Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Терентьевой А.А.
с участием прокурора областной прокуратуры Бакина И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 21 июня 2016 года административное дело по административному исковому заявлению ООО "РОСА" о признании недействующими приложений NN 5, 6 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 ноября 2015 года N 69-в/21 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск",
установил:
постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 ноября 2015 года N 69-в/21 установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск", согласно приложению N 5; тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск", согласно приложению N 6.
Указанные тарифы установлены на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года (пункт 3).
Согласно приложению N 5 к данному постановлению тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск", составляют: для населения на период с 01 января по 30 июня 2016 года 25,45 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года - 26,64 руб./куб.м; для потребителей, приравненных к населению, на период с 01 января по 30 июня 2016 года 21,57 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года -22,58 руб./куб.м; для прочих потребителей на период с 01 января по 30 июня 2016 года 38,76 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года - 40,57 руб./куб.м.
Тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск", в соответствии с приложением N 6 к постановлению составляют: для населения на период с 01 января по 30 июня 2016 года 23,32 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года - 24,41 руб./куб.м; для потребителей, приравненных к населению, на период с 01 января по 30 июня 2016 года 19,76 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года - 20,69 руб./куб.м; для прочих потребителей на период с 01 января по 30 июня 2016 года 26,12 руб./куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2016 года - 27,36 руб./куб.м.
Текст постановления с приложениями официально опубликован 09 декабря 2015 года на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru и официальном сайте агентства по тарифам и ценам Архангельской области tarif29.ru.
Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, на момент рассмотрения дела является действующим.
Общество с ограниченной ответственностью "РОСА" (далее - ООО "РОСА") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приложений NN 5, 6 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 ноября 2015 года N 69-в/21 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск".
В обоснование исковых требований указано, что оспариваемое постановление в части установления тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Агентством допущено нарушение принципов государственного регулирования тарифов, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в особенности принципа экономической обоснованности тарифа. Для установления тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению ООО "РОСА" в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации были представлены сведения об экономически обоснованных расходах в связи с осуществлением данной деятельности и расчеты экономически обоснованных тарифов. Однако, агентством по тарифам и ценам Архангельской области представленные сведения и расчеты, предложения о необходимости учета экономически обоснованных затрат приняты не в полном объеме, что повлекло неоправданное несение ООО "РОСА" имущественных потерь (убытков). Агентством не были учтены в полном объеме необходимая валовая выручка регулируемой организации, производственные расходы, ремонтные расходы, административные расходы, сбытовые расходы и расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Ханян В.В. исковые требования уточнил, указав, что ООО "РОСА" не согласно с невключением агентством по тарифам и ценам Архангельской области в тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и в тарифы на услуги водоотведения в полном объеме расходов по арендной плате, расходов на приобретение реагентов и расходов на приобретаемую электрическую энергию (мощность).
В судебном заседании представитель административного истца Ханян В.В. уточненные исковые требования поддержал. Пояснил, что при расчете необходимой валовой выручки и утверждении тарифов Агентство необоснованно не учло расходы общества на реагенты и электроэнергию, исходя из фактического уровня потерь воды, а также расходы по аренде имущества ООО "данные изъяты", исходя из размера арендной платы, предусмотренной договором аренды.
В судебном заседании представитель административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области Главацкая А.Н. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения расходы на арендную плату приняты органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей. Расходы на реагенты и электроэнергию приняты Агентством исходя из уровня потерь воды, установленного для ООО "данные изъяты" в размере 26 %, поскольку данное общество в 2015 году оказывало услуги водоснабжения и водоотведения с использованием тех же объектов водопроводно-канализационного хозяйства, что и ООО "РОСА". Истец за установлением уровня потерь в Министерство ТЭК и ЖКХ до установления тарифов не обращался.
Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, специалистов Славиной Е.Б. и Кузнецовой Т.Ю., исследовав письменные материалы дела и материалы тарифного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении исковых требований, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5, пункта 1 части 2, пункта 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тариф на водоотведение подлежат регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Архангельской области таким органом в силу подпункта 26 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 214-пп, является названное агентство.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
На основании пунктов 4, 5, 6 части 2 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 32 данного Федерального закона расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом экономически обоснованных расходов (затрат); методом индексации; методом доходности инвестированного капитала; методом сравнения аналогов (часть 1).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. По решению Правительства Российской Федерации переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также утверждение долгосрочных параметров регулирования тарифов осуществляются органом регулирования тарифов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (часть 3).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных тарифов не менее чем три года либо на срок до окончания действия договора аренды, концессионного соглашения или соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, если такой срок составляет менее чем пять лет) долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 11).
