают одновременно нескольким требованиям: указанные лица признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, увольняются со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более, Государственная противопожарная служба содержалась за счет средств федерального бюджета.
В связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 года N189-ФЗ.
Согласно ст.5 названного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Статья 6 указанного Закона устанавливает следующий порядок нахождения на учете граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений: граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. После 1 марта 2005 года принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании п.1 ст.51 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 52 ЖК РФ, вступившим в законную силу 1 марта 2005 года, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Таким образом, органом местного самоуправления ведется учет не только малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, но и иных категорий граждан, в том числе нуждающихся в предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Кроме того, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору соцнайма гражданина, подавшего заявление не по месту жительства, после 1 марта 2005 года необходимы основания, которые установлены соответствующими законами.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.03.2010 года N179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов исполнительной власти не отнесены функции по принятию на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 года N868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны ... , Приказом МЧС РФ от 01.10.2004 года N458 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны ... ", к полномочиям МСЧ, территориального органа не отнесены полномочия по принятию сотрудников на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на указанные органы возложены лишь полномочия по принятию на учет в системе МСЧ России сотрудников, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Учитывая, что Ганнов В.В. до 1 марта 2005 года с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий к ответчику не обращался, в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями ст.51 ЖК РФ не признан, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец не отвечает требованиям, предъявляемым к гражданам, которые могут участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в связи с чем он исключен из числа участников программы на законных основаниях.
Доводы апелляционной жалобы Ганнова В.В., направленные на оспаривание выводов суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, судебной коллегией во внимание не принимаются, так как отсутствуют основания для иной оценки обстоятельств настоящего спора. Ссылка истца на решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 16 марта 2011 года, которым признано право истца на участие у казанной программе, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, так как указанное решение было исполнено, истцу был выдан жилищный сертификат, который был последним не реализован.
Другие доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 28 января 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ганнова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.