Новгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Кораблёвой Е.С.,
с участием представителя административного истца прокуратуры Новгородской области Смирновой М.В.,
представителя административного ответчика Новгородской областной Думы Кротовой С.В.,
представителя административного ответчика Губернатора Новгородской области Митина С.Г. Поморжанского-Авдеева А.А.,
представителя заинтересованного лица Департамента образования и молодежной политики Новгородской области Макаровой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Новгородской области, предъявленному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Новгородской областной Думе, Губернатору Новгородской области Митину С.Г. о признании пунктов 2 и 5 части 1 статьи 1 и части 3 статьи 1 Областного закона Новгородской области от 11 января 2005 года N 391-ОЗ "О мерах по социальной поддержке обучающихся" не действующими в части,
установил:
22 декабря 2004 года Новгородской областной Думой принят и 11 января 2005 года подписан Губернатором Новгородской области Областной закон от 11 января 2005 года N 391-ОЗ "О мерах по социальной поддержке обучающихся и воспитанников".
Данный Областной закон действует в редакции Областных законов от 05 марта 2005 года N 418-ОЗ, от 14 июля 2005 года N 521-ОЗ, от 02 августа 2005 года N 527-ОЗ, от 29 декабря 2005 года N 595-ОЗ, от 15 февраля 2007 года N 46-ОЗ, от 25 декабря 2007 года N 237-ОЗ, от 26 декабря 2008 года N 456-ОЗ, от 02 февраля 2010 года N 673-ОЗ, от 30 марта 2010 года N 708-ОЗ, от 01 июля 2010 года N 790-ОЗ, от 30 сентября 2010 года N 833-ОЗ, от 03 декабря 2010 года N 870-ОЗ, от 05 мая 2011 года N 993-ОЗ, от 06 декабря 2011 года N 1142-ОЗ, от 31 октября 2012 года N 140-ОЗ, от 30 апреля 2013 года N 246-ОЗ, от 02 октября 2013 года N 326-ОЗ, от 04 декабря 2013 года N 383-ОЗ, от 28 марта 2014 года N 497-ОЗ, от 02 июня 2014 года N 570-ОЗ, от 01 сентября 2014 года N 613-ОЗ, от 27 ноября 2015 года N 877-ОЗ, имеет название "О мерах по социальной поддержке обучающихся" (далее Областной закон).
Первоначальный текст Областного закона опубликован в печатном издании - областная газета "Новгородские ведомости" 19 января 2005 года N 6-7.
Изменения и дополнения в первоначальный текст Областного закона были опубликованы в печатном издании - областная газета "Новгородские ведомости" 15 марта 2005 года, 22 июля 2005 года, 09 августа 2005 года, 13 января 2006 года, 21 февраля 2007 года, 29 декабря 2007 года, 31 декабря 2008 года, 09 февраля 2010 года, 05 апреля 2010 года, 06 июля 2010 года, 05 октября 2010 года, 14 мая 2011 года, 12 декабря 2011 года, 02 ноября 2012 года, 08 мая 2013 года, 07 октября 2013 года, 11 декабря 2013 года, 02 апреля 2014 года, 05 сентября 2014 года, 04 декабря 2015 года.
Частью 1 статьи 1 Областного закона предусмотрено, что меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на питание, рассчитанной исходя из областного норматива финансирования мер социальной поддержки обучающихся на питание, утвержденного областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, оказываются учащимся, являющимся детьми-инвалидами, которые обучаются в муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе на дому (пункт 2), студентам, являющимся инвалидами (за исключением инвалидов I и II групп), которые обучаются в областных государственных профессиональных образовательных организациях по очной форме в пределах заданий (контрольных цифр) (пункт 5).
Согласно части 3 той же статьи Областного закона меры социальной поддержки в виде обеспечения двухразовым питанием оказываются обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются без проживания в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, в соответствии с областными нормативами финансирования мер социальной поддержки обучающихся, установленными в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Заместитель прокурора Новгородской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Новгородской областной Думе с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 2 и 5 части 1 статьи 1 Областного закона в той части, в какой они закрепляют только частичную компенсацию расходов на двухразовое питание обучающимся, являющимися инвалидами и одновременно имеющими статус "с ограниченными возможностями здоровья", и части 3 статьи 1 Областного закона в той части, в какой она закрепляет только частоту предоставления питания без указания на основную гарантию - бесплатность питания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора Новгородской области указал, что оспариваемые нормы противоречат статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", частью 7 которой предусмотрено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Оспариваемые положения, устанавливающие иной, отличный от установленного на федеральном уровне, порядок обеспечения питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, являющихся одновременно детьми-инвалидами, в их взаимосвязи препятствуют реализации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья их прав, установленных федеральным законодательством, носят неопределенный характер, не отвечают критериям ясности и вызывают неоднозначное толкование, что приводит к возможности их произвольного применения. Такое нормативное регулирование позволило образовательным организациям, расположенным на территории Пестовского района Новгородской области, в ходе правоприменения обеспечивать детей-инвалидов, хотя и имеющих статус "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья", установленной Областным законом мерой социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на питание в размере 15 рублей как детей-инвалидов.