При установлении тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации: на долгосрочный период регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, которые определены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или предусмотрены договором аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов. Тарифы при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов устанавливаются в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 12).
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).
Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 Основ ценообразования).
В силу подпункта "б" пункта 16 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
На основании пунктов 24, 26 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
При определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.
В соответствии с пунктом 12 Правил установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 13 правил).
В пункте 17 Правил приведен исчерпывающий перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов.
В силу пункта 25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 Правил).
Таким образом, в расчет тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на услуги водоотведения подлежат включению экономически обоснованные расходы регулируемой организации, подтвержденные документально.
Как следует из материалов дела, ООО "РОСА" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск".
30 октября 2015 года ООО "РОСА" обратилось в агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлениями об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифов на услуги водоотведения на 2016-2018 годы, к которым приложены расчет тарифа на питьевую воду для потребителей на территории Северного округа МО "Город Архангельск" на "данные изъяты" л., расчет тарифа на водоотведение для потребителей на территории Северного округа МО "Город Архангельск" на "данные изъяты" л., копии правоустанавливающих документов на "данные изъяты" л.
В качестве метода регулирования тарифов организацией был предложен метод индексации. Организация предложила установить для потребителей тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) с 01 января 2016 года в размере 38,76 руб./куб.м., с 01 июля 2016 года - 159,86 руб./куб.м.; тариф на услуги водоотведения с 01 января 2016 года в размере 26,12 руб./куб.м., с 01 июля 2016 года - 129,48 руб./куб.м. Величина необходимой валовой выручки на 2016 год заявлена обществом в размере "данные изъяты" тыс.руб. (в сфере водоснабжения (питьевая вода)) и в размере "данные изъяты" тыс.руб. (в сфере водоотведения).
Распоряжением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 06 ноября 2015 года N открыто дело об установлении на 2016-2018 годы тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск". Дело открыто по инициативе агентства по тарифам и ценам Архангельской области в связи с непредставлением ООО "РОСА" документов, предусмотренных подпунктами "з" (кроме расчета объема оказываемых услуг), "л" (кроме положения о закупках), "м" и "о" пункта 17 Правил. Уполномоченным по делу назначена заместитель начальника отдела регулирования в газовой отрасли и коммунальном комплексе агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО1. В качестве метода регулирования тарифов выбран метод индексации.
Распоряжением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 06 ноября 2015 года N открыто дело об установлении на 2016-2018 годы тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск". Дело открыто по инициативе агентства по тарифам и ценам Архангельской области в связи с непредставлением ООО "РОСА" документов, предусмотренных подпунктами "л" (кроме положения о закупках), "м" и "о" пункта 17 Правил. Уполномоченным по делу назначена заместитель начальника отдела регулирования в газовой отрасли и коммунальном комплексе агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО1. В качестве метода регулирования тарифов выбран метод индексации.
В направленном агентством по тарифам и ценам Архангельской области уведомлении от 09 ноября 2015 года N ООО "РОСА" предложено в срок до 18 ноября 2015 года представить: расчеты объема воды на технологические нужды и потерь воды при транспортировке с обоснованиями; копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок, план закупок на регулируемый период); копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, или реестр таких договоров с указанием сведений о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору; копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива, выполнении работ (оказание услуг) сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, услуг по очистке сточных вод сторонними организациями. Также ООО "РОСА" предложено представить копию постановления министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области об утверждении показателей надежности, качества и энергоэффективности на 2016-2018 годы.
20 ноября 2015 года в агентство по тарифам и ценам Архангельской области ООО "РОСА" были представлены дополнительные материалы для установления тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы, а именно: расчет тарифа на питьевую воду для потребителей на территории Северного округа МО "Город Архангельск" на "данные изъяты" л., расчет тарифа на водоотведение для потребителей на территории Северного округа МО "Город Архангельск" на "данные изъяты" л., дополнительные материалы к расчетам на "данные изъяты" л.
Расчет оспариваемых тарифов произведен агентством по тарифам и ценам Архангельской области на основании анализа представленных ООО "РОСА" расчетов, документов и материалов, а также документов, дополнительно запрошенных и представленных обществом в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов.
