Президиум Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Сушинских А.М.,
членов президиума
Антипина А.Г., Антропова В.Р., Ведерникова В.М., Григорьевой Ф.М., Елфимова И.В.
рассмотрел поступившую в суд кассационной инстанции кассационную жалобу администрации муниципального образования " ... " на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 ноября 2015 года по гражданскому делу " ... " по иску В.С.Н. к администрации муниципального образования " ... ", администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, Правительству Тюменской области, Главному управлению строительства Тюменской области о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма, благоустроенного жилого помещения не менее " ... " кв.м., отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, на территории муниципального образования " ... ", переданные для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции на основании определения судьи Чесноковой А.В. от 23 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования " ... " О.О.Ю,, действующей на основании доверенности " ... " от " ... "., представителя администрации Тюменского муниципального района Тюменской области С.С.С., действующей на основании доверенности " ... " от " ... "., и поддержавших доводы жалобы в полном объёме, возражения представителя Правительства Тюменской области Я.Е.В., действующей на основании доверенности " ... " от " ... "., представителя В.С.Н. - П.Ж.С., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от " ... "., и полагавших оставить обжалуемое заявителем судебное постановление апелляционной инстанции - без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения, президиум Тюменского областного суда
УСТАНОВИЛ:
В.С.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования " ... ", администрации Тюменского муниципального района, Правительству Тюменской области, Главному управлению строительства Тюменской области о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма, благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее " ... " кв.м., отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, расположенного на территории муниципального образования " ... ".
Требования мотивированы тем, что истец состоит на регистрационном учёте, в жилом помещении, расположенном по адресу: " ... ", общей площадью " ... " кв.м., в которое он был вселён на основании ордера " ... " от " ... ". Указанное жилое помещение было уничтожено вследствие пожара в 1990 году и признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от " ... ", назначенной распоряжением Главы администрации муниципального образования " ... " от " ... " года " ... ". Постановлением администрации МО " ... " от " ... " указанное жилое помещение было включено в программу "Переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда МО " ... " на 2013-2015 годы", однако истец до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования " ... " в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что жилой дом по адресу: " ... " реестре муниципальной собственности не значится, не был передан администрации по акту приема-передачи имущества с администрацией Тюменского муниципального района " ... ". Жилое помещение истца включено в программу "Переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда МО " ... " на 2013-2015 годы", предполагаемый срок отселения 2017 год при условии финансирования из бюджета.
Представитель администрации Тюменского муниципального района " ... " в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что на администрацию Тюменского муниципального района " ... " не может быть возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма, поскольку решение о непригодности жилого помещения для проживания принято межведомственной комиссией МО " ... ".
Представитель ответчиков Правительства Тюменской области и Главного управления строительства Тюменской области в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 19 августа 2015 года постановлено:
" В.С.Н. в удовлетворении требований к администрации муниципального образования " ... ", администрации Тюменского муниципального района " ... ", Главному управлению строительства " ... " о предоставлении вне очереди по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение не менее " ... " кв.м., отвечающего установленным жилищным законодательствам требованиям, на территории муниципального образования " ... " - отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 ноября 2015 года решение Тюменского районного суда Тюменской области от 19 августа 2015 года отменено, с принятием по делу нового решение которым:
"Исковые требования В.С.Н. к администрации муниципального образования " ... " удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования " ... " предоставить В.С.Н. вне очереди, по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение не менее " ... " кв.м., отвечающего установленным жилищным законодательствам требованиям, на территории муниципального образования " ... ".
В удовлетворении исковых требований В.С.Н. к администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, Правительству Тюменской области, Главному управлению строительства Тюменской области - отказать".
В кассационной жалобе заявитель просит отменить вышеуказанное судебное постановление, принять по делу новое решение, которым решение Тюменского районного суда Тюменской области от 19 августа 2015 года оставить без изменения.
