Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Власенко И.Г.
судей Ильиных Е.А., Дышлового И.В.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махневой ФИО10 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ " ... ", ФГКУ " ... " Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации по апелляционной жалобе представителя ФГКУ " ... " на решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично: за Махневой ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой села "адрес", признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации". С Министерства обороны Российской Федерации в пользу Махневой ФИО14 взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей. С ФГКУ " ... " в пользу Махневой ФИО15 взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей. В остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Ильиных Е.А., судебная коллегия
установила:
Махнева Т.А. обратилась в суд с названным исковым заявлением о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав в обоснование требований, что согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ и договора найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ ей в бессрочное владение и пользование предоставлена квартира по адресу: "адрес". Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р военный городок ... , в котором располагается спорная квартира, в перечень закрытых не включен. Данное жилое помещение принадлежит Министерству обороны РФ и находится на территории военного городка в селе "адрес". В указанной квартире она зарегистрирована и постоянно проживает, несет расходы по содержанию жилья. Спорная квартира в число служебных не включена. На ее обращения к ответчику с заявлением о заключении договора бесплатной передачи квартиры в собственность, получила отказ со ссылкой на отсутствие у Министерства обороны РФ полномочий по передаче жилищного фонда в собственность граждан, где так же было указано, что признание права собственности возможно в порядке гражданского судопроизводства. Поскольку она ранее в приватизации участия не принимала, иного жилого помещения не имеет, полагает, что имеет право на передачу спорной квартиры в собственность в порядке приватизации. Просила признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в порядке приватизации; взыскать с ответчиков в ее пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Махневой Т.А. - Пензина Е.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ " ... ", ФГКУ " ... ", представивших письменные возражения, из содержания которых следует, что спорное жилое помещение имеет статус служебного, находилось в закрытом военном городке, что исключает его приватизацию.
Судом постановлено указанное выше решение о частичном удовлетворении исковых требований, с которым не согласилось ФГКУ " ... ", представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ начальником Покровской КЭЧ Махневу В.И. был выдан ордер N б/н на право занятия "адрес" на состав семьи 4 человека.
В соответствии со свидетельством о смерти II-ВС N Махнев В.И умер ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ранее выданного ордера N б/н от ДД.ММ.ГГГГ между начальником Покровской КЭЧ и Махневой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма жилого помещения N, в соответствии с которым Махневой Т.А. в бессрочное владение и пользование было предоставлено изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из 3-х комнат в 3-комнатной квартире общей площадью 51,48 кв м по адресу: "адрес" для проживания в нем.
Согласно сведениям Галенкинского сельского поселения "адрес" объектом муниципальной собственности поселения не является, в реестре муниципальной собственности не значится.
В материалах дела имеются сведения о том, что ранее истец в приватизации жилья не участвовала, недвижимости в собственности не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ Махнева Т.А. обратилась в Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное ... ", ФГКУ " ... " с заявлением об оформлении документов для приватизации спорного жилого помещения.
Согласно ответу ФГКУ " ... " N от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по указанному адресу является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за Учреждением. Также указано, что ни Учреждение, ни Министерство обороны РФ не наделены полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации и на заключение договоров приватизации, данное решение может быть принято в рамках гражданского судопроизводства.
В соответствии ответом ФГКУ " ... " "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, балансодержателем недвижимого имущества Министерства обороны РФ является территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Учреждение не наделено полномочиями по совершению сделок с недвижимым имуществом.
Между тем, судом установлено, что выданный Махневу В.И. ордер N б/н от ДД.ММ.ГГГГ сведений о служебном статусе предоставляемого жилого помещения не содержал. В специализированный жилищный фонд занимаемая истцом квартира также не включалась, о чем свидетельствует Распоряжение Территориального управления Росимущества по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р (л.д. 111-116), а также Распоряжение Территориального управления Росимущества по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Росимущества по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р" (л.д. 118-121).
При этом, сведений о том, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилому помещению, имеющему статус служебного, не содержит и договор найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ N-р от ДД.ММ.ГГГГ военный городок Nж ( "адрес") был исключен из перечня закрытых военных городков.
Положениями статьи 101 ЖК РСФСР, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений по предоставлению жилого помещения, установлено, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно статье 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
Согласно статье 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.
Положениями части 2 статьи 92 ЖК РФ установлено, что принадлежность жилого помещения к специализированному жилищному фонду определяется не его жилищно-бытовыми характеристиками, а на основании решения соответствующего государственного или муниципального органа в установленном законом порядке об отнесении такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений.
Исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Аналогичные положения предусмотрены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с пунктами 12, 15 которых включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Между тем, как правомерно установлено судом первой инстанции, достаточных и допустимых доказательств того, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" в установленном законом порядке уполномоченным органом было отнесено к числу специализированных жилых помещений, имеющих статус служебного, в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ представителями ответчиков не представлено. Ни на ордере, ни в договоре найма жилого помещения нет указания на отнесение предоставляемого жилого помещения к разряду служебных. Доказательств того, что в настоящее время спорная квартира сохраняет статус служебного жилого помещения также не представлено.
Согласно статье 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 4 названного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 6 закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
При этом, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Поскольку занимаемое истцом жилое помещение служебным не является, в закрытом военном городке не находится, право на однократную бесплатную приватизацию жилья истица не использовала, иных предусмотренных статьей 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" оснований для отказа в приватизации не имелось, то при непринятии соответствующего решения собственником жилья по заявлению нанимателя суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для признания за истцом права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
При этом, доводы жалобы, что ФГКУ " ... не наделено полномочиями для решения вопроса о передаче жилых помещений в собственность граждан, поскольку принятие такого решения относится к компетенции Министерства обороны РФ, не влекут за собой отмену постановленного по делу решения.
Из представленного ответа Министерства обороны РФ следует, что механизм передачи жилых помещений в собственность граждан до передачи жилого помещения в собственность муниципальных образований отсутствует, в связи с чем право на приватизацию может быть реализовано в порядке гражданского судопроизводства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия исходит из того, что в ходе рассмотрения дела суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено, в связи с чем основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.