Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Елисеевой А.Л.
судей Кучеровой С.М., Деева А.В.,
при секретаре Бацунине Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гюнтер Д.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 05 октября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Гюнтер Д.А. удовлетворить.
Признать за Гюнтер Д.А., "дата" года рождения, уроженца "адрес", право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, общей площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, расположенную по адресу: "адрес"".
Заслушав доклад судьи Кучеровой С.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гюнтер Д. А. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, общей площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, расположенную по адресу: "адрес".
Требования мотивированы тем, что в период времени с августа 1986 года по февраль 2002 года истец проходил военную службу в вооруженных силах РФ. На основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части N от "дата" истцу и членам его семьи в составе "данные изъяты" человек была выделена квартира N в "адрес", фактически они были зарегистрированы в указанном жилом помещении с 26.12.1995 г. и проживают по данному адресу до настоящего времени. При обращении с заявлением о приватизации данной квартиры истцу было отказано по причине того, что он проживает в служебном жилье. Военный городок, в котором находится указанное жилое помещение, ранее был отнесен к числу закрытых военных городков, но в настоящее время таковым не является. Квартира не является служебной, в приватизации он никогда ранее не участвовал, в связи с чем, полагает, что имеет право на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Члены его семьи - супруга и дочь отказались от участия в приватизации квартиры.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" просит решение отменить, считая его принятым с нарушением норм материального права. В обоснование доводов ссылается на то, что признавая за истцом право пользования жилым помещением на условиях социального найма, судом первой инстанции не исследованы следующие обстоятельства: вставал ли истец на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений на условиях социального найма; предоставлялось ли спорное жилое помещением ему в порядке очередности и в связи с его нуждаемостью. Достоверных сведений о том, что истец был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, и вышеуказанная квартира предоставлена ему в установленном законом порядке согласно очередности в связи с нуждаемостью, истцом представлено не было. О том, что спорное жилое помещение является служебным, истцу было известно с момента его предоставления, поскольку в выписке из протокола заседания жилищной комиссии указано, что квартира, расположенная по адресу: "адрес", является служебной. Указанный протокол истцом не оспорен. Тот факт, что судом ранее было отказано в удовлетворении требований о выселении истца из спорного жилого помещения, не является основанием для признания за ним возможности приватизировать указанное жилое помещение. Приобретение права собственности в порядке приватизации на служебное жилое помещение законом прямо запрещено в силу особенности правового режима жилья указанной категории.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч.1 ст. 327.1, обсудив доводы апелляционной жалобы, и, считая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся и не сообщивших о причинах неявки, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гюнтер Д. А. проживает и зарегистрирован в квартире по адресу: "адрес", с 1995 года, что подтверждается выпиской из домовой книги, финансово-лицевым счетом, справкой о составе семьи и копией паспорта истца. Его вселение в квартиру осуществлено в связи с прохождением военной службы в вооруженных силах Российской Федерации, на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части "адрес" от "дата", в соответствии с которым данная квартира была предоставлена ему на состав семьи из трёх человек, в том числе на него, супругу Гюнтер С. А. и дочь Гюнтер А. Д., 1993 года рождения.
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. N 752-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности был включен военный городок N1 в г. Енисейске.
Согласно Постановления администрации г. Енисейска Красноярского края от "дата" N-п, дом N, расположенный в "адрес" признан служебным.
В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и проживают истец совместно с супругой Гюнтер С. А. и дочерью Гюнтер А. Д., что подтверждается выпиской из домовой книги, финансово-лицевым счетом и справкой о составе семьи.
Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. N 487-р внесены изменения в раздел "Вооруженные силы РФ" Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной безопасности, подраздел "Красноярский край", в том числе и военный городок N1, из Перечня исключен.
В деле имеются нотариально удостоверенные заявления-согласия Гюнтер С. А. и Гюнтер А. Д. на приватизацию истцом спорной квартиры, в которых от участия в приватизации они отказались.
Разрешая заявленные требования Гюнтер Д.А. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд первой инстанции исходил из того, что в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", истец совместно с супругой и дочерью вселился в 1996 году на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части N, данная квартира относится к государственному жилищному фонду, но не относится к специализированному жилищному фонду, имеет статус жилого помещения занимаемого Гюнтер Д.А. на условиях социального найма, и не находится в доме, расположенном в закрытом военном городке, в связи с чем пришел к выводу о том, что Гюнтер Д.А. приобрел право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, исходя из того, что статус спорного жилого помещения изменен в силу закона, истец проживает в указанном жилом помещении, несет расходы по его содержанию, а потому имеют право на передачу данного жилого помещения им в собственность в порядке приватизации.
Однако с такими выводами Судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу, служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, возражавшего против передачи квартиры в собственность истцу.
Определяя статус спорного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец занимает жилое помещение на условиях социального найма и, как следствие, имеет право на его приватизацию.
Между тем данный вывод суда первой инстанции не основан на нормах закона в силу следующего.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.
Между тем в деле такое решение об обеспечении Гюнтер Д.А. жилым помещением, как лицо, состоящее на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (статья 104 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа названных выше норм права признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. В связи с этим ссылка суда на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о присвоении спорной квартире статуса служебного на момент ее предоставления Гюнтер Д.А., в связи с чем истец имеет право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма и на его приватизацию, является необоснованной.
Так, из представленной в материалы дела выписки протокола заседания жилищной комиссии N от "дата" (л.д. 15) следует, что представленная Гюнтеру Д.А. спорная квартира является служебной.
Постановлением администрации г. Енисейска Красноярского края от "дата" N-п, жилые дома N, расположенные в "адрес" признаны служебными.
Решение о включении спорной квартиры в состав служебных жилых помещений в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания за Гюнтер Д.А. права пользования квартирой на условиях социального найма и права собственности на спорное жилое помещение на основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Поскольку по делу установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения и отсутствие согласия Министерства обороны Российской Федерации на передачу в собственность данной квартиры в порядке статей 2 и 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит отмене по п.п. 3,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 05 октября 2015 года отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Гюнтер Д.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации по адресу: "адрес", отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.