24 ноября 2015 года в соответствии с требованиями Правил заместителем начальника отдела регулирования в газовой отрасли и коммунальном комплексе агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО1 подготовлено экспертное заключение по расчету тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ООО "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск" на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, согласно которому расходы по арендной плате, расходы на приобретение реагентов и на приобретаемую электрическую энергию (мощность), которые ООО "РОСА" предлагало включить в расчет тарифов, включены не в полном объеме.
27 ноября 2015 года состоялось заседание коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области, в том числе по вопросу утверждения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ООО "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск".
Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в протоколе заседания коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 ноября 2015 года N.
Как следует из данного протокола заседания коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области, по результатам анализа представленных ООО "РОСА" документов, с учетом подготовленного экспертного заключения, заявленная организацией величина необходимой валовой выручки на 2016 год была скорректирована экспертом до "данные изъяты" тыс.руб. в сфере водоснабжения (питьевая вода) и до "данные изъяты" тыс.руб. в сфере водоотведения.
Проанализировав представленные ООО "РОСА" документы, суд приходит к выводу о том, что корректировка необходимой валовой выручки в сторону уменьшения произошла в результате отсутствия экономической обоснованности ряда заявленных расходов.
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
К расходам по статье "Арендная плата" ООО "РОСА" отнесены расходы на аренду объектов водопроводно-канализационного хозяйства по заключенному с муниципальным образованием "Город Архангельск" договору аренды N от 28 августа 2015 года (водоснабжение - "данные изъяты" тыс.руб., водоотведение - "данные изъяты" тыс.руб.) и по заключенному с ООО "данные изъяты" договору N аренды имущества от 31 марта 2015 года (водоснабжение - "данные изъяты" тыс.руб., водоотведение - "данные изъяты" тыс.руб.).
Органом регулирования тарифов расходы по указанной статье включены в расчет тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в размере "данные изъяты" тыс.руб. ( "данные изъяты" тыс.руб. по договору с муниципальным образованием "Город Архангельск", "данные изъяты" тыс.руб. по договору с ООО "данные изъяты") исходя из расходов на амортизацию ( "данные изъяты" тыс.руб. в отношении переданных муниципальным образованием "Город Архангельск" объектов, "данные изъяты" тыс.руб. в отношении переданных ООО "данные изъяты" объектов), налога на землю ( "данные изъяты" тыс.руб. в отношении объектов, переданных ООО "данные изъяты") и с учетом налога на добавленную стоимость ( "данные изъяты" тыс.руб. в отношении объектов, переданных муниципальным образованием "Город Архангельск").
В расчет тарифа на услуги водоотведения органом регулирования тарифов включены расходы по указанной статье в размере "данные изъяты" тыс.руб. ( "данные изъяты" тыс.руб. по договору с муниципальным образованием "Город Архангельск", "данные изъяты" тыс.руб. по договору с ООО "данные изъяты") исходя из расходов на амортизацию ( "данные изъяты" тыс.руб. в отношении переданных муниципальным образованием "Город Архангельск" объектов, "данные изъяты" тыс.руб. в отношении переданных ООО "данные изъяты" объектов), налога на землю ( "данные изъяты" тыс.руб. в отношении объектов, переданных ООО "данные изъяты") и с учетом налога на добавленную стоимость ( "данные изъяты" тыс.руб. в отношении объектов, переданных муниципальным образованием "Город Архангельск").
Расчет экономически обоснованного размера арендной платы приведен в Приложении 2.3.1 к экспертному заключению от 24 ноября 2015 года и соответствует пункту 44 Основ ценообразования.
Доказательств экономической необоснованности принятых органом регулирования тарифов расходов на арендную плату истцом суду не представлено.
Доводы представителя истца о том, что в необходимую валовую выручку должны быть включены фактические расходы общества на аренду имущества ООО "данные изъяты", которые значительно превышают учтенные Агентством, являются необоснованными, поскольку противоречат положениям пункта 44 Основ ценообразования.
На основании пункта 50 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
ООО "РОСА" на 2016 год были заявлены расходы по статье "Реагенты" в размере "данные изъяты" тыс.руб.
В подтверждение данных расходов ООО "РОСА" представлены заключенный 01 октября 2015 года с ООО "данные изъяты" договор N на поставку алюминия сернокислого технического (водный раствор), заключенный 20 октября 2015 года с ОАО "данные изъяты" договор поставки гипохлорита натрия N, заключенный 01 марта 2015 года между ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты" договор N на поставку, в том числе химических реактивов, а также расчет расходов.
Орган регулирования тарифов уменьшил данные расходы до "данные изъяты" тыс.руб. в связи с корректировкой объема потерь воды и, соответственно, объема поднимаемой воды.
Суд находит данную корректировку правомерной и обоснованной исходя из следующего.
Согласно пункту 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.
В случае если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.
В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Судом установлено, что ООО "РОСА" владеет на праве аренды, как муниципальным имуществом, так и имуществом, собственником которого является ООО "данные изъяты". Договор аренды муниципального имущества заключен на основании конкурса, но в качестве критериев конкурса не был предусмотрен уровень потерь воды.
В 2015 году эксплуатацию переданных ООО "РОСА" объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения и осуществление деятельности на указанных объектах осуществляло ООО "данные изъяты".
Постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 19.01.2015 N 2-п утверждены плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых ООО "данные изъяты" МО "Город Архангельск", на 2015 год, согласно которому величина доли потерь воды в централизованных системах водоснабжения при ее транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть, установлена на уровне 26 %.
В соответствии с пунктом 15 Правил в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Затраты по статье "Реагенты" определены органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования с учетом экономически обоснованных объемов потребления и действующих цен на них, расчет затрат приведен в Приложении 2.1.1 к экспертному заключению от 24 ноября 2015 года.
Орган регулирования рассчитал объем потребления реагентов исходя из уровня потерь воды в размере 26 % в соответствии с постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 19.01.2015 N 2-п в связи с тем, что ООО "РОСА" к заявлению об установлении тарифов не были приложены документы, подтверждающие утверждение в установленном порядке уровня потерь воды для данного общества.
При таких обстоятельствах вывод Агентства об экономической необоснованности заявленных ООО "РОСА" расходов по статье "Реагенты" в размере "данные изъяты" тыс.руб. суд находит правомерным.
Также в связи с экономической необоснованностью уменьшены расходы общества по статье "Расходы на приобретаемую электрическую энергию".
На основании пункта 48 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.
В пункте 20 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э, указано, что объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.
В соответствии с постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 19.01.2015 N 2-п удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть, составляет 0,753 кВт*ч/куб.м.; удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой питьевой воды составляет 0,085 кВт*ч/куб.м.
Как следует из материалов дела, по статье "Расходы на приобретаемую электрическую энергию" ООО "РОСА" заявило расходы на покупку электрической энергии (мощности) по заключенному с ОАО "данные изъяты" договору N от 15 марта 2016 года в размере "данные изъяты" тыс.руб., из которых органом регулирования тарифов исходя из объемов поднимаемой и транспортируемой воды (скорректированных с учетом потерь - 26 %), показателей удельного расхода электрической энергии на подъем и транспортировку воды, а также тарифов на электрическую энергию, прогнозируемых агентством на 2016 год, приняты "данные изъяты" тыс.руб.
Соответственно, затраты на электрическую энергию определены агентством по тарифам и ценам Архангельской области исходя из расхода электрической энергии и ее плановой цены согласно пункту 48 Основ ценообразования и пункту 20 Методических указаний. Расчет затрат приведен в Приложении 2.1.2 к экспертному заключению от 24 ноября 2015 года.
Доказательств экономической необоснованности принятых органом регулирования тарифов расходов на электрическую энергию истцом суду также не представлено.
Доводы представителя истца и специалиста Славиной Е.Б. о том, что затраты по статьям "Реагенты" и "Расходы на приобретаемую электрическую энергию" должны быть учтены в полном объеме исходя из фактического уровня потерь воды в 55 %, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат пункту 48 Основ ценообразования и пункту 20 Методических указаний. Кроме того, до установления оспариваемых тарифов ООО "РОСА" в Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области за установлением для общества плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в том числе уровня потерь воды, не обращалось.
Как следует из материалов дела, с заявлением в Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области об установлении уровня потерь ООО "РОСА" обратилось только 16 июня 2016 года.
Экономическая обоснованность тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения на 2016 год подтверждается документами, имеющимися в распоряжении суда, в том числе экспертным заключением от 24 ноября 2015 года, содержащим основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных ООО "РОСА", в полном объеме.
Необходимая валовая выручка, а также тарифы на 2017-2018 годы утверждены Агентством с применением индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период. Правильность применения данных индексов административным истцом не оспаривается и сомнений у суда не вызывает.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, процедура установления тарифов Агентством соблюдена, оспариваемые положения постановления не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы истца.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ООО "РОСА" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ООО "РОСА" о признании недействующими приложений NN 5, 6 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 ноября 2015 года N 69-в/21 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск" - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.