Определением суда от 18 мая 2016 года к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечен Губернатор Новгородской области Митин С.Г.
В судебном заседании представитель административного истца прокуратуры Новгородской области Смирнова М.В. административный иск поддержала по названным выше мотивам.
Представитель административного ответчика Новгородской областной Думы Кротова С.В. в судебном заседании административный иск не признала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях относительно административного иска.
Административный ответчик Губернатор Новгородской области Митин С.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Представитель административного ответчика Губернатора Новгородской области Митина С.Г. Поморжанский-Авдеев А.А. в судебном заседании административный иск не признал по основаниям, аналогичным изложенным представителем Новгородской областной Думы.
Представитель заинтересованного лица Департамента образования и молодежной политики Новгородской области Макарова Л.Г. в судебном заседании административный иск считала необоснованным по мотивам, указанным в письменных объяснениях на административный иск.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 3 той же статьи с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Целями правового регулирования отношений в сфере образования, как это предусмотрено частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 273-ФЗ), являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Общие вопросы образования, социальная защита граждан в соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации),
Законодательное разграничение полномочий федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования закреплено Федеральным законом N 273-ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона N 273-ФЗ в качестве полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования предусмотрены, в частности, разработка и проведение единой государственной политики, разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ.
В статье 8 этого же Федерального закона названы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, среди которых отмечены разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации; обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) в соответствии с подпунктами 13, 14 пункта 2 статьи 26.3 этого Федерального закона относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Из изложенного следует, что субъект Российской Федерации вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере образования в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Пунктом "б" статьи 31 Устава Новгородской области предусмотрено, что областная Дума осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Новгородской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Новгородской области в пределах полномочий Новгородской области.
В силу пункта "м" статьи 32 Устава Новгородской области областная Дума принимает областные законы, которыми регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом Новгородской области и областными законами к ведению и полномочиям Новгородской области.
Как следует из оспариваемых положений Областного закона, они устанавливают на территории Новгородской области меры по социальной поддержке в виде обеспечения питанием отдельных категорий обучающихся (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), предоставляемой за счет средств областного бюджета, а также определяют механизм финансирования из областного бюджета мер социальной поддержки в виде обеспечения питанием, реализуемых в образовательных организациях, финансируемых из областного бюджета, а, следовательно, они приняты Новгородской областной Думой в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 273-ФЗ в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 7 статьи 79 того же Федерального закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Статьей 37 этого же Федерального закона регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность (часть 1).
Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления (часть 4).
В целях реализации прав иных категорий обучающихся, не относящихся к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, на меры социальной поддержки в виде обеспечения питанием за счет бюджетных ассигнований бюджета Новгородской области, частями 1 и 2 статьи 1 Областного закона установлены категории лиц, которым оказываются меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на питание, рассчитанной исходя из областного норматива финансирования мер социальной поддержки обучающихся на питание, утвержденного областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, и в виде полной компенсации расходов на питание (учащиеся из малоимущих семей (за исключением учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащихся, являющихся детьми-инвалидами), которые обучаются в муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе на дому); учащиеся, являющиеся детьми-инвалидами, которые обучаются в муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе на дому; воспитанники, которые обучаются с проживанием в муниципальных общеобразовательных организациях; студенты, которые обучаются в областных государственных профессиональных образовательных организациях по программам подготовки квалифицированных рабочих по очной форме в пределах заданий (контрольных цифр); студенты, являющиеся инвалидами (за исключением инвалидов I и II групп), которые обучаются в областных государственных профессиональных образовательных организациях по очной форме в пределах заданий (контрольных цифр); воспитанники, которые обучаются с проживанием в областных государственных общеобразовательных организациях с наименованиями "спортивная школа-интернат", "кадетская школа"; воспитанники, которые обучаются с проживанием в муниципальных общеобразовательных организациях с наименованием "интернат"; студенты, являющиеся инвалидами I и II групп, которые обучаются в областных государственных профессиональных образовательных организациях по очной форме в пределах заданий (контрольных цифр).
Согласно статье 5 Областного закона денежные средства на реализацию этих мер социальной поддержки предусматривается в областном бюджете.
