Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Калашниковой О.Н. и Чудиновой Т.М.,
при секретаре Назаренко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугровой Н.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Коростелевой С.В. на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 22 марта 2016 года
по делу по иску Коростелевой С.В. к Управлению городского развития Киселевского городского округа о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛА:
Коростелева С.В. обратилась в суд с иском к Управлению городского развития Киселевского городского округа о признании права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Требования мотивированы тем, что истец проживает в "адрес"
Данный дом является общей долевой собственностью: 1/2 доля в доме принадлежит истцу, а 1/2 доля принадлежит Юрковой Н.А.
Жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных шахтах и подлежит сносу.
Истец с 14 января 1999 года зарегистрирована в указанном доме и была включена в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированных шахт.
Для подтверждения своего права на получение социальной выплаты истец обращалась к ответчику, однако ей был дан ответ, что она не может претендовать на получение социальной выплаты, так как не может быть признана нуждающейся в жилом помещении и, соответственно, не может быть отнесена к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилья, в связи с тем, что ей принадлежит на праве собственности 1/2 доля в праве собственности на квартиру по адресу: "адрес"
С указанным отказом ответчика Коростелева С.В. не согласна.
1/2 доля квартиры, расположенной по адресу: "адрес", не являлась для истца местом жительства, а была приобретена ею для осуществления коммерческой деятельности.
05 февраля 2016 года Коростелевой С.В. была совершена сделка по отчуждению 1/2 доли указанной квартиры.
После этого истец вновь обратилась к ответчику с просьбой включить её в список граждан, подлежащих переселению, и выплатить ей социальную выплату для приобретения жилья взамен непригодного для проживания.
Письмом N от 10 февраля 2016 года ответчик сообщил Коростелевой С.В., что, продав свою долю в вышеуказанной квартире, в соответствии со ст.53 ЖК РФ она умышленно ухудшила свои жилищные условия и не имеет права на предоставление социальной выплаты для приобретения другого жилого помещения.
Истец просила суд признать за ней право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, и обязать ответчика включить её в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированных шахт, выплатить ей социальную выплату для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, из расчёта 33 кв.м. на одного человека.
Истец Коростелева С.В. в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Попов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика - Управления городского развития Киселевского городского округа, Окунцова Я.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании, не оспаривая, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" заключением ВНИМИ от 26 июня 2013 года признан ветхим, непригодным для проживания и подлежащим сносу, исковые требования не признала.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 22 марта 2016 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Коростелевой С.В. к Управлению городского развития Киселевского городского округа о признании за ней права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, и обязании управления городского развития Киселевского городского округа включить её в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированных шахт, и выплатить социальную выплату для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, отказать.
В апелляционной жалобе Коростелева С.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что ст. 53 ЖК РФ неприменима к спорным правоотношениям, данная норма регулирует правоотношения по постановке на очередь для получения жилья по договору социального найма.
Также указывает, что судом первой инстанции не было доказано, что она действовала умышленно, с целью намеренно ухудшить свои жилищные условия.
Доля в квартире, расположенной по адресу: "адрес", не являлась для нее жилищем, а была способом обеспечения обязательств по договору займа, что подтвердил свидетель Глушков С.В.
Ссылается на то, что даже при наличии 1/2 доли в праве собственности на квартиру по "адрес" площадью 43,7 кв.м., она является нуждающейся в жилом помещении, поскольку обеспечена жилой площадью менее установленной учётной нормы на одиноко проживающего гражданина.
На апелляционную жалобу представителем Управления городского развития Киселевского городского округа Окунцовой Я.В., действующей на основании доверенности, принесены возражения.
Истец Коростелева С.В. надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась и не сообщила о причине неявки, в связи с чем, Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие на основании ст. 327, п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителя Управления городского развития Администрации Киселевского городского округа Окунцову Я.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), возражавшую против доводов апелляционной жалобы, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327-1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утверждён перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтёрских городов и посёлков, в том числе, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 (с изменениями в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 778 от 14 ноября 2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утверждённого Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года N 308 (с изменениями от 27 июня 2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывших к месту учёбы или службы с данной площади.
Решая вопрос о ликвидации организации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий определённых групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путём приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счёт средств федерального бюджета.
Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам производится за счёт средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты (на момент закрытия шахты).
Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Решая вопрос о ликвидации нерентабельных шахт и разрезов, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильём.
Как установлено судом, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 06 февраля 2006 года истец Коростелева С.В. является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилой дом по "адрес", право собственности зарегистрировано 28 марта 2006 года (л.д. 17, 19).
Фактически в указанном доме Коростелева С.В. проживает с детства, о чём в судебном заседании пояснила свидетель Истомина Т.Л.
Зарегистрирована по указанному адресу Коростелева С.В. с 14 января 1999 года, что подтверждается копией паспорта истца, копией домовой книги и адресной справкой (л.д. 5).
Данный жилой дом расположен в зоне подработки шахты "Черкасовская" (шахта 7А, 7Б), шахты "Суртаиха" и шахты "Тайбинская".
В соответствии с заключением СФ ОАО ВНИМИ N от 26 июня 2013 года жилой дом по "адрес" значится в перечне ветхих жилых домов, подлежащих сносу, так как нахождение в условно-опасных зонах угрожает жизни и здоровью проживающих в них людей (заключение СФ ОАО ВМИМИ N от 26 июня 2013 года, Приложение 9 таблица 2.)
Письмом ответчика N от 02 ноября 2015 года (л.д. 9-10) истцу Коростелевой С.В. было отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку на основании договора купли - продажи от 14 мая 2015 года она имеет 1/2 долю в праве собственности на квартиру по адресу: "адрес"
Согласно договору купли - продажи 1/2 доли квартиры от 05 февраля 2016 года, Коростелева С.В. продала свою долю собственности в данном жилом помещении Глушкову С.В.
На повторное обращение истца Управлением городского развития Киселевского городского округа вновь отказано Коростелевой С.В. в предоставлении социальной выплаты для приобретения другого жилого помещения, со ссылкой на то, что, продав свою долю в указанной выше квартире, Коростелева С.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия (л.д. 11-12).
Разрешая данный спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с позицией ответчика о том, что совершение истцом сделки по отчуждению 1/2 доли в праве собственности на квартиру по "адрес" по договору купли - продажи, является обстоятельством, которое в силу ст. 53 ЖК РФ препятствует получению социальной выплаты, поскольку истец не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, и, соответственно, не может быть отнесена к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилья, поскольку совокупность условий, необходимых для предоставления социальной выплаты, в данном случае отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, признавая их основанными на правильном применении норм материального права к установленным обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции правильно исходил из того, что отчуждение истцом 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение по договору купли-продажи, является намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, поскольку как на момент приобретения 1/2 доли квартиры, так и на момент ее продажи истец знала о том, что спорный жилой дом подлежит сносу.
Ссылка в жалобе на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам несостоятельна, поскольку обстоятельства, установленные по спорам между другими лицами, к настоящему делу не относятся и, кроме того, российское законодательство не предусматривает применения состоявшихся по аналогичным делам решений судов в качестве источника права.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им в обжалуемом решении дана мотивированная правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается, они не опровергают выводы суда, основаны на субъективной оценке установленных по делу обстоятельств и на неправильном толковании норм приведенного законодательства, а поэтому подлежат отклонению.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений, влекущих отмену или изменение решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328, ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 22 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коростелевой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: О.Н. Калашникова
Т.М. Чудинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.