В связи с поступлением в суд кассационной инстанции Тюменского областного суда кассационной жалобы заявителя, " ... " судьёй Тюменского областного суда гражданское дело " ... " по иску В.С.Н. к администрации муниципального образования " ... ", администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, Правительству Тюменской области, Главному управлению строительства Тюменской области о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма, благоустроенного жилого помещения не менее " ... " кв.м., отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, на территории муниципального образования " ... " было истребовано в Тюменский областной суд и определением судьи кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - в президиум областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения судьи областного суда о возбуждении кассационного производства, письменный отзыв администрации Тюменского муниципального района от " ... ". " ... ", президиум Тюменского областного суда считает, что принятое по делу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 ноября 2015 года следует отменить, решение Тюменского районного суда Тюменской области от 19 августа 2015 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования " ... " - удовлетворить.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования " ... " указывает, что в соответствии с постановлением Администрации МО " ... " от " ... " " ... " "Об утверждении заключения межведомственной комиссии Администрации МО " ... " о признании жилого помещения непригодным для проживания" жилое помещение, расположенное по адресу: " ... " включено в Программу "Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда муниципального образования " ... "" с предполагаемым сроком отселения в 2017 году, при условии финансирования из бюджета " ... ". В настоящее время бюджетом муниципального образования " ... " данный вид расходов не предусмотрен, поскольку в полномочия администрации МО " ... " не входит приобретение и (или) строительство жилых помещений, в соответствии с Уставом муниципального образования " ... " и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года. Также в материалах дела имеются документы, подтверждающие тот факт, что указанный жилой дом в реестре муниципальной собственности не числится и в муниципальную собственность не передавался. В соответствии с Жилищным кодексом РФ и законом Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" N 137 от 07 октября 1999 года право на предоставление жилых помещений по договору социального найма из муниципального жилищного фонда имеют граждане, признанные малоимущими в порядке, установленном настоящим Законом, и нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьями 6 и 8 настоящего Закона, однако в очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма истец не состоит, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся не обращался. Также заявитель считает, что требование о возложении на него обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, общей площадью не мене " ... " кв.м, является необоснованным, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие площадь жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ".
Президиум Тюменского областного суда данные доводы кассационной жалобы находит обоснованными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, В.С.Н. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: " ... " на основании решения Исполнительного комитета " ... " поселкового совета народных депутатов от " ... " и выдан ордер " ... " от " ... " (л.д.9).
Согласно сведениям Межрайонного отдела дознания и административной практики " ... " Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по " ... " от " ... ", в жилом доме, расположенном по адресу: " ... " 1990 году произошел пожар (л.д.11).
Заключением межведомственной комиссии от " ... ", назначенной распоряжением Главы администрации муниципального образования " ... " от " ... " " ... ", указанное жилое помещение было признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодным для проживания (л.д.13).
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку В.С.Н. на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит, малоимущим в установленном порядке не признан, не относится ни к одной из перечисленных в законе категорий граждан, которым во внеочередном порядке предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, а также учитывая, что жилое помещение включено в муниципальную программу "Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда МО " ... " на 2013-2015 годы" со сроком отселения 2017 год, истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в связи с признанием жилых помещений непригодных для проживания под номером " ... ", то основания для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отсутствуют.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия указала, что ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Данные выводы суда апелляционной инстанций президиум Тюменского областного суда считает нельзя признать законными и обоснованными по следующим основаниям.
Статья 52 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Как указано выше, предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Из вышеизложенного следует, что признание дома аварийным и подлежащим сносу не является достаточным основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В материалах дела отсутствуют доказательства объективной нуждаемости В.С.Н. в предоставлении жилого помещения, на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, истец не состоит, малоимущим в установленном законом порядке он не признан, что подтверждается справкой администрации муниципального образования " ... " от " ... ".
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что истец не относится ни к одной из перечисленных в законе категорий граждан, которым во внеочередном порядке предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, а также учитывая, что В.С.Н. включен к муниципальную программу "Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда МО " ... " на 2013-2015 годы" со сроком отселения 2017 год, является правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных В.С.Н. требований о предоставлении вне очереди по договору социального найма, благоустроенного жилого помещения не менее " ... " кв.м., отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, на территории муниципального образования " ... ".
Таким образом, допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов администрации муниципального образования " ... ", в связи с чем, президиум Тюменского областного суда считает, что в силу п. 4 ч.1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 ноября 2015 года следует отменить, решение Тюменского районного суда Тюменской области от 19 августа 2015 года - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования " ... " - следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 388, п. 4 ч.1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Тюменского областного суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 ноября 2015 года - отменить, решение Тюменского районного суда Тюменской области от 19 августа 2015 года - оставить без изменения.
Председательствующий: (подпись) А.М. Сушинских
Копия верна.
Судья Тюменского областного суда А.В. Чеснокова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.