Таким образом, установление оспариваемыми нормами дополнительных мер социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на питание учащимся, являющимся детьми-инвалидами, которые обучаются в муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе на дому, и студентам, являющимся инвалидами (за исключением инвалидов I и II групп), которые обучаются в областных государственных профессиональных образовательных организациях по очной форме в пределах заданий (контрольных цифр) является правом, а не обязанностью Новгородской областной Думы, предоставленным ей положениями статьи 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ и статьи 37 Федерального закона N 273-ФЗ.
Из сопоставления содержания статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ, устанавливающей особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с содержанием оспариваемых заместителем прокурора Новгородской области пунктов 2 и 5 части 1 статьи 1 Областного закона, следует вывод о том, что оспариваемые нормы не противоречат указанным выше положениям Федерального закона N 273-ФЗ, поскольку ими бесплатность питания для категорий лиц, перечисленных в пунктах 2 и 5 части 1 статьи 1 Областного закона, не гарантируется.
При этом ссылки в административном исковом заявлении на то, что оспариваемые нормы Областного закона в той части, в какой они закрепляют только частичную компенсацию расходов на двухразовое питание обучающимся, являющимися инвалидами и одновременно имеющими статус "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья", не соответствуют части 7 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ, представляются несостоятельными и судом во внимание приняты быть не могут.
Так, под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в пункте 16 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, регулируется Положением о такой комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 1082.
Под инвалидом статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" понимает лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
При этом в этой же статье указано, что ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95.
Так, согласно пунктам 5 и 6 названных Правил условиями (критериями) признания лица инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
При этом требуется совокупность всех вышеперечисленных условий.
Как следует из части 1 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (часть 2 статьи 79 того же Федерального закона).
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3).
Таким образом, анализ вышеизложенных положений законодательства, регулирующий различные понятия, основания и порядок наделения лиц с ограниченными возможностями здоровья или лиц, признанных инвалидами, тем или иным статусом не допускает отождествлять данные категории лиц, что предопределяет и различия в порядке предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения питанием.
Из сопоставления части 7 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ с содержанием части 3 статьи 1 Областного закона следует, что ею не установлены какие-либо меры социальной поддержки обучающихся в виде обеспечения питанием, в ней, равно как в статье 5 того же Областного закона, лишь определены нормативы, по которым осуществляется финансирование из областного бюджета на меру социальной поддержки в виде бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, установленную частью 7 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ, реализуемую в образовательных организациях, финансируемых из областного бюджета (областные государственные и муниципальные образовательные организации).
Областные нормативы финансирования мер социальной поддержки обучающихся установлены в разделе 3 приложения 13 к Областному закону от 28 декабря 2015 года N 888-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год" и составляют для детей-инвалидов - в размере 15 рублей в день, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - 65,5 рублей в день.
С учетом того, что часть 7 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования, помимо того, который из ее содержания следует: обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, установленный в оспариваемой норме механизм финансирования данной меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета, в свою очередь, не предполагает и не может предполагать иного порядка обеспечения питанием обучающихся кроме как бесплатного, а, следовательно, вопреки утверждениям административного истца, оспариваемая норма не нуждается в дополнительном указании в ней на бесплатность предоставления такой меры социальной поддержки.
Таким образом, доводы представителя прокуратуры Новгородской области о том, что часть 3 статьи 1 Областного закона противоречит статье 79 Федерального закона N 273-ФЗ ввиду того, что в ней не указано на основную гарантию - бесплатность питания, являются необоснованными.
Утверждение представителя прокуратуры Новгородской области о том, что взаимосвязанные положения оспариваемых правовых норм носят неопределенный характер, не отвечают критериям ясности и вызывают неоднозначное толкование, что приводит к возможности их произвольного применения, является необоснованным.
Оспариваемые нормы Областного закона отвечают общеправовому критерию формальной определенности, их содержание является ясным и недвусмысленным, и возможности их произвольного применения не допускают.
При этом выявленные прокуратурой Новгородской области в ходе мониторинга областного законодательства в сфере образования на территории Пестовского района Новгородской области случаи нарушений прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по обеспечению их питанием, на которые в обоснование административного иска ссылался заместитель прокурора Новгородской области, для настоящего спора, разрешаемого в порядке абстрактного нормоконтроля, правового значения не имеют.
При таких обстоятельствах, оснований считать пункты 2 и 5 части 1 и части 3 статьи 1 Областного закона не соответствующими требованиям федерального законодательства у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Новгородской области, предъявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Новгородской области, предъявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Новгородской областной Думе, Губернатору Новгородской области Митину С.Г. о признании пунктов 2 и 5 части 1 статьи 1 и части 3 статьи 1 Областного закона Новгородской области от 11 января 2005 года N 391-ОЗ "О мерах по социальной поддержке обучающихся" не действующими в части отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 27 июня 2016 года.
Председательствующий Л.В